В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Как спасти ребенка от беды` - депутатский отчет заместителя председателя Законодательной Думы Хабаровского края Людмилы Перкулимовой в газете `Тихоокеанская звезда` N64 от 5 апреля 2008 года Назад
`Как спасти ребенка от беды` - депутатский отчет заместителя председателя Законодательной Думы Хабаровского края Людмилы Перкулимовой в газете `Тихоокеанская звезда` N64 от 5 апреля 2008 года
В Государственной думе в рамках комитета по вопросам семьи, материнства и детства прошли парламентские слушания о повышении эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Среди участников слушаний была и заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Людмила Перкулимова. Мы попросили Людмилу Сергеевну поделиться своими впечатления от разговора, который состоялся в стенах Госдумы.

- Отрадно, что нынешний созыв депутатов свою работу начал именно с этих слушаний, таким образом обозначив важность темы, - сказала она. - Но с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних - 90 лет, а мы все еще решаем проблемы эффективности ее работы.
Безусловно, значимо то, что впервые в Государственной думе создан подкомитет, который будет заниматься проблемами социального сиротства, беспризорности, безнадзорности детей, правонарушений среди несовершеннолетних.
Об уровне слушаний говорит тот факт, что на них присутствовали два вице-спикера, представители Общественной палаты, законодательных органов субъектов, ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних.
В своем докладе председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина говорила о необходимости совершенствования федерального закона N120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который обозначил все ведомства, их полномочия и функции по профилактической работе с несовершеннолетними.
Комиссия по делам несовершеннолетних - координирующий орган, который объединяет усилия образования, социальной защиты, здравоохранения, милиции, спортивных, культурных учреждений, молодежных структур ради благополучия ребенка.
Кстати, Мизулина поставила вопрос: а каков статус комиссии? Она - карательный орган или все-таки защитник интересов ребенка?
- А действительно, кто она подростку - мать или мачеха?
- Конечно, работающие там люди по закону должны защищать права ребенка. Но многие комиссии по делам несовершеннолетних выполняют функцию досудебную, то есть разбираются с подростком, составляя протоколы и выписывая штрафы родителям.
При этом члены комиссии стараются сделать все, во всяком случае у нас в крае, чтобы как можно меньше дел в отношении несовершеннолетних передавалось в суды.
Какова позиция на этот счет законодателей? Они говорят о том, что должен быть принят закон о комиссиях по делам несовершеннолетних, ибо они работают на основе положения, которое написано в 1967 году. Понятно, что мы давно живем в другом государстве и новой системе ценностей.
- Людмила Сергеевна, а какой видится вам в идеале нынешняя комиссия по делам несовершеннолетних?
- Она должна быть самостоятельной и независимой. В той же Московской области статус председателя комиссии - советник губернатора, у него штат сотрудников. То есть люди занимаются только этими вопросами. Там один специалист на пять тысяч детей.
Конечно, таких примеров два-три по стране. В остальных регионах председатель комиссии - человек не освобожденный. Ответственный секретарь работает в структуре какого-то ведомства.
Например, у нас - в министерстве социальной защиты. И он один - освобожденный специалист. Все. В Хабаровске есть хотя бы секторы по работе с детьми, а в муниципальных районах нет и этого.
После слушаний в нашей Законодательной думе мы предлагали создать отдел по проблемам семьи, материнства и детства при правительстве края. Это бы решило многие проблемы.
Хорошо бы иметь ежегодный доклад по проблемам детей. Кто его должен готовить? В некоторых субъектах это делают комиссии по делам несовершеннолетних.
- Насколько все-таки в силах комиссии по делам несовершеннолетних уберечь ребенка от беды?
- В стране и у нас в крае наметилась тенденция к снижению роста преступлений, совершаемых подростками, по России - на 7,4 процента, по краю - на 4,1. Но статистика остается тревожной.
В России каждое седьмое преступление совершается несовершеннолетними, в крае - каждое десятое. Мне очень понравилась мысль одного из выступающих.
Он сказал, что нельзя судить ребенка. Если что-то не состоялось в его судьбе и он оказался на скамье подсудимых, рядом с ним должны сидеть родители и представители всех тех ведомств, которые должны сопровождать его в жизни.
Однако чаще всего задолго до того, как произошло непоправимое, ребенок остается один, не понятый, не любимый. В стране не уменьшается число брошенных детей. Их устраивают в детские дома, но без родителей им и там плохо.
Ребенок бежит из семьи, из детского дома, не находя понимания. Одна из проблем, которая была озвучена на парламентских слушаниях, - рецидив детских преступлений.
- Но ведь существует множество организаций, официальных и общественных, которые работают с подростками и неблагополучными семьями.
- Действительно, всякого рода учреждений много, но их явно недостаточно. Мы живем в мире, в котором семейные ценности, традиции ушли на второй план, они не играют главенствующую роль в воспитании.
Еще одна проблема, о которой говорили в стенах Госдумы. Сложный ребенок не обязательно родом из неблагополучной в традиционном понимании этого слова семьи. Сегодня много семей достаточно обеспеченных, богатых, но там нет духовного родства с ребенком, а оттого ситуация еще сложнее. Он во сто крат тяжелее все переживает, и если совершает правонарушения, то они отличаются особой жестокостью и непредсказуемостью.
Конечно, обнаруживать возможное неблагополучие надо как можно раньше. Есть же служба педиатров, психологов, инспекторов. Но мы решаем вопросы, когда случилась беда, когда ребенок попал в поле зрения милиции.
- Что из услышанного вами стало откровением?
- Много интересного рассказали мои коллеги, приехавшие из регионов, но мне было не стыдно за наш край. Даже то, чем гордятся в правительстве Москвы, для нас - не открытие.
Службы сопровождения, работа с пьющими семьями, социальные гостиные - все это уже практика. Сегодня Хабаровский край работает с общественным фондом защиты от жестокого обращения с детьми, разработана программа по профилактике социального сиротства.
Она направлена на выявление раннего неблагополучия. У нас есть хороший опыт в этом плане в Хабаровске и Комсомольске-на Амуре.
Многое сделано по грантовым проектам. Что же касается самой комиссии по делам несовершеннолетних, то она рассматривает наболевшие вопросы глубоко, серьезно. После обсуждения какие-то проблемы решаются.
Скажем, была ситуация, когда дети, которые находятся в следственном изоляторе в Комсомольске-на-Амуре, не учились. Теперь они учатся.
Возникали проблемы со спецшколой, с условно осужденными детьми. Мы этим занимаемся.
Теперь вот новые заботы - организация летнего отдыха детей-сирот.
- Всякие слушания предполагают некие рекомендации...
- Чего ждут представители регионов? Чтобы было, наконец, разработано положение о комиссии по делам несовершеннолетних, определен ее статус, созданы нормативы на уровне государства.
У нас ведь нет никаких социальных нормативов. Как, скажем, определить неблагополучную семью, семью, которая нуждается в поддержке?
В стране нет единого банка данных о них. Каждый субъект нарабатывает собственный опыт. На слушаниях прозвучала мысль: все лучшее, что есть в регионах, должно стать нормой на уровне Российской Федерации. То есть задача Госдумы - все это изучить, обобщить и законодательно обозначить.
- Людмила Сергеевна, уже который год идут разговоры о создании ювенальных судов.
- Идея витает в воздухе с 2002 года, но и теперь законопроект не предполагается рассматривать. Почему? В судах идет специализация. То есть судьи специализируются на рассмотрении дел, связанных с правонарушениями несовершеннолетних.
Этого, считают законодатели, пока достаточно. Ибо если создать целые ювенальные суды, то может оказаться, что они будут недостаточно востребованы.
Хотя есть регионы, где на уровне правительства выделили средства на социальных педагогов, психологов, которые готовы работать с судьями.
Впрочем, я согласна с одним из ораторов, который сказал, что вся наша жизнь должна быть пронизана социальной работой с семьей и ребенком. Если бы так было, возможно, такие суды нам бы и не понадобились.

Записала Елена ИЩЕНКО
05.04.2008
http://www.duma.khv.ru/Site.aspx?oid=270111541

Док. 543238
Перв. публик.: 05.04.08
Последн. ред.: 04.02.09
Число обращений: 91

  • Перкулимова Людмила Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``