В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
1. Интервью губернатора Самарской области В.Артякова, ГТРК `Самара`, передача `Вести-Самара. Главная тема`, 10.03.2008 Назад
1. Интервью губернатора Самарской области В.Артякова, ГТРК `Самара`, передача `Вести-Самара. Главная тема`, 10.03.2008
Прошло голосование по выборам президента Российской Федерации. Как бы вы могли прокомментировать, как проголосовала Самарская область?

В. Артяков: Я считаю, что Самарская область проголосовала убедительно. Хорошо. Я бы оценил это так. В этой связи хотел бы поблагодарить всех жителей области за то, что они, даже невзирая на непогоду, какие-то бытовые неурядицы, вышли, проголосовали, исполнили свой гражданский долг, выбрали нового президента. Особенно хочу поблагодарить тех, кто проголосовал за Д. Медведева. Мы понимаем, что это преемник политики президента Путина, что для нас очень важно. Хотелось бы отметить, что здесь не должно быть обиженных каких-либо из кандидатов, которые принимали участие в голосовании. Люди сделали свой выбор. И особо отметить хотел бы, что избирательная кампания прошла корректно, в соответствии с законом, не было особых нарушений, не было черного пиара или какой-то недобросовестной агитации. Поэтому то, что часть кандидатов не прошла или не набрала даже каких-то убедительных результатов, это, конечно, все-таки заслуга политики президента Путина, и то, что он предложил свою кандидатуру - Д. Медведева - для нас очень важно. Поскольку понятно, что весь этот период времени в течение 8 лет стоял рядом с ним, работал в тех проектах, которые были ему поручены, и эти проекты достаточно эффективно реализовывались в регионах России и, прежде всего, у нас, в Самарской области.

Победа А. Пушкова в Тольятти - это в какой-то мере результат того, что его поддержали вы или сыграли роль какие-то иные факторы?

В. Артяков: Я ведь поддержал его не сразу, я сначала посмотрел на человека, посмотрел на его жизненную позицию, посмотрел на его программу, посмотрел, как он общается с людьми, как он видит развитие города, как он видит взаимодействие с общественными организациями, с бизнес-структурами в городе, как он видит социальную сферу города. Мне это понравилось, поэтому я, конечно, его поддержал. В отличие от других кандидатов он значительно выделялся, и я сделал соответствующий выбор.

Какие, на ваш взгляд, сейчас стоят перед ним основные задачи?

В. Артяков: Задачи перед новым мэром стоят непростые. Прежде всего, необходимо формировать новую социально-экономическую программу развития города. Это вопросы социального обеспечения населения. Это вопросы городского хозяйства, коммунального хозяйства. Это вопросы тарифной политики, где очень много проблем. Это вопросы взаимодействия с бизнес-структурами, это вопросы строительства. Тольятти отстает значительно в программе строительства и ввода жилья. Это вопросы дорог. Мы сегодня как раз обсуждали на совещании, где Самара и Тольятти стояли у нас отдельно. Тольятти в том числе имеет проблемы по развитию дорожной сети. Этот комплекс вопросов предстоит решать сегодня новой команде мэра. Помимо всего прочего это и вопросы кадровой политики. Надо обновлять команду, которая там работает, изыскивать новый кадровый потенциал. При этом все делать надо разумно, не порушив все, что есть, не потеряв тот опыт, который сегодня есть. То, что сегодня нужно принять в городе новые подходы к развитию, это очевидно.

На одном из последних совещаний вы рассматривали проблему в городе с сосульками. Это разгильдяйство чиновников? Отсутствие системы в уборки крыш? Какие выводы были сделаны?

В. Артяков: Вы совершенно правы. На прошлой неделе на совете региональной безопасности мы эти вопросы рассматривали. Здесь многофакторность причин. То, что вы перечислили, это есть одни из причин. Мы предупреждали всех муниципальных руководителей, что проблемы могут быть. Надо было заниматься и локализацией и снежных наносов, и наледей на крышах, во всяком случае, хотя бы огораживать. Но не все этому предупреждению вняли.

В чем причина? В отсутствии вертикальных связей?

В. Артяков: Может быть, отнеслись к этой проблеме недостаточно серьезно. Но сегодня серьезность проблема сама показала. Я считаю, что недопустима такая халатность, которая повлекла за собой гибель людей. Ответственность несут на себе руководители муниципальных образований, на чьей территории произошли эти события. Это просто безобразие в любом случае. Сегодня мы эти случаи расследуем. Будем принимать по ним отдельное решение. Думаю, мы должны выйти в особых случаях с законодательной инициативой относительно ответственности тех или иных должностных лиц, в результате работы которых произошли такие случаи. Мы будем консультироваться с нашей Губернской думой, и принимать уже соответствующие решения в Думе.

Кажется, в Уголовном кодексе что-то подобное есть?

В. Артяков: Там предусмотрена ответственность, но мы хотим усилить эту ответственность. Ничто не может оправдать гибель человека. Никакая законодательная база, никакие кодексы. Человек погиб, значит, надо разбираться в причинах. Еще хуже будет, если мы не примем мер, и это будет тенденцией.

Какие самые болезненные экологические проблемы губернии на ваш взгляд?

В. Артяков: Позиция министерства должна быть жестче, более "зубастее". Всю деятельность в области надо регламентировать в соответствии с законом. Что сегодня происходит? Хаотичная застройка на береговой черте, хаотичная застройка в рекреационных зонах. Люди не понимают, что они нарушают закон. Или понимают. Значит, кто-то этому покровительствует. Либо это руководители муниципальных образований на местах, либо надзорные органы. В этом должно разбираться министерство. Инициировать рассмотрение данных вопросов по сносу, по недопущению таких застроек в суде. Министерство должно четко следить за регламентом строительства или несанкционированных застроек в той или иной черте. Что касается экологической ситуации, мы внимательно наблюдаем за работой министерства природных ресурсов. На три года у нас только на природоохранные мероприятия заложено около 390 млн. рублей. Это хорошая сумма по сравнению с прошлым периодом. Я считаю, даже этого мало. Сегодня у нас 90% бытовых отходов просто складируется на полигонах, санкционированных или несанкционированных. Только 10% перерабатывается. Это очень мало. Сегодня у нас значительные проблемы по загрязнению окружающей среды не только промышленными предприятиями, но и автомобильным транспортом, порядка 40%. У нас проблемы с питьевой водой. Они существуют. Мы рассматриваем эти вопросы постоянно на правительстве, есть отдельная программа по обеспечению питьевой водой населения области. Это тоже экологические проблемы. Мы должны их решать не эпизодически, а постоянно. Поскольку экологические вложения, вложения средств в экономику, связанную с экологией, это вложение в человека, в его потенциал. Это его здоровье, это комфортность его жизни, это его среда обитания. Эти проблемы у нас одни из первоочередных по решению.

Было подписано соглашение между ФК "Крылья Советов", Правительством Самарской области и "Российскими технологиями". Чего ожидать болельщикам от такого мощного финансового партнера?

В. Артяков: Прежде всего, в клубе наступит стабильность. Не будет такого лихорадочного шараханья относительно возможностей финансирования клуба. В этой ситуации повысится и статус клуба. Когда имеется такой мощный партнер, как "Российские технологии", отношение к клубу будет иное. Это очень положительно отразиться на игре команды. То, что правительство сегодня поддерживает клуб, считая, что это одно из основных направлений развития профессионального и массового спорта, это важно. С другой стороны, мы договорились с "Российскими технологиями", что в том числе будет развиваться академия детского футбола. Мы будем развивать фарм-клуб "Крылья Советов". То есть, из клуба, который бил региональным, - мощный не только региональный, но межрегиональный клуб, поскольку предполагаем, что из других областей к нам тоже пойдут игроки. Мы будем пропагандировать идею спорта.

А за сколько сезонов?

В. Артяков: Сложно сказать. У нас амбициозные планы. Думаю, что за три сезона мы должны выйти в лидеры.

Что по поводу кооперации Renault - АвтоВАЗ? Когда автомобилистам ждать нового автомобиля?

В. Артяков: Я очень горд, что стоял у истоков создания этого альянса. Это событие не только российского, но и мирового масштаба. Мы, по сути дела, сегодня влились в мировой автомобильный промышленный холдинг. Мы сегодня присутствуем среди грандов автомобильного производства. Это дает, прежде всего, новые технологии, это дает новые возможности для персонала. Мы имеем возможность обучить людей работать по-новому. Мы имеем возможность сократить тот период времени, когда надо разрабатывать свою собственную модель или платформу, взяв готовую, которая уже популярна в мире. И то, что мы сегодня имеем с Renault, даст серьезный толчок для развития не только АвтоВАЗа, но и города Тольятти. Я лично разговаривал в Карлосом Гоном, и с руководителями "Российских технологий", они готовы участвовать в развитии технопарка в Тольятти именно по компонентному производству для автомобилей. Автокомпоненты будут развиваться еще и там. Технопарк уже принимает практическое воплощение, это уже не теория, это уже возможность привлечения инвестиций и новых технологий. Это новые рабочие места. Если технопарк заработает в новом объеме так, как мы это видим, через какой-то промежуток времени, то это порядка 30 тыс. новых рабочих мест. Соответственно будет развиваться производство, будет развиваться инфраструктура города, будет развиваться город, жилье и т.д. Для Тольятти это очень серьезный и важный проект.

На заседании правительства поднимался также вопрос о не целевом использовании земель сельхозназначения. Очень многие фирмы занимаются отчуждением этих земель, перепрофилированием. Что может сделать областное правительство в этой ситуации?

В. Артяков: Та информацию, которую я услышал на правительстве и предварительно изучил, меня некоторым образом ошеломила. 9 тыс. земельных участков отчужденных - это практически 20% пашни - незаконно, по сути, отчужденных. Требовалось, чтобы мы решением правительства одни из них вывели из сельхозоборота. Не имея кадастровой оценки, непонятно, каким образом оформленные. 9 тыс. земельных участков. Это серьезные цифры, серьезный объем. Я своим решением приостановил эти действия. Мы создали рабочую группу под руководством вице-губернатора А. Нефедова, для того чтобы каждый участок был досконально изучен. Какие мотивации, за какие цены был продан этот участок, под какие цели, на каком основании, и потом будем принимать соответствующие решения. Если это не целевое использование участков, если эти участки были переданы незаконно, мы будем подавать в суд и решением суда забирать эти участки назад.

А то, что построено, сносить?

В. Артяков: Если необходимо, будем сносить.

Сейчас в губернии реализуется НП "Доступное и комфортное жилье". Главная проблема городов - недостаток свободных земельных участков под строительство. Строительным фирмам приходится выкупать участки по спекулятивным ценам. Играет рынок. Из-за этого получаются и квартиры недешевые. Можно ли как-то отыграть эту ситуацию?

В. Артяков: Это не рынок играет, это играют спекулянты. Это один из тех примеров, которые мы сейчас с вами обсуждали. 9 тыс. участков, не понятно, подо что проданные. Мы должны были, казалось, на это закрыть глаза. Но когда придет ситуация, когда надо будет развивать инфраструктуру, прокладывать дороги, коммуникации и т.д., или строить жилье, возникает новый владелец или новый собственник. Я далек от того, чтобы говорить, под каким предлогом или как были проданы эти участки, это отдельная история. Что мы предпринимаем сегодня? Есть случаи даже в Самаре, когда, выделяется участок под временное строительство, а через некоторое время возникает капитальное строение. Никто этого не контролирует. Никто этого не видит, и вдруг неожиданно нам предъявляют его на регистрацию. Таких примеров много. Такие примеры мы должны учитывать и не допускать в дальнейшем такого самозахвата. Что делать по ресурсу земли? Конечно, город должен развиваться. Он должен развиваться, безусловно, вширь. Сегодня главная проблема в Самаре - это точечная застройка. Мы сегодня должны идти по программе комплексного развития города, комплексной застройке территорий. 2 млн. квадратных метров в год - это тот показатель, та планка, которую мы должны для себя поставить.

Насчет Заречья?

В. Артяков: Не только. Я имею в виду и по региону. Заречье - это отдельный проект. Мы сейчас смотрим другие территории, другие площадки. Что мы будем делать? Мы будем привязывать территорию к городу и там размещать это жилье. Оно будет доступное, комфортное, равнодоступное. Таким образом, мы хотим разгрузить центр города и начать уже реконструкцию центра. Но делать это уже не с помощью точечной застройки, а принимать архитектурно выверенные решения. Мы сегодня имеем протесты людей на территории, когда возникает неожиданно здание. Мы видим архитектурные нарушения, когда мы видим старую Самару, и вдруг возникают какие-то стеклянные "свечки". Хотя мы можем представить и другие места для этих зданий. Я считаю, что сегодня из города надо вывозить промышленные предприятия. За черту города. Строить жилье. Строить гостиницы. Строить бизнес-центры, центры досуга населения. У нас сегодня стоит вопрос о строительстве стадиона для ФК "Крылья Советов". Это очень серьезный проект и мы уже несколько участков определили себе для этого. Будем утверждать, и делать проектно-сметную документацию под эти проекты. Должна работать система. Нельзя хаотично строить город.

Ждем генплан?

В. Артяков: Генплан должен утверждаться сегодня в городской думе. Его рассматривают депутаты. После рассмотрения будем его реализовывать. Если и вносить изменения, то они должны носить разумный характер. Но территории сегодня есть у нас. Есть резерв, будем перепрофилировать предприятия, объекты. Я договорился с "Росимуществом", что часть территорий перейдет к нам из федеральной собственности в областную, чтобы строить жилье. Мы ведем сегодня переговоры с министерством обороны о тех объектах, которые сегодня есть в городе, чтобы передали нам, и на их территории строить жилье, при этом мы будем решать проблему очередников, прежде всего, министерства обороны, очередников наших, решать вопрос, связанный с дефицитом жилья как для военных, так и для служащих бюджетной сферы.

Возможно ли за три года самарские дороги довести до европейского уровня качества? Мы потянем это?

В. Артяков: Не потянем. В этой ситуации мы будем максимально привлекать федеральные ресурсы. Раньше это было софинансирование. 50% финансировали мы, 50% - федеральный центр и только под те проекты, по которым у нас готова проектно-сметная документация. Сегодня мы ставим вопрос, чтобы довести отношения до 30/70. 70% - федеральный центр, 30% - мы. Это даст нам финансовый потенциал, чтобы реализовать программу. Но нельзя забывать о том, что три года - это короткий срок. А период строительства в России определен климатическими условиями. Речь идет, прежде всего, об основных магистралях. Те, которые сегодня требуют безотлагательного решения по капитальному ремонту или по прокладке новых дорог. Мы видим потенциал в том, что руководители муниципальных образований ряда территорий продают участки земли, через которые проходят дороги. Кода мы считали, то получается, что в себестоимости дороги до 50% закладывается на выплату тем собственникам земель, через которые проходят дороги. Такого допускать нельзя. Дорога делается для всех. Иногда ситуация складывается парадоксальная. Казалось бы, шоссейная дорога, и вдруг на ней отведен когда-то участок земли, который перекрывает наполовину эту самую дорогу. Кто мог придумать такое отведение земли? Человек-частник может придти на трассу, на шоссе, перегородить ленточками свой кусок и сказать, что здесь никто не может ездить. Кто мог такое придумать? Бывают горе-руководители. С этим мы сталкиваемы и боремся. Убеждаем людей, что так нельзя. Договариваемся.

Ходят такие слухи, что В. Артяков - будущий мэр Москвы.

В. Артяков: Если бы был не губернатором, а просто жителем региона, я бы, наверно, гордился за своего губернатора. Не знаю, кто распускает эти слухи, это не правда. Я люблю Самару. Я полюбил регион, я строю здесь дом, я строю здесь баню. Я обрастаю хозяйством. Поэтому никуда я не собираюсь уезжать. Я здесь буду работать, пока Президент доверяет мне эту работу.


http://www.adm.samara.ru/organi_vlasti_gubernator/Press/34997/

Док. 543466
Перв. публик.: 10.03.08
Последн. ред.: 05.02.09
Число обращений: 102


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``