В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трудовой кодекс: версия 2.10. Новые поправки. Продолжение следует? Назад
Трудовой кодекс: версия 2.10. Новые поправки. Продолжение следует?
За почти восьмилетний период своего существования Трудовой кодекс РФ* не раз подвергался значительному реформированию. Изменения и дополнения в его текст внесли 17 федеральных законов и два документа Конституционного суда. Самые серьезные поправки (более 300) со времени вступления в силу нового кодекса внес Федеральный закон N 90-ФЗ от 30 июня 2006 г., а последние коррективы приняты летом текущего года**. О содержании и характере новых поправок наш корреспондент беседует с заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иваном Ивановичем ШКЛОВЦОМ.

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Иванович ШКЛОВЕЦ- Иван Иванович, недавно принятым Федеральным законом N 157-ФЗ внесены изменения и дополнения в отдельные статьи Трудового кодекса. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее существенны?

- Надо сказать, что все принятые поправки существенны и очень актуальны. Возьмем хотя бы статью 91 Трудового кодекса. Внесенные в нее изменения уточняют порядок исчисления нормы рабочего времени на определенный период. Дело в том, что по закону нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Но для отдельных категорий работников (например, работающих по сменному графику) возникает необходимость определить норму рабочего времени за иной учетный период (месяц, квартал, год). В связи с этим в статью 91 Трудового кодекса добавлена третья часть, из которой следует, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда должен будет утвердить порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды.

Новация коснулась и статьи 121 Трудового кодекса. Напомню, что эта статья определяет периоды работы, которые либо включаются в стаж для предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, либо не включаются. Раньше эта норма вызывала определенные трудности в применении. В законе было сказано, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года. Таким образом, было не понятно: в стаж не следует включать все 14 дней или только начиная с 15-го дня. Теперь, в результате внесенных поправок, получен четкий ответ. В стаж, дающий право на получение ежегодного основного оплачиваемого отпуска, включаются 14 дней отпуска без сохранения заработной платы; все, что превышает 14 дней, в стаж не включается.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

Иван ШКЛОВЕЦ

Окончил Свердловский юридический институт, а также Уральский государственный экономический университет. С 1987 года занимается вопросами труда и занятости. На государственной службе с 1998 года. Работал заместителям начальника отдела, заместителем руководителя Департамента - начальником отдела Правового департамента, руководителем Правового департамента Министерства труда и социального развития Российской Федерации. С 2004 по 2008 год - начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости. С 28 августа 2008 года по настоящее время - заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

- Скажите, пожалуйста, в какой степени последние изменения коснулись полномочий федеральной инспекции труда?

- Отныне, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 356 Трудового кодекса, федеральная инспекция труда наделяется полномочиями по надзору за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Таким образом, за порядком оплаты листков нетрудоспособности кроме должностных лиц Фонда социального страхования теперь будут надзирать также государственные инспекторы труда. Что, безусловно, должно способствовать наведению более жесткого порядка при расходовании средств на выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

- Для предотвращения несчастных случаев на производстве очень важна охрана труда. Что меняют принятые поправки в этом направлении?

- По охране труда часть поправок носит уточняющий характер, но есть и изменения принципиального характера. Так, важная поправка внесена в статью 212 Трудового кодекса (в статье речь идет об обязанностях работодателей в сфере охраны труда). Смысл поправки заключается в том, что теперь работодатель обязан обеспечить допуск на территорию предприятия и доступ к документам не только работников государственной инспекции труда, но и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере охраны труда.

Способствовать укреплению охраны труда будут и изменения, внесенные в статью 215 Трудового кодекса. В соответствии с этой нормой нормативным требованиям охраны труда должны будут соответствовать не только сами машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, которые работодатели используют в производственной деятельности, но и проекты их создания и реконструкции. Согласитесь, нелогично проверять указанные средства производства после того, как они уже созданы. Гораздо эффективнее выявить недочеты уже на стадии разработки.

Далее статья 216 (государственное управление охраной труда). Надо сказать, что с 2004 года в этом направлении начался процесс разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Этот процесс продолжается до настоящего времени. В результате внесенных поправок в статье четко разграничиваются полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сфере управления охраной труда. В частности, к полномочиям Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти отнесена разработка нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда и разработка федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также обеспечение контроля за их выполнением.

- Часто в применении норм Трудового кодекса кадровым работникам помогают письма Роструда. Напомните, пожалуйста, нашим читателям, какой статус имеют эти документы?

- Действительно, на Роструд возложена функция по подготовке разъяснений относительно применения норм трудового законодательства. Делается это в том числе с помощью писем, ответов на конкретные запросы работников и работодателей. Письма Роструда не носят статуса нормативного правового акта, имеют рекомендательный характер, но в них излагается позиция того, как следует действовать работодателю, чтобы с одной стороны не нарушить права работника, а с другой - соблюсти требования норм трудового законодательства. Такие письма не могут быть использованы в судебной практике, но помогают работодателю в случаях, когда прямого ответа на вопрос Трудовой кодекс не содержит.

- Иван Иванович, поделитесь с нашими читателями, планируются ли еще в ближайшее время изменения Трудового кодекса?

- Хотя, в целом, в Трудовом кодексе удачно соблюден баланс интересов работника и работодателя, тем не менее, жизнь не стоит на месте - необходимость в совершенствовании и развитии трудового законодательства очевидна. Россия ратифицирует международные конвенции, содержащие нормы международного трудового права, развиваются новые технологии - изменяются трудовые отношения, таким образом, процесс законотворчества будет продолжаться. Естественно, будет продолжаться и реформирование главной настольной книги работодателя.

Словарь кадровика

Федеральные органы исполнительной власти РФ - федеральные министерства, государственные комитеты, государственные службы и другие структуры, осуществляющие функции управления, в рамках установленных для них полномочий.

* Трудовой кодекс РФ вступил в силу 1 февраля 2002 г.

** Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"". О других поправках в ТК РФ, принятых в текущем году, читайте на стр. 30.

Наталья Литвинова
Журнал "Кадровое дело"
Добавлено: 2008-10-31

Док. 542920
Перв. публик.: 31.10.08
Последн. ред.: 03.02.09
Число обращений: 91

  • Шкловец Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``