В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Миклушевский: Интернет-пресс-конференция Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Назад
Владимир Миклушевский: Интернет-пресс-конференция Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации
Прежде всего, разрешите поблагодарить уважаемое информационное агентство за предоставленную возможность выступить и подробно осветить заявленную тему. Прежде всего, я бы хотел начать с истории вопроса - почему сейчас стало необходимым переходить на новую оплату труда в бюджетной сфере. Я думаю, что вы знаете, что с 1992г. вся бюджетная сфере работает по оплате труда на так называемой тарифной сетке, которая на самом деле является неким уравнивающим механизмом для всей страны, для всех отраслей и, по сути, не делает различий между работниками этих отраслей. Но в силу того, что все мы понимаем, что в жизни такого происходить не может, и жизнь как раз это показала, потому что с 1992г. эта единая тарифная сетка обросла более 1000 нормативно-правовых актов, которые вносили в нее те или иные изменения. Среди наиболее типичных примеров, касающихся системы образования, я назову, например, в законе об образовании присутствует норма о 40% и 60% надбавки за должности доцента и профессора и так далее. Иными словами, разными законодательными или нормативными актами делались попытки ввести дифференциацию, которая по жизни необходима, все это понимают. Вторая отрицательная вещь, которую содержала в себе единая тарифная сетка, что, по сути, она не содержала никаких стимулирующих механизмов, которые позволяли работнику трудиться лучше. Как бы ты не трудился, ты получишь один и тот же оклад или точнее тариф по своему разряду ЕТС. Кроме того, разница оплаты по разряду ЕТС был маленьким, что тоже не стимулировало работников к повышению квалификации продвижению к следующему разряду тарифной сетки или, скажем, мало стимулировало. Вот эти несколько причин заставили руководство страны по-иному посмотреть на эту проблему и принять решение. Я напомню, что решение было принято чуть менее года назад - 22 сентября 2007г. вышло постановление правительства N605, которое собственно и положило начало работы по переходу на новую оплату труда.

В этот год все федеральные ведомства над этой проблемой работали и в августе 2008г. вышло постановление правительства N 583, которое уже конкретизировало, уточнило какие-то моменты. Прежде всего, надо начать с главного - для чего это, собственно, нужно. Как мы, например, как федеральный орган, отвечающий за развитие образования и науки в стране оцениваем необходимость, своевременность и нужность введения этой новой системы и на что она, прежде всего, направлена. Я думаю, что, прежде всего, она направлена на предоставление качества тех услуг, которые предоставляют сегодня образовательные научные учреждения. И это главное, ради чего стоит затевать всю эту реформу. Потому что, прежде всего наша задача при переходе на новую систему оплаты труда, создать условия для людей, которые трудятся качественнее и интенсивнее, чтобы они были в этом заинтересованы. И, как мы все с вами понимаем, тогда мы можем надеяться на то, что и качество в целом тех образовательных или научных услуг, которые предоставляет то или иное учреждение, возрастет. Что принципиально нового будет заложено в той систему оплаты труда, которая вводится с 1 декабря текущего года. Прежде всего, она будет строиться по ведомственному принципу. Вот это та модель, которая заложена и в 605-м постановлении правительства, и в 583-м. То есть не отраслевой, подчеркиваю, а ведомственный принцип. То есть каждое ведомство делает примерное положение об уплате труда для своих учреждений, которые в их ведении находятся. Аналогично Минобрнауки и подведомственные службы и агентства - Рособразование, Роснаука, Рособрнадзор и Роспатент - сделали такие примерные положения. Основные принципы, которые были заложены там, я хотел бы здесь осветить. Прежде всего, разрабатывая эти примерные положения, мы старались уйти от жесткой регламентации. На эту тему было много разговоров, конструктивных споров, различных мнений, но все-таки мы пришли к пониманию, что мы должны доверять руководителям наших учреждений и должны предоставить им возможность и гибкость в принятии собственных систем оплаты труда.

Такие правила мы сейчас разрабатываем и намерены внедрить эту норму уже с 1 декабря, то есть по результатам работы учреждений за 2008г. Прежде всего, сейчас на первом этапе это будет касаться учреждений высшего и среднего профессионального образования, потому что мы хотим попробовать эту систему. Таким образом, мы оцениваем, что введение новой системы оплаты труда позволит руководителю более гибко формировать штат работников, оптимизировать численность. Причем, когда я говорю слово "оптимизация", то мы не предполагаем обязательного сокращения, как многие автоматически думают. Может быть ситуация, при которой будет увеличение численности каких-то подразделений, где это будет нужно. Есть какие-то подразделения, которые хорошо работают, зарабатывают средства и не только за счет бюджета, но и имеют какие-то внебюджетные источники, И почему бы там не увеличить штатную численность? Я считаю, что это совершенно справедливо, адекватно, но решать это должен руководитель. Сейчас мы обсуждаем вопрос, который, наверное, многих волнует, касающийся включения в штатное расписание внебюджетных работников. Сейчас многие вузы и средние специальные профессиональные учебные заведения имеют такую возможность. Мы сейчас работаем над решением этой проблемы, прежде всего для системы высшего профессионального образования, потому что там свыше 123 тыс. работников только по системе Рособразования, в других ведомствах - еще, соответственное количество, которые на внебюджетных штатных должностях. Но штатное расписание в любом случае будет одно. Фонд оплаты труда, который в учреждении есть, будет распределяться по единым правилам, то есть не будет людей, которые на бюджете сидят или на внебюджете. Этого не будет. Просто будут финансируемые ставки, по крайней мере, мы так предлагаем, которые будут профинансированы за счет бюджетных средств и будут ставки, которые будут финансироваться за счет внебюджетных средств. Мы сейчас соответствующие предложения в правительство внесли для того, чтобы эта норма действовала и чтобы мы могли тех работников, которые трудятся в высших учебных заведениях (их очень много в научно-исследовательских подразделениях, которые в основном являются внебюджетными), чтобы мы могли их успокоить и гарантировать, что с ними ничего страшного не произойдет.

Теперь я хотел бы остановиться на этапах, которые нам предстоит пройти. Дело в том, что мы всегда говорим про 1 декабря, но работа, причем самая активная, должна вестись уже сейчас. По действующему трудовому законодательству, мы должны предупредить своих работников в подведомственных учреждениях (имеются в виду руководители учреждений) об изменении существенных условий трудового договора за 2 месяца. Такие изменения, безусловно, произойдут, в соответствии с тем, о чем я сказал чуть ранее. Поэтому, для того, чтобы это успеть сделать, учреждения должны успеть разработать положение об оплате труда, согласовать их с представительным органом, то есть с профсоюзом, и, во-вторых, сделать новую редакцию по сути коллективного договора, потому что, как вы знаете, положение об оплате труда является приложением к коллективному договору. Вот это два обязательных действия, которые надо успеть совершить. Понятно, что этим двум обязательным действиям должна предшествовать довольно объемная счетная работа. Я когда говорю о счетной работе, это означает, что каждое учреждение должно очень точно оценить свои возможности. Потому что, еще раз оговорюсь, мы предоставляем довольно большие свободы в этой части руководителю, но он должен грамотно этой свободой воспользоваться, чтобы не получилось так, что он насчитает такие оклады, что потом он их выплачивать не сможет.

На мой взгляд, мы не должны бояться, что руководитель учреждения вдруг каким-то образом обидит своих работников. Я объясню, почему. По постановлению 583 положение по оплате труда, принимаемое в том или ином учреждении, должно быть обязательно согласовано с представительным органом. Мы знаем, что в большинстве это профсоюзные организации, поэтому, на мой взгляд, вот эти опасения лишены оснований. Положения уже в конкретном учреждении по оплате труда будут содержать три составляющие, из чего будет складываться оплата труда работника. Прежде всего, это оклад. Когда мы готовили примерные положения, которыми будут руководствоваться руководители учреждений, мы заложили туда следующий принцип - оклад устанавливается по квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы. Мы считаем это важным, потому что мы хотели уйти от того большого количества ступенек, которые содержала тарифная сетка. Дело в том, что разница между окладами должна быть существенной, она должна стимулировать работника повышать свою квалификацию. Это первый принцип... Таким образом, каждое учреждение установит для каждого квалификационного уровня, к которому относятся те или иные должности, соответствующий свой оклад.

Вторая составляющая заработной платы работника - это компенсационные выплаты, это могут быть выплаты за внеурочную работу или северные коэффициенты, то есть выплаты, которые установлены действующим законодательством. И, наконец, самая важная часть, ради которой, наверное, эта реформа и затевалась, это стимулирующая часть оплаты труда. Вот здесь мы ввели некоторый переходный период, который будет составлять один год, и написали в своем примерном положении, что с 1 января 2010г. не менее 30% фонда оплаты труда должен направляться на стимулирующие выплаты. Это как раз тот механизм, который позволит платить больше тем работникам, которые работают качественнее, интенсивнее и лучше. Здесь нечего добавить, потому что это принципиально. Очень часто задают вопрос о гарантиях. Я, во-первых, хотел сказать, что в постановлении 583 заложено, что работник при переходе на новую систему оплаты труда, то есть с 1 декабря 2008г. не может получать меньше той зарплаты (без учета стимулирующих выплат), которую он получал на тот момент, когда учреждение не перешло на новую систему оплаты труда. Это важная гарантирующая норма. И второй момент гарантий, который будет касаться всех работников без исключений, это введение с 1 января 2009г. нового минимального размера оплаты труда 4330 руб. Вот две нормы, которые будут гарантировать любого работника в том, что он не будет получать меньше определенного уровня. Очень важная норма, которая содержится в постановлении 583, это то, что руководитель учреждения будет получать до 5 окладов (это будет устанавливать учредитель) среднемесячной оплаты основного персонала. Таким образом, руководитель напрямую заинтересован, чтобы оплата труда его подчиненных росла, так как от этого будет зависеть и его уровень оплаты. И еще одно нововведение, о котором я не могу не сказать. В постановлении 583 предусмотрена ситуация, что учредитель вправе централизовать до 5% фонда оплаты труда. Мы этим правом намерены воспользоваться для того, чтобы потом в зависимости от результатов работы учреждения могли бы направить эти средства на оплату труда как руководителя учреждения, хорошо работающего, так и его работников.

А.Кузнецов: Как Вы относитесь к реформе российского образования?

В.Миклушевский: Ни для кого не секрет, что реформа не делается ради реформы. Она делается для того, чтобы сделать образование более качественным, и, самое главное, отвечающим современным потребностям экономики. Поэтому мое отношение очень простое (я еще раз повторюсь, что мы эту реформу делаем не ради того, чтобы что-то реформировать) - мы пытаемся решить ту задачу, о которой я сказал. Насколько это у нас получается успешно - не нам судить, но, по крайней мере, мы действуем именно в этом направлении.

Н.Геращенко: Как избежать рисков субъективизма в формировании надбавочной части зарплаты преподавателя, если премиальная часть будет полностью зависеть от оценки качества его работы ректором или деканом?

В.Миклушевский: Риск субъективизма - это хороший вопрос и мы постоянно его себе задаем. Ответ на него я сейчас попытаюсь сформулировать. Те критерии оценки результативности деятельности того или иного сотрудника учреждения, они должны, на мой взгляд, примерно на две трети состоять из объективных критериев и на одну треть, наверное, - из субъективных. Потому что без субъективных мы, к сожалению, эту систему построить не сможем, но сместить центр тяжести в сторону объективных, - это абсолютно реально. И вот тогда мы сможем решить тот вопрос, который задает слушатель.

М.Глазкова: Я как корреспондент и журналист, являюсь еще и одним из молодых преподавателей на одной из кафедр Московского университета. И вот у нас как раз было объявление о том, вводится новая система оплаты труда, и это вылилось в следующее: заведующая кафедрой объявила, что теперь только 70% зарплаты останется прежней, а 30% зарплаты преподаватели должны будут доказывать, что они имеют право ее получать. Таким образом, стабильной остается только 70-процентная часть, а остальные 30% будут зависеть от декана, от того, кто будет это оценивать. Как Вы можете прокомментировать вот такое решение на месте нововведения?

В.Миклушевский: В этом как раз состоит цель перехода на новую систему оплаты труда, чтобы работники старались работать лучше и получать больше. Согласитесь, что это же неправильно, когда один работник работает больше и лучше, а второй ничего не делает, но при этом получает такую же зарплату. Кстати, это очень типичная ситуация для сегодняшнего дня. Я таких примеров могу сотни привести. При этом у человека, который хорошо работает, возникает резонный вопрос: "А зачем я это делаю?" Поэтому, на мой взгляд, мы должны стремиться создать эту систему. Кстати, я могу сказать, что в Минобрнауки она имеет опыт реализации, только на уровне регионов. Вы, наверное, слышали о так называемой модельной методике оплаты труда педагогов в школе. Кстати говоря, эта модельная методика очень хорошо себя зарекомендовала. Суть ее точно такая же, как и новая система оплаты труда. Оплата труда педагогов в школе зависит напрямую от качества и интенсивности его труда. И я хочу сказать, что за счет того, что мы во многих пилотных регионах опробовали эту модельную методику (причем, мы никому ее не навязывали, регионы сами на это шли) получилось, что оплата труда в школах высококвалифицированных учителей выросла в два с лишним раза. Прежде всего, это говорит о том, что когда уже зарплата значимая, а когда мы говорим о значимой, то имеем в виду, что она должна быть не ниже средней по экономике региона, тогда это становится привлекательным и конкурентоспособным. Тогда уже преподаватель думает ни о том, что ему куда-то на рынок идти торговать (извиняюсь, конечно, за такое сравнение), а все-таки идти работать по своей основной специальности, и вот тогда в школу потянулись те люди, которые в свое время даже оттуда ушли по вполне понятным материальным причинам. Так что я думаю, что здесь все направлено на то, чтобы закрепить лучших.

Николай Захаров: Уважаемый Владимир Владимирович, Вы совсем недавно назначены заместителем министра образования и науки РФ. Какие приоритеты Вы выделяете в своей новой работе?

В.Миклушевский: Приоритеты моей новой работы состоят, прежде всего, в том, чтобы добиться максимально эффективного использования тех немалых средств, которые государство выделяет на образование и науку. Такая задача передо мной поставлена министром. И поэтому в мои должностные обязанности входят вопросы комплексной координации федеральных государственных целевых программ в сфере образования и науки. Второе важное направление моей деятельности - это вопросы, связанные с новыми экономическими, организационными механизмами функционирования образования и науки, это вопросы перехода в автономные учреждения и другие, например новая система оплаты труда. И третье направление, которое я буду курировать - это информатизация сферы образования и науки. Вот такой блок.

Игорь Сергеев "Московский комсомолец": С моей точки зрения эта система не будет стимулировать, чтобы на кафедры брали молодых специалистов. Вы прекрасно понимаете ситуацию, что сейчас на кафедрах работают в основном люди пожилые. Соответственно им невыгодно, чтобы на кафедрах появлялись люди молодые. Во-первых, меньше денег им достанется, а во-вторых, они будут не заинтересованы в конкурентах. Значит, получится, с моей точки зрения, молодых будет все меньше на кафедрах.

В.Миклушевский: До прихода в министерство я всю свою сознательную жизнь проработал в одном из московских вузов и сейчас там остаюсь заведующим кафедрой. Поэтому я боюсь, что с вами не соглашусь. Есть классическое выражение, что хорошая кафедра тогда, когда там есть три поколения - молодое, среднее и старшее. Я не разделяю этого пессимизма. На мой взгляд, как раз возможность дифференциации и позволит привлечь молодых преподавателей. Честно скажу, я не разделяю вашей оценки.

Волкова Ирина "Российская газета": Зарплата педагога зависит не столько от качества, сколько от количества учеников, поэтому в этом году в Пензенской области некому было учить первоклассников, потому что наряду с увеличением зарплаты было большое сокращение учителей. Я понимаю, что фонд, общие ассигнования из бюджета на эту реформу, не предполагаются, то есть, делим то, что есть?

В.Миклушевский: Нет, я об этом не сказал, мне казалось, что это общеизвестно, но тем не менее надо об этом сказать. Из бюджета выделяется на эту реформу, а точнее на переход на новую систему оплаты труда 30%. Тот фонд оплаты труда, который есть у учреждения, с 1 декабря будет проиндексирован на 30%.

Медников Леонид: На Ваш взгляд, сколько должна составлять зарплата педагога, чтобы он не только качественно учил, но и уважительно относился к своим ученикам?

В.Миклушевский: Я уже косвенно ответил на этот вопрос. Я считаю, что не меньше средней зарплаты по региону, во всех регионах она разная, есть статистические данные. Я почему аккуратно в этому отношусь, так как никого не хочу обидеть. Зарплата должна быть конкурентоспособной, чтобы в учреждение шли люди и оставались там работать, а не бегали в поисках совместительства, как часто происходит. Есть такой термин - эффективный контракт. Суть состоит в том, что преподавателя мы должны нанимать таким образом, чтобы у него не было желания бегать по подработкам, чтобы он имел основное место работы в одном месте, а не в пяти, где он должен бегать, чтобы заработать на жизнь.

Ивахин Александр: Уважаемый Владимир Владимирович, новая система оплаты труда педагогов подразумевает, на мой взгляд, и более ответственное отношение педагогов к своим профессиональным обязанностям. Как Министерство образования собирается отслеживать уровень качества педагогов высшего звена?

В.Миклушевский: Я уже на самом деле ответил на этот вопрос. То есть отслеживать мы будем деятельность в целом учреждения, потому что отслеживать качество деятельности самих работников должен руководитель. Поэтому в тех критериях оценки эффективности все и заложено, о чем я уже и сказал.

Ольга Ситникова "ИТАР-ТАСС": В случае, если преподаватель работает в нескольких учебных заведениях - одна работа у него основная, а в другом он изредка читает лекции. Будет ли он иметь право рассчитывать на стимулирующую часть в зависимости от успеха учеников на каждом месте работы?

В.Миклушевский: Безусловно.

Вопрос: Я хотела бы вернуться к теме ЕГЭ и к техническому образованию. Я знаю, что идет дискуссия, не убрать ли ЕГЭ по математике из разряда обязательных. Хотелось бы знать Ваше мнение по этому вопросу.

В.Миклушевский: Я считаю, что, не зная математику, поступать в технический вуз, это как-то странно звучит. И я повторюсь, у нас часто возникает ложное понимание. Давайте вспомним нашу молодость, когда мы поступали в вузы. У нас не было такой ситуации, чтобы из класса 100% поступали в вузы, у меня точно такого не было. Поступили сильные, остальные пошли в техникум, ПТУ. Почему сейчас что-то должно измениться. Если человек не знает математику, как он учиться будет. Я вам из собственного опыта могу привести много примеров. Если они не знают математику, то им очень трудно, потому что на математике основаны все специальные последующие предметы. Я, честно говоря, даже не понимаю постановки этого вопроса.

Людмила Рыбина: Вы сказали, что по новому положению руководитель сможет получать до пяти средних окладов своих сотрудников. И вот тут всплывает это страшноватое слово "оптимизация", потому что мы знаем, что по школе и число учителей сократилось, нагрузка на учителей и почасовая, и по количеству детей выросла, а, соответственно, вот так прошла оптимизация. А раз у руководителя зарплата напрямую зависит от окладов его сотрудников, значит, сотрудников должно быть поменьше, а оклады у них побольше? И еще вопрос, у молодого преподавателя 70% зарплаты будет стабильной - это 70% нынешней зарплаты или все-таки нынешняя останется как есть?

В.Миклушевский: При переходе на новую систему оплаты труда с 1 декабря 2008г. работники должны получать не меньше той зарплаты, которую они получали, подчеркиваю, без учета стимулирующих выплат. То есть, это та самая гарантированная часть, если можно в такой терминологии об этом говорить. Поэтому, на мой взгляд, что касается оптимизации, если мы, допустим, говорим о школе, то мне хотелось бы сделать некоторую отсылку к действующему законодательству. У нас есть статья 333 Трудового кодекса, которая говорит о норме часов за ставку заработной платы, которую устанавливает правительство, работы педагогических сотрудников. И есть постановление правительства N 191, где совершенно точно прописано (вы знаете, наверное, эту цифру) 36 часов должны работать люди, чтобы получить свою ставку. Если они работают больше, то они и получают больше, если меньше - соответственно, меньше получают. Кстати, насколько мне известно, очень многие учителя хотят работать больше, ну а что тут плохого? Что касается оптимизации в школах, в вузах, то есть же лицензионные требования, которые устанавливают нижнюю планку количества преподавательского состава, ниже перейти нельзя, выше - пожалуйста. То есть необходимо определенное количество учеников и студентов учить вот таким-то количеством персонала. Но что плохого в том, что если, например, руководитель видит, что этот персонал можно использовать более эффективно? Вот я пример приведу: у нас в вузах сейчас это распространенная практика, так называемые "контрактные студенты". И когда мы говорим об этих контрактных студентах, особенно часто они учатся в смешанных группах, то, наверное, если вы имеете 100 бюджетных студентов и 100 контрактных, то совершенно очевидно, что вам не нужно в два раза больше персонала иметь. Согласны же со мной? Потому что на самом деле оптимизация учебной нагрузки происходит (но это во всех вузах так) таким образом, что да, берут дополнительных преподавателей, но не в два же раза больше. Зато те, которые работают, они получают значительную заработную плату за счет этого. Просто я исхожу здесь из принципа какой-то разумной достаточности. Я думаю, что руководитель этого учреждения должен сам решать.

Дорофеев Павел: Уважаемый Владимир Владимирович, последнее время бюджетное образование в России стало дефицитом. Будут ли расширяться списки бюджетных факультетов в российских вузах?

В.Миклушевский: Исходя из демографической ситуации, а она такова, что у нас количество выпускников школ падает, я просто не вижу в этом никакого физического смысла. Ну и насчет того, что бюджетное образование дефицитное, я, честно говоря, с этим тезисом не согласен. По-моему, это не так.

Ольга Пономарева: Когда Вы прогнозируете первый положительный результат новой системы оплаты труда, о которой Вы сегодня говорили?

В.Миклушевский: Прогнозы вообще дело неблагодарное. Какие-то результаты сразу появятся, я почти в этом уверен. 2009г. будет годом переходным. Очень важное на самом деле и самое трудное - поменять систему координат в себя в голове. Потому что, когда мы обсуждали это в министерстве - и переход на новую систему оплаты труда, и отказ от каких-то принципов установления единых уровней оплаты труда из Москвы для всей страны - были разные точки зрения, но преобладала та, о которой я вам сегодня рассказывал. Но, тем не менее, это нормально, потому что мы действительно переходим, по сути это другая парадигма. Конечно, понадобится время, чтобы люди это осознали и поняли преимущество новой системы оплаты труда. Но я надеюсь, что мы тоже не собираемся сидеть, сложа руки, и будем активно этому способствовать. Надеюсь, что это произойдет максимально быстро.

Я хотел бы поблагодарить еще раз за проявленный интерес к этой теме. Мы открыты для диалога, и я бы хотел подчеркнуть это, и понимаем, что вопросов, конечно, много, поводов для излишнего оптимизма, наверное, давать нам не надо. Но могу сказать со сдержанным оптимизмом, что у нас все должно получить. Спасибо большое.

Цитируется по материалам сайта http://5ballov.ru/news/conf

kpmo.ru

18.09.2008

Док. 543034
Перв. публик.: 18.09.08
Последн. ред.: 04.02.09
Число обращений: 104

  • Миклушевский Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``