В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Два фронта работы УФМС. И оба они важные Назад
Два фронта работы УФМС. И оба они важные
Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти, которое возглавляет полковник милиции Юрий Николаевич БУРЯК, создано в его нынешнем виде 1 января 2006 года в соответствии с указом президента "Вопросы федеральной миграционной службы". УФМС переданы функции паспортно-визового управления и управления по делам миграции, т. е. ему вменено заниматься решением сложных правовых вопросов, напрямую связанных с судьбами людей. Как справляется с этими обязанностями новая структура, учитывая, что миграционная политика государства с каждым днем приобретает все большую актуальность?

- Действительно, в наше управление вошли две службы с полным объемом всех своих задач. Более того, мы работаем сразу на два субъекта Федерации - Санкт-Петербург и Ленобласть, где имеем 37 территориальных отделов (бывшие ОВИРы) и 134 территориальных пункта (по-старому - паспортные столы), которые в этом году выведены из состава РУВД и переданы в наше подчинение. Этот разброс создает определенные проблемы в управлении кадрами, которых, кстати, у нас недокомплект почти 300 человек.

Как федеральный орган мы в первую очередь призваны осуществлять государственную политику в области миграции населения. Задача сложная. У всех на слуху проблемы, с которыми сталкивается наша служба, сами мигранты и то, как это отражается на настроении населения. Что мы имеем фактически? Несколько сотен юридических лиц Петербурга и области привлекают на работу мигрантов, которые готовы трудиться там, где не хотят это делать местные жители. То есть реально трудовые мигранты здесь нужны. Значит, этому процессу не надо противодействовать. Наша задача ввести его в законные рамки, легализовать мигрантов и этим решить многие проблемы, например, из нахлебников сделать их нормальными налогоплательщиками.

Но все не так просто, как говорится. Далеко не каждый работодатель заинтересован в легализации мигрантов. Люди не регистрируются, потому что их селят без адреса. Если по жилсектору легализоваться невозможно, то и по юридическому адресу фирмы это тоже сделать нельзя. Получается тупик, выход из которого один - упрощение в получении регистрации и разрешения на работу, наконец, либерализация российского миграционного законодательства, которая позволила бы сделать более простым процесс предоставления российского гражданства тем, кто имеет на это право.

Указ президента от 28 июня с. г. "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", который только что вступил в силу, направлен именно на это. Но он не охватывает весь контингент ныне существующих мигрантов. К тому же, приглашая соотечественников на родину и обещая им материальную поддержку, пилотными на переселение называет те регионы, которые не всем покажутся привлекательными. Это обязательно даст повод политиканам говорить об ограничении прав и свобод вновь прибывших граждан. Но все же замечу, что процесс легализации мигрантов идет по прогрессирующей. Психология работодателей меняется в лучшую сторону. Все большее число предпринимателей понимают, что им не стоит скрывать свою наемную рабочую силу. Некоторым это настойчиво помогают осознать подразделения миграционного контроля.

- Юрий Николаевич, в минувшие два года в редакцию нередко приходили письма, где наши читатели рассказывали, с какими трудностями встретились их близкие или друзья, пытаясь получить гражданство РФ. Сейчас таких писем нет. Ваша служба стала лучше работать в этом направлении?

- Переезжая из республики в республику когда-то единого Союза, люди столкнулись с большими трудностями. Законодательство в этой области изначально, к сожалению, оказалось не совсем удачным, потому что не было практических наработок, когда оно формировалось. Многие люди приехали на новое местожительство неподготовленными, не имея при себе необходимых документов - миграционной карты, паспорта одной из республик СССР и так далее. И как бы мы по-человечески ни хотели пойти им навстречу, сделать ничего не могли. Существует определенный порядок, который мы не вправе менять, потому что не нами он установлен. Если мы проявим в этом деле неуместную инициативу, к нам придет прокурор и мы будем отвечать по закону.

Сейчас ситуация, после принятия некоторых поправок к законодательству, стала гораздо лучше. Наше управление успело сделать многое. Нами было рассмотрено восемь тысяч просроченных материалов по предоставлению гражданства. А по качеству работы с актами предоставления упрощенного гражданства мы находимся на одном из первых мест в России.

- Юрий Николаевич, как же это получается: вы действуете сугубо в рамках закона, но при этом рядом с вами работает некто, кто открыто им пренебрегает. Во многих СМИ, на уличных стендах можно ежедневно увидеть объявления: "Регистрация в Петербурге за один день", "Гражданство в РФ для всех". И так называемые правовые бюро, которые этим занимаются, даже не прячутся по углам.

- Этим фирмам мы объявили войну и ведем работу по дискредитации их деятельности, заниматься которой они не имеют никакого права, потому что здесь полная монополия у государства. И мы, государственная служба, посредников в этом деле не потерпим. Более того, организации, дающие такие объявления, оформляют гражданам фальшивые документы. Это может обнаружиться при первом же их предъявлении, и владельца фальшивки препроводят в отделение милиции.

Еще раз повторю: наша служба с такими фирмами не работает, но, к сожалению, бывает, что с ними входят в контакт отдельные сотрудники, которые этим нарушают закон. Рано или поздно все обязательно вскрывается (мы работаем в этом направлении вместе с прокуратурой и подразделением собственной безопасности), и я никого не прощаю. Компетентные инстанции дают правовую оценку происшедшему, и заводится уголовное дело. За свои поступки надо отвечать. Да и другим неповадно становится, когда они узнают, какое наказание понес их коллега.

- Не хотим никого оправдывать, но иных людей на нарушения толкают материальные проблемы. Ни для кого не секрет, что работники вашего подразделения - это госслужащие, труд которых оплачивается достаточно скромно. Не этим ли объясняются те просчеты, которые возникают в территориальных отделах и пунктах управления при работе с населением?

- Тем, кто обратился к нам, конечно, все равно, что у нас за проблемы и какая зарплата у сотрудников. Раз мы находимся на этом рабочем месте, значит, обязаны выполнить что положено. Все до одного сотрудника знали, на какую зарплату они идут. И воспитательной работой в этом направлении я не занимаюсь.

А вот вы знаете, какая зарплата у паспортистки? 1400 рублей в месяц! И это в то время, когда только проездной стоит 750 рублей, а надо еще за жилье платить, на что-то жить. Мы федеральная структура, и наша зарплата определяется тарифной сеткой, которая принимается правительством Российской Федерации. Нам даже город не может доплачивать из своего бюджета.

За полгода мы сформировали новый здоровый коллектив, хотя это было нелегко. Посудите сами, около 150 мест дислокации. Но во время реорганизации у нас не было автоматического переназначения, все приходили как вновь набранные. Мы оставили за бортом, в общем-то, достаточно большое количество людей. Всех, кто был замечен в недобросовестном отношении к делу, мы в новую службу не взяли.

- И такие суровые условия не разогнали людей?

- Отчасти разогнали. Я привык работать с командой единомышленников и уговаривать, вытирать нос взрослым людям не могу. И обещать то, чего у меня нет, тоже не могу. Либо они сознают, в каком состоянии находится служба, и мы берем себя в руки, работаем. Но тогда не ноем. Я могу набрать людей, сказав: "У вас через месяц будет зарплата десять тысяч рублей". А пройдет этот месяц, и она не изменится. Как я тогда буду выглядеть? Так что с кадрами у нас проблема: приток медленный, но большого оттока нет.

- Теперь, Юрий Николаевич, хотелось бы разобраться с той ситуацией, что сложилась с оформлением загранпаспортов. Говорят, что в территориальных отделах вашего управления постоянные очереди, люди записываются загодя и ждут нового паспорта по нескольку месяцев.

- Если очередь есть, значит, она кому-то выгодна. Очередь - это проблема, и находятся предприимчивые люди, которые из нее пытаются извлечь коммерческую выгоду. Мы выяснили, что у территориальных отделов, занимающихся оформлением загранпаспортов, регулярно появлялись личности, которые составляли фиктивную очередь, записывая в некий журнал по 50 фамилий. А потом начинали этой мифической очередью торговать, предлагая: "Хотите пройти впереди этих пятидесяти? Тогда платите". Мы все эти книги ликвидировали и приказали своим сотрудникам принимать граждан только в порядке живой очереди.

Кроме того, мы обнаружили, что некоторые не очень чистоплотные турфирмы пытались искусственно создать очереди, чтобы люди шли за загранпаспортами к ним, оплачивая эту услугу по высокой коммерческой цене. Стоит помнить и о том, что в нашей стране очереди - результат особого менталитета. К сожалению. Представьте чиновника, который сидит за рабочим столом, а к нему выстроилась длиннющая очередь. Важность этого чиновника людьми совсем по-другому воспринимается, чем того, у дверей которого никого нет...

- Но, невзирая на то что вы предприняли, очереди все равно остались. Ведь не бывает же, наверное, так, чтобы человек пришел оформить загранпаспорт и сразу попал на прием?

- А разве можно просчитать, сколько человек именно в этот день откроют дверь территориального отдела нашей службы? Это каждый раз бывает по-разному: то триста человек придут, то тридцать. Спрос на загранпаспорта увеличивается. И слава богу, потому что данный факт говорит о росте благосостояния людей. И мы на это должны адекватно реагировать.

- Хотелось бы знать, как проявляется на деле эта адекватность.

- Когда я заговорил с сотрудниками о том, что очереди надо ликвидировать, кое-кто спросил: "А зачем?". Действительно, ведь чиновнику они не мешают. После того как я сказал, что, если останутся очереди, вы работать не будете, а станет работать кто-то другой, таких вопросов мне больше не задают.

Что мы сделали для ликвидации очередей? Откорректировали время приема посетителей. Усилили эту работу личным составом за счет других направлений. Есть у нас и другие методы. Вот, например, когда в Центральном районе очереди на оформление загранпаспортов закончились, а в Примор-
ском они еще оставались значительными, мы предложили: направляйте тех, кто к вам пришел, в Центральный район, их там примут. Знаете, сколько человек взяли направление? Четыре. А пришли три. Вот и делайте выводы, какова была в реальности эта очередь.

Еще до переформирования нашей службы, когда я был заместителем начальника ГУВД и курировал работу паспортно-визового управления, мне докладывали, что один сотрудник за месяц может оформить только 700 паспортов. Больше - это уже подвиг. А сегодня подвиг - 2700 паспортов. Как это вам? Сейчас очередей за загранпаспортами в Петербурге и области нет. Каждый вечер главы отделов мне докладывают, когда был принят последний посетитель, потому что была команда: работать до последнего посетителя. Очередь? Значит, будем работать 24 часа в сутки, в том числе и я.

- То есть встреча с очередями при получении загранпаспортов петербуржцам больше не грозит?

- Я вам говорю, что сегодня очередей нет. Но, для того чтобы они исчезли как явление, должен пройти не один день. Ведь может оказаться, что завтра оформлять паспорта придет тысяча человек. И тысячу невозможно принять сразу. Все мы помним очереди в магазинах, что были при советской власти. И что, они исчезли в одночасье? Нет. Они исчезли естественным путем, поэтому с очередями должна быть постоянная длительная борьба.

- А подчиненные, которые докладывают о том, что очередей нет, обмануть не могут?

- Это исключено. Если мы получим хотя бы одну такую информацию, то, значит, с этим сотрудником нам не по пути. Обман - это халва, от которой слаще во рту не станет, сколько о ней ни говори. Мы стремимся работать на доверии.

- Юрий Николаевич, есть информация, что в Москве уже выдают загранпаспорта нового образца - биометрические. Когда такой документ можно будет оформить в Петербурге?

- Могу сказать точно, что в этом году мы паспорта нового образца выдавать не будем. В следующем тоже. В лучшем случае начнем с 2008 года. Технология их оформления достаточно сложная. И у нас пока нет такой аппаратуры. Хотя, скажу, изменения не такие уж радикальные: первая страница будет пластиковая, а остальное в принципе то же самое. Думаю, ажиотажа вокруг этого действия не возникнет.

- С юридическими лицами продолжаете работать?

- В принципе мы такую работу сегодня ведем, предоставляя услуги турфирмам по оформлению загранпаспортов. Это можно сравнить с поездками на маршрутном такси. Никто не заставляет всех пользоваться коммерческим транспортом. Но если мы его уберем с маршрутов, то что из этого получится? Уедут ли все на общественном транспорте? Нет.

Производительность нашей работы с юридическими лицами в четыре раза выше, чем с физическими. Здесь идет поток, как на конвейере. Причем работает только одно подразделение, которое находится на Захарьевской, 10.

Мне такая практика оформления загранпаспортов, может быть, не нравится, но сегодня это вынужденная мера. Здесь можно рассуждать банально. Есть рынок, не по отношению к нам, а по отношению к турфирмам. И если человек не хочет повсюду бегать сам, если ему лень даже анкеты заполнить на паспорт, а деньги имеются - думаю, этому гражданину надо дать возможность заплатить, чтобы за него все сделал кто-то другой. В данном случае турфирма.

Ну и законодательно такая практика по оформлению загранпаспортов не может быть запрещена, потому что в законе написано: "...или человек, или его законный представитель". Со своей стороны взаимодействие с юридическими лицами мы построили максимально цивилизованно. И к тому же активная работа на Захарьевской, 10, помогает справиться с очередями в районах. Еще раз повторю: со вчерашнего дня в Петербурге не было ни одной очереди в территориальный отдел УФМС.

- Юрий Николаевич, расскажите, как складывалась ваша карьера.

- Родился на Украине. Закончил Суворовское училище в Москве, потом военное артиллерийское училище. Пятнадцать лет работал в органах государственной безопасности, с которыми расстался в 1994 году. Потом служил в милиции. В последнее время - заместителем начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти.

- Спасибо за беседу.

Марина ЕЛИСЕЕВА

www.spbvedomosti.ru

Док. 542978
Перв. публик.: 13.07.06
Последн. ред.: 04.02.09
Число обращений: 162

  • Буряк Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``