В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Юрия Буряка в рубрике `ДАТА `актуальное интервью`` N5-2007 Назад
Интервью Юрия Буряка в рубрике `ДАТА `актуальное интервью`` N5-2007
ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ - ЭТО ГЛАВНОЕ

Управление ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - единственное из аналогичных подразделений в России, которое обслуживает сразу
два субъекта Федерации, причем далеко не самых маленьких. Для справки: в области живет около 1,5 миллионов человек и в городе - почти 6 миллионов.
Эта особенность накладывает соответствующий отпечаток и на деятельность сотрудников управления. С вопроса об этом мы начали наш разговор с начальником местного УФМС, кандидатом педагогических наук, полковником милиции Юрием Буряком.

Наша справка >>
Буряк Юрий Николаевич родился в августе 1960 г. в Запорожской области.
Образование: Московское суворовское училище (1977), Одесское высшее артиллерийское командное училище (1981), академия МВД РФ заочно (1997) и академия Госслужбы при Президенте РФ тоже заочно (2006). После двух лет службы в Вооруженных силах был направлен в органы государственной безопасности, где прослужил до 1994 г.
После - служба в ГУВД Санкт-Петербурга (последняя занимаемая должность - заместитель начальника ГУВД).
С января 2006 г. - начальник УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, полковник милиции, кандидат педагогических наук.


- В том, что одна служба обеспечивает сразу два субъекта Федерации, есть несомненный большой плюс. Организацию своей работы приходиться налаживать сразу с четырьмя ветвями исполнительной и законодательной власти - по две на каждый субъект. А это тот бесценный опыт работы, которому ни в книгах, ни в академиях не научишься. К сожалению, здесь положительные стороны и заканчиваются. Одно только обстоятельство, что над тобой ровно в два раза больше начальников... Но главная сложность, конечно же, не в этом. В городе и области свои налоговые службы, свои суды и прокуратуры, а значит, требуется большее количество усилий и времени. Затратная часть, с точки зрения административного потенциала сотрудников, при принятии решений больше, чем при работе в одном субъекте. В каких-то вопросах нам приходится подстраиваться под разные нормативные базы двух субъектов федерации, что тоже не очень удобно.

- Зато, наверное, на денежном содержании это тоже отражается вдвойне?
- Если бы (смеется)! Хотя некоторая разница все же есть. В одном субъекте наш личный состав получает доплату за особые условия службы (по распоряжению губернатора), а в другом - нет. Но уверяю, на отношении к делу это не отражается. Мы - единое подразделение с едиными требованиями ко всем своим подчиненным и четким пониманием, в какой структуре работаем. И давно уже привыкли к подобному ритму работы. Все настолько тесно переплетено в городе и области, что для нас они - как единое целое. А на объективные сложности внимания просто не обращаем. У меня, например, 37 отделов и 137 территориальных пунктов непосредственного подчинения, и чтобы просто по одному разу побывать в каждом подразделении и элементарно вникнуть в суть происходящего, нужно полгода каждодневной работы без выходных и праздников. Это - нереально. К тому же нагрузка в управлении такова (особенно после 15 января), что очень часто приходится работать по 12 часов в сутки. Кроме этого, решением директора службы генерал-полковника милиции Константина Ромодановского на УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена функция по координации и контролю за деятельностью территориальных управлений Северо-Западного федерального округа.

- Юрий Николаевич, каким направлением работы в деятельности своего управления вы удовлетворены особенно?
- Быть удовлетворенным - значит успокоиться. Нам пока об этом говорить рано. Положительно могу отозваться обо всех без исключения сотрудников - более 1700 человек. Им приходиться иметь дело с различными категориями людей: от самых бесправных гастарбайтеров, которым необходимо получить пакет разрешительных документов, до желающих отправиться за границу на работу или "в поисках приключений". И в каждом отдельном случае нужен особый подход, соответствующая квалификация и готовность решать чужие проблемы. Если чего-то одного в человеке не достает, делать ему у нас нечего.
Когда в начале 2006 г. мы стали формироваться как самостоятельная служба, в наследство получили около 10 тыс. дел и материалов, которые находились в зависшем состоянии. В основном они касались неоформленного гражданства, видов на жительство у детей и пенсионеров. Довоенный год рождения, отсутствие свидетельства, возникшие сложности из-за развала Советского Союза, перевод фамилии на национальную транскрипцию, изрядно просроченные документы... Вроде бы мелочь, но с точки зрения формального подхода эти проблемы казались тупиковыми. Нам понадобился ровно год, чтобы свести такую ситуацию к нулю.
Почему я об этом говорю? Все стоящие и возникающие перед нашей службой проблемы мы не рассматриваем как нечто объемное в масштабах двух регионов. Каждая проблема - это отдельно стоящий за ней человек, и подход к ней должен быть субъективным. А каждый раз прикрываться кучей дел - проще простого. У нас существует твердое правило, как в сфере обслуживания: посетитель всегда прав. Поэтому категорически запрещено отправлять человека, не разъяснив сути его вопроса. Каждый нерешенный вопрос все равно потом вернется к нам, и как это часто происходит, уже в более сложной постановке. Мы иногда сами инициируем судебные разбирательства, чтобы помочь человеку выйти из законодательного тупика.
К сожалению, работа наша не очень благодарная с точки зрения отдачи. Но! Если ты пришел служить людям, то чем-то жертвовать должен обязательно. Раньше я не слышал ни одного хорошего слова о нашей службе, теперь к нам даже поступают благодарственные письма. Хотя это и не самоцель, но всего за полтора года работы мы сократили количество жалоб от населения почти на половину.

- Выходит, у вас практически нет проблем?
- В коллективе, нацеленном на работу, проблемы и нерешенные задачи будут всегда. В противном случае можно с уверенностью говорить о его недееспособности. Всего у нас в достатке: и проблем, и успехов. Главное, что все решаем на своем уровне. Единственное, что сегодня вне нашей компетенции - это нехватка средств. Например, заработная плата госслужащих управления ниже, чем официально установленная минимальная зарплата в городе Санкт-Петербурге. Это одна из главных причин, почему у нас есть вакансии. Но если сравнить с январем прошлого года, когда пустовала почти половина должностей, сегодня вакансий не больше 5%.

- Какие-то изменения в работе сотрудников произошли после 15 января? Какова обстановка на рынках после 1 апреля?
- Мы предполагали, что в связи с нововведениями в миграционном законодательстве объем нашей работы увеличится. Но чтобы настолько?! Он вырос примерно в 14-15 раз. Особенно на направлении внешней трудовой миграции, где нашим сотрудникам приходиться работать посменно по 24 часа в сутки без выходных и праздничных дней. Оборудование не выключается вообще. За весь прошлый год разрешений на работу было выдано около 30 тыс., а к середине июня этого - уже более 90 тыс. Еще нагляднее отражает изменившийся объем нашей работы количество иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет. За четыре месяца 2007 г. их уже более 162 тыс. человек.
Что касается количества работающих на рынках иностранцев - это не прямая компетенция ФМС, а больше Роспотребнадзора. Тем не менее, в этом направлении мы стали работать совместно с Роспотребнадзором, налоговой инспекцией и органами внутренних дел задолго до 1 апреля. Не могу утверждать, что ситуация на рынках по поводу торгующих иностранцев решена на 100%, но не сомневаюсь, что в конце концов она будет приведена в соответствие с законодательством.
Практически нет такого дня, чтобы наши сотрудники не проводили каких-то совместных рейдов или проверок. Операции под кодовым названием "Нелегал" или "Иностранец" для нас - каждодневная работа. За 4 первых месяца этого года проверено около 14 тыс. различных объектов. Тех, которые имеют направленность рыночной торговли - 269. В отношении нерадивых работодателей составлено 137 протоколов, 110 человек привлечены к административной ответственности. Суммарно штрафные санкции составили сумму около 6 млн рублей. У нас уже есть опыт взыскания с работодателей через суд максимальной суммы штрафов (800 тыс. руб.) за привлечение к трудовой деятельности иностранцев, не имеющих соответствующих разрешений.

- А несвойственные вам задачи решать приходиться? На территории города на Неве и в области очень часто проходят различные крупные мероприятия, в частности, июньский экономический форум?
- У нас несвойственных нам задач не бывает. Мы - правоохранительная структура, хоть и не наделены теми правами, которые возложены на процессуальные органы. С этого года на ГУВД легла функция административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства. За ФМС осталась только депортация. Что касается таких крупных мероприятий, как форум, то подготовка к нему касается нашей службы в полной мере. Мы усиливаем спектр миграционного контроля, проводим профилактическую работу на предмет запрещения каких-либо работ на объектах, которые находятся в относительной близости от места проведения мероприятий.

- Есть ли какие-то цифровые критерии, по которым вы можете оценить деятельность управления?
- По итогам прошлого года УФМС по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области перечислило в бюджет государства сумму в два раза больше той, что была на нее потрачена. За счет госпошлины, штрафных санкций... При этом потребность в нашем продукте остается по-прежнему острой, и порой спрос превышает наши физические возможности. Например, объем выдаваемых загранпаспортов за два года увеличился почти в два раза, и сегодня количество желающих получить паспорта продолжает расти. Средний показатель выдачи паспортов на одного сотрудника в месяц - около 1500 штук. Это выше, чем в целом по России и даже больше, чем в Москве.
Мы пытались в качестве эксперимента проводить электронный прием документов, что могло бы обеспечить технологический прорыв с точки зрения скорости работы, но вынуждены были приостановить программу, поскольку средств на ее поддержание нет. К сожалению, население тоже не готовит "телегу зимой, а сани летом". Большинство граждан обращается к нам в предотпускной период, как это происходит сейчас. А ведь есть 5-6 месяцев в году, когда у нас почти нет очередей.

- Взаимопонимание с обоими главами субъектов есть?
- В этом отношении проблем нет и быть не может. Нам ставятся задачи, мы их выполняем. И еще стараемся с лишними вопросами не надоедать. Давно уже всем ясно, что можно просить, что требовать, а что лучше решать самим. Личный состав аппарата нашего управления территориально располагается в восьми разных местах по городу, но мы ни кого за горло в этом отношении не берем. Найти свободное здание площадью 10 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге очень непросто. Мы подстраиваемся под существующую ситуацию и исходим в первую очередь из того, как оптимально вести прием населения. Многие наши подразделения, разбросанные по городу, уполномочены вести линейную работу с гражданами практически по всему спектру вопросов. В результате и проблема с помещением снята, и на качестве работы это не отражается.
Дали нам в прошлом году из ФМС России один грузопассажирский микроавтобус на базе "Форда" - хорошо. Знаем: будет возможность, дадут еще. Но мы не сидим на месте в ожидании, а стараемся задачу по другим транспортным единицам решать самостоятельно. Сразу хочу упредить ваш вопрос: со своими просьбами мы обращаемся далеко не ко всем. И дело не в кредитоспособности нашего потенциального делового партнера, а в его вменяемости. Чтобы не получилось так, что сегодня мы попросили, а завтра не знаем, как за это "отблагодарить", поскольку ответная просьба либо не адекватна, либо выходит за рамки действующего законодательства. Все наши подобные контакты носят исключительно легальный характер.

- А как вы воспринимаете многочисленные коммерческие предложения разных фирм о предоставлении услуг на получение гражданства РФ и регистрации? У вас есть с кем-то из них какие-то соглашения?
- Никогда ни с одной посреднической фирмой мы не работали и работать не будем. Эти вопросы, однозначно, находятся в ведении государственной монополии. Я вообще никому не советовал бы обращаться в эти фирмы, потому что не уверен в их благонадежности. Другое дело, если фирма оказывает юридическую помощь в подготовке и оформлении необходимых документов. В основной же массе они занимаются мошенничеством, особенно когда дело касается регистрационных вопросов и выдачи миграционных карт. Могу с уверенностью утверждать, что 99% вопросов, которые они предлагают решить за деньги, - липа, которая очень легко, благодаря нашей базе данных, устанавливается. К сожалению, ФМС не может напрямую заниматься этой проблемой, потому что здесь имеются признаки состава преступления, а решать эти вопросы - задача органов внутренних дел.
Наши взаимоотношения с ГУВД строятся в соответствии с действующими нормативными актами. Мы прекрасно понимаем, что в органах внутренних дел своих проблем достаточно, и все, что связано с незаконной миграцией или трудоустройством без разрешения - не их "головная боль", но все же хотелось бы более активной поддержки с их стороны, чтобы наши отношения были получше. Раньше, когда мы жили одной семьей и имели все общее, было значительно проще. Но состоявшийся "развод" - процесс объективный, который рано или поздно все равно должен был случиться. И не верьте, если вам где-то будут говорить, что все во взаимоотношениях органов ФМС и внутренних дел гладко. Даже в обычных семьях после развода количество плохих отношений превалирует над хорошими.


Беседовал
Виктор СИРЫК

voin-brat.ru

Док. 543008
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 04.02.09
Число обращений: 123

  • Буряк Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``