В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Предложения Э.Г.Кочетова (Выступление на общественных слушаниях `Положение среднего класса и гражданского общества в условиях кризиса`, Общественная палата Российской Федерации, 29 января 2009 г.) Назад
Предложения Э.Г.Кочетова (Выступление на общественных слушаниях `Положение среднего класса и гражданского общества в условиях кризиса`, Общественная палата Российской Федерации, 29 января 2009 г.)
Успешному решению социально-экономических задач, наращиванию инвестиционно-производственных, инновационных, высокотехнологичных заделов во многом будет способствовать эффективная интеграция в мировую экономику, активное освоение геоэкономического пространства. Совместная реализация проектов, открытие новых производств обеспечит дополнительные возможности по созданию рабочих мест, расширению занятости населения, мобильности трудовых ресурсов. Открываются реальные перспективы по консолидации мировых ресурсов в целях национального развития, участию в формировании и перераспределении мирового дохода. Прорыв к мировому доходу - ключевой для России момент.

Это во многом будет способствовать структурным преобразованиям, наращиванию экспортного потенциала в ключевых наукоёмких отраслях российской экономики, производству товаров высокого мирового уровня, решения стратегической задачи по модернизации экономики на базе инновационных прорывов.

Что для этого необходимо сделать?

I. Развернуть работу по подготовке проектов "Государственная геоэкономическая доктрина развития России" и "Геоэкономическая концепция внешней политики и стратегии Российской Федерации".

При формировании геоэкономической доктрины и концепции держать в поле зрения нацеленность на стратегические практики. Это, прежде всего, формирование опережающих российских глобальных геоэкономических инициатив - "Проект-программ".

Актуальность разработки программ диктуется доктринально - государственными установками, вытекающими из стратегического замысла развития России на длительную перспективу: 1) переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития; 2) эффективное освоение геоэкономического пространства.

Проект-программы направлены на реализацию стратегической задачи по эффективному оперированию в геоэкономическом пространстве как ответ России на технологический и геоэкономический вызовы.

Среди Проект-программ - первостепенные:

1. Проект-программа: "Формирование высокоиндустриального северного широтного геоэкономического пояса (СШГП) как единого интеллектуального пространства"

Актуальность реализации этого проекта-программы объясняется всё возрастающей ролью Севера и Арктики в условиях глобальных экономических подвижек и планетарных климатических изменений, смещения на север (Арктика и Северный Ледовитый океан) источников сырьевых, энергетических, биологических и др. ресурсов, а также появления новейших транспортно-коммуникационных сетей в этом регионе.

2. Проект-программа - ЭНЕРГОНЕТ .

- создание ЭНЕРГОНЕТа (как аналога ИНТЕРНЕТа), - объединение в единое целое мировую сетевую энергетику (нефте-, газопроводы и маршруты, электросети, источники добычи и переработки, генерирующие предприятия, посредники и потребители энергии и т. д.

3. Проект-программа: ТРАНСНЕТ.

Российская глобальная геоэкономическая инициатива - формиривание сетевого транспортного кластера как единой мировой логистической системы, в которой:
- Национальные транспортные звенья (плечи) включены как адекватные по своему составу модули;
- Обеспечиваются взаимосвязи существующих различных транспортных систем (ж/д, автомобильной, морской и др.);
- Обеспечивается создание единых рынков объектов транспортной инфраструктуры и транспортных услуг.

4. Проект-программа. "Формирование российских геоэкономических промышленных мегарегионов кластерно-сетевого типа и стратегии их оперирования на мировой арене"

Проект-программа базируется на инновационной модели внешнеэкономической деятельности предприятий промышленного мегарегиона с целью повышения эффективности освоения геоэкономического пространства.
Моделью для отработки Проект-программы может явиться мегарегион "Большой Урал", где созданы все условия для его трансграничного измерения. При этом центральным модулем при отработке Проект-программы может выступить создание высокотехнологичного кластера "Титановая долина"

III. Разработать и принять Закон-доктрину об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях, а также другие нормативные акты (в т. ч. дополняющие международные правовые нормы, например, учреждение геоэкономического трибунала как противоядия от геоэкономических войн) и регулирующие взаимоотношения участников оперирования на геоэкономическом атласе мира.

Актуальность такой постановки проблемы:
В условиях глобализации всё более остро встаёт вопрос о защите национальных интересов экономическими и правовыми средствами. Сегодняшная международная правовая система не способна в полной мере выполнять эту функцию. Среди причин такой остро негативной для нашей страны ситуации следует отметить то обстоятельство, что глобальные процессы бурно развиваются, формируются и структурируются их направления, однако правовая регламентаци новых явлений и процессов, явно отстает от требований времени, особенно это касается института ответственности.

IV. Назрела острая необходимость создания государственного органа - Геоэкономического комитета (ГЭК), с приданием ему соответствующих научно-аналитических подразделений, в т.ч. учреждением Геоэкономического центра стратегического планирования (ГЦСП).

Основная задача Геоэкономического комитета - координация оперирующих на мировой и отечественной хозяйственной арене отечественных и зарубежных структур, формирование Геоэкономического атласа мира и его мониторинг в постоянном режиме, прогнозирование геоэкономических ситуаций с целью своевременного выхода российских хозяйствующих организаций к ареалам мирового и регионального роста, выработка в координации с МИД и другими структурами геоэкономических векторов на мировой арене, формирование программ и проектов стратегического плана, в том числе инфраструктурных. Сейчас это направление принимает особую важность. Геоэкономическое (программно-сетевое, производственно-инвестиционное) сотрудничество в целях успешного и эффективного решения задач по модернизации российской инфраструктуры требует всемерного развития "структуроформирующих" ("инфраструктурных") сделок на базе таких товарных форм как "товар-объект", "товар-программа", способных в сжатые сроки и комплексно (это их основное качество и преимущество!) решать проблему инфраструктурного обустройства на базе строительства объектов "под ключ". Эти сделки несут в себе "материализованные" инновационные прорывы.

V. Приступить к формированию реестра российских ударных финансово-промышленных структур (групп) стратегического статуса как носителей националаных геоэкономических интересов России с обеспечением их защиты со стороны государства .

В подобный реестр должны войти, во-первых, валютоформирующие бюджет структуры, имеющие опыт оперирования на геоэкономическом атласе мира и способные на равных вступать в конкурентную борьбу за формирование и перераспределение мирового дохода; во-вторых, хозяйствующие оргструктуры, призванные стать эпицентром инновационного развития страны; в-третьих, структуры кредитно-банковской и финансовой сферы, оказывающие реальное влияние на динамику и направленность мировых финансовых потоков.

Представляется необходимым провести совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей инвентаризацию корпоративных структур с целью формирования вышеуказанного реестра.

VI. Выйти на новый, геоэкономический уровень разработок проблем национальной безопасности, используя научный задел в этой сфере . При этом особый упор сделать на проявлениях новых вызовов и угроз, опасности перерастания здоровой конкуренции в геоэкономические войны .


В условиях кардинального сдвига в мире от военно-политического симбиоза к военно-экономическому обратить особое внимание на необходимость формирования Сил быстрого геоэкономического реагирования (СБГР), способных обеспечить защиту российских геоэкономических интересов. СБГР, являясь мобильными воинскими подразделениями, должны быть оснащены самыми передовыми средствами мониторинга и защиты узловых геоэкономических объектов (сетей, транспортных коммуникаций, предприятий и т. д.).

VII. Приступить к созданию электронной (компьютерной) версии геоэкономического атласа мира, а также его российской (национальной) части как поля для оперирования в мирохозяйственной системе и принятия стратегических решений. В этой связи просматривается программа "Геоэкономический атлас мира и его национальная часть как поле стратегического оперирования по выходу на формирование и перераспределение мирового дохода". Первоначальный этап - подготовка Технического задания на разработку Геоэкономического атласа в его электронной (компьютерной версии).

VIII. Приступить к научно-концептуальной проработке новейших высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования в геоэкономическом пространстве в целях оснащения ими ударных российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса.

IX. Кадры. В России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов в области глобалистики и геоэкономической стратегии, способных в своей практической деятельности к объемно-сетевому инновационному мышлению при анализе и прогнозировании глобальных геоэкономических ситуации, обладающих навыками глобального стратегического "многослойного" оперирования в сферах геоэкономики, геофинансов, кластерно-сетевого планирования, оперирования на геоэкономическом атласе мира и его национальных частях. Данный класс специалистов должен составить костяк формирующихся российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, новейших структур в кредитно-финансовой и банковской сфере России, посольств и торговых представительств России, в представительствах в ТНК, интеграционных группировках и наднациональных структурах и др.


Исходя из этого ПРЕДЛАГАЕТСЯ:


Учредить при Президенте (Правительстве) Российской Федерации Геоэкономическую академию. Учебно-методическая база для этого в России создана (учебники, учебные пособия, методические разработки, учебные программы и т.д.). В Академии учредить сеть научно-исследовательских центров (институтов, лабораторий). Речь идет о новейшем типе образовательных учреждений России - "исследовательских ВУЗах (университетах)".


Для этой же цели открыть в ведущих образовательных центрах страны факультеты, кафедры и институты переподготовки кадров в сфере глобалистики, геоэкономики, геофинансов, геоинформатики, геологистики, гуманитарной космологии, когнитивной географии. Это, прежде всего, должно коснуться МГУ им. Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики, Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ и др. центральных и региональных ведущих образовательных центров. Приступить к разработке и внедрению в образовательную практику государственных образовательных стандартов в новейших образовательных дисциплинах.

В укрупненном плане речь идет о первой фазе внедрения образовательных новаций:

1.    Открытии новых факультетов "Глобалистика и геонауки".
2.    Формировании новых кафедр "Глобалистика и геоэкономическая стратегия".
3.    Разработатке государственных образовательных стандартов:
"Геоэкономика" и "Глобалистика".
4.    Учреждении при факультетах "Глобалистика и геонауки" проблемных лабораторий по теоретическим и методологическим основам глобалистики и геоэкономики.
5.    Формировании Фонда поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, издании журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.
6.    Разработке схемы ежегодных стажировок профессорско-препродавательскго состава, студентов и слушателей в ведущих мировых исследовательских центрах геоэкономики и глобалистики, посольствах, торговых представительствах за рубежом, в ведущих российских и зарубежных транснациональных корпорациях, международных организациях.
7.    Учреждении института повышения квалификации по геоэкономике и глобалистике.
8.    Учреждении Учебно-методического объединения (УМО) по специальности "Геоэкономика и глобалистика".

База для таких шагов создана: изданы научные монографии, учебники, учебные пособия, учебные программы, энциклопедические словари.

X. Шире использовать опыт научного и общественного обсуждения проблем геоэкономики и глобалистики, геоэкономической парадигмы мирового и национального развития в СМИ, на мировых форумах, международных конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах.

Резюме

1. Необходимо поддерживать динамику развития страны в единстве трех наиважнейших сфер: 1) геоэкономической стратегии; 2)геоэкономической дипломатии); 3) образования; 3) науки .

2. Стратегия развития должна быть предопределена максимальной открытостью внешнему миру: в целях национального развития необходимо эффективнее использовать гигантские внешние ресурсы (финансовые, сырьевые, производственные, трудовые, интеллектуальные) и возможность внешнеэкономического взаимодействия с передовым инновационным комплексом.

Консолидация мировых ресурсов в целях национального развития - центральная стратегическая линия при освоения геоэкономического пространства и база для прорыва к мировому доходу.

3. Геоэкономический подход к анализу современного мира позволяет единым взглядом охватить серьёзнейшие мировые подвижки (провести комплексный анализ) центральных (базовых) аспектов развития, а именно, перераспределение индустриального потенциала мира, направленность повышения конкурентоспособности субъектов мирохозяйственного общения, новые организационно-функциональные модели производства (сетевые системы, кластеры и др.) в рамках концептуально новых разработок (постфордистские модели).

4. Реализация вышеуказанных неотложных первоочередных мер - залог своевременного и активного включения России в процесс освоения мирового экономического пространства, выхода на постиндустриальную модель развития,



Российской научная школа геоэкономики и глобалистики, Центр стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ-ВШЭ (руководитель Э.Г. Кочетов), Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики (Президент Э.Г. Кочетов), Постоянно действующий Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" (Генеральный директор М. Ю. Байдаков) и др. имеют необходимые заделы фундаментальных разработок для реализации вывышеотмеченных предложений.


© Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, заведующий Центром стратегических исследований геоэкономики НИИВС ГУ - ВШЭ, доктор экономических наук



viperson.ru

Док. 542860
Перв. публик.: 03.02.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 10

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``