В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Я называл его Бовин-747` Назад
`Я называл его Бовин-747`
Умер Александр Бовин, известный дипломат и знаменитый журналист, автор и ведущий популярной в свое время программы "Международная панорама", спичрайтер Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Сам себя он называл "зоологическим оптимистом". И действительно излучал оптимизм всем своим обликом. "Он никогда не носил галстука, - вспоминают о нем друзья. - Даже на официальные приемы ходил в рубашке нараспашку. Он был свободен и в советские, и в постсоветские времена. Не верится, что сейчас приходится говорить о нем в прошедшем времени".

"Я называл его Бовин-747", - рассказал ГАЗЕТЕ известный журналист Генрих Боровик, с которым Александр Бовин в свое время работал в "Международной панораме". - По аналогии с американским самолетом Боинг-747. Он поначалу обижался, но я ему сказал, что я же не объем имею в виду, а устойчивость полета. Он посмеялся вместе со мной". "Он был замечательный журналист, - продолжает Генрих Боровик. - Ведь были журналисты "чего изволите", а были те, которые позволяли себе рисковать. Он относился ко второй группе. Ему при этом было труднее, чем другим: он ведь работал в группе консультантов или советников в ЦК при Генеральном секретаре Брежневе". По воспоминаниям Боровика и других близко знавших Александра Бовина коллег, доклады Леонида Ильича ему приносили уже на последней стадии написания. Бовин делал последнюю правку текста. Так что многие идеи Брежнева, имевшие либеральный привкус, исходили именно от него. Впрочем, работа в высокой инстанции нисколько не испортила характер Бовина.

Все отмечают, что он оставался обаятельным и общительным человеком.

"Он и на официальных приемах, и на вечеринках, междусобойчиках, которые мы устраивали не так редко, любил обставить себя тарелками с едой, - вспоминает Генрих Боровик, - он ставил перед собой бутылку шампанского - напиток, который он больше всего любил, и поглощал это все в огромных количествах. Такое ощущение, что он вел застольную беседу и с телезрителями. Он на ваших глазах размышлял и вместе с вами делал выводы и был принят как свой собеседник, который сидит вместе с вами за столом в вашей комнате".

"Это был уникальный человек по принципиальности, честности и отваге, - вспоминает бывший главный редактор "Известий" Игорь Голембиовский (ныне главный редактор "Русского курьера"). - Он, например, был первым, кто сказал правду о ситуации в Иране, когда там после исламской революции 1979 года наступила реакция. К стыду моему, "Известия" отказались от его материала".

Впрочем, Бовин не был идеальным. "Он, - вспоминает все тот же Генрих Боровик, - согласился быть автором текста к фильму об Афганистане, когда мы ввели туда войска. И не побывав там, сделал текст к фильму, где все это весьма поддержал. Потом он получил за это государственную премию. Я не скажу, что он расстраивался по этому поводу, но, конечно, в дальнейшем не считал этот поступок тем, которым можно гордиться".

После 19 лет работы в "Известиях" Бовина отправили послом в Израиль. Он оказался последним послом Советского Союза в этой стране. Аркади Мил-Ман, нынешний посол Израиля в России, называет Бовина "другом всего народа Израиля". "Смерть Александра Евгеньевича - горькая потеря для всех нас. Ушел яркий, настоящий человек. Он стоял у истоков становления отношений Государства Израиль с новой Россией. Его работа в качестве посла началась задолго до приезда в Израиль - статьи Бовина в "Известиях" помогли создать условия для возобновления отношений между нашими странами", - рассказал Аркади Мил-Ман ГАЗЕТЕ.

Удивительных историй, которые случались с ним, хватило бы на целую книгу. Вот лишь одна из них. Однажды Бовин прибыл на Кубу. Его встречал сам Фидель Кастро. Советского журналиста-международника поселили в лучшей гостинице, но на всякий случай приставили к нему наблюдателя. Молодой чернокожий парень быстро подружился с Бовиным, который покупал ему "Мальборо". На Кубе это были страшно дефицитные сигареты, которые не мог достать даже офицер местной госбезопасности.

По возвращении на родину Бовин еще долго посылал своему кубинскому знакомому "Мальборо", купленные за валюту в магазине "Березка". Однажды утром он сидел в "Известиях" и читал "белую ленту ТАСС" - так тогда называлась информация, предназначавшаяся лишь узкому кругу лиц. Вдруг на глаза Бовину попалось сообщение о раскрытой на Кубе попытке переворота. В числе его зачинщиков назывался и тот офицер, который якобы хотел отравить Фиделя Кастро советскими сигаретами "Столичные". Бовин со всех ног бросился в МИД - выручать друга. История умалчивает о том, чем закончилось это заступничество, но сам факт того, что Бовин поступил именно так, а не иначе, свидетельствует о многом.

Александр Евгеньевич Бовин

Родился в 1930 году. Окончил школу с золотой медалью, получил высшее юридическое образование. В 1959 году закончил аспирантуру МГУ. Защитил кандидатскую диссертацию по философии. Работал в леспромхозе, затем народным судьей в Краснодарском крае. Потом вернулся в Москву и почти четыре года проработал научным консультантом редакции журнала "Коммунист". Из редакции перешел на работу в ЦК КПСС. С 1972 по 1991 год - политический обозреватель газеты "Известия". Был телеведущим популярной программы "Международная панорама". С 1991 по 1997 год - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Израиле. После возвращения в Россию - вновь обозреватель "Известий". Параллельно вел на ТВЦ публицистическую программу "Разговор по существу". Был отмечен государственными наградами.


30.04.2004

gzt.ru

Док. 543836
Перв. публик.: 30.04.04
Последн. ред.: 06.02.09
Число обращений: 225

  • Боровик Генрих Авиэзерович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``