В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Комков: Российский кризис - дело рукотворное Назад
Сергей Комков: Российский кризис - дело рукотворное
Выступление на слушаниях в Общественной палате РФ 29.01.2009 г.


Сегодня для многих российских экспертов совершенно очевидно, что взаимосвязь между мировым экономическим кризисом и кризисом, набирающим обороты в России, весьма опосредована. Российский экономический кризис имеет свои специфические особенности.

К ним относятся следующие факторы:
Отсутствие стратегии развития государства на протяжении более 20 лет;
Активный вывод капиталов из России, начавшийся в процессе приватизации госсобственности и продолжающийся по настоящее время;
Вывод за пределы страны государственного профицита, возникшего за счет высоких цен на энергоносители, и размещение Стабилизационного фонда в ценных бумагах американских финансовых пирамид;

Полное отсутствие государственных мер протекционизма по развитию среднего класса в стране.

Фактически, все это способствовало тому, что, наряду с чисто экономическими факторами, при развитии кризисной ситуации в стране большую роль сыграли факторы социально-политического характера.

Для всех экспертов совершенно очевиден тот факт, что винить во всех сегодняшних бедах самих граждан России - дело абсолютно безнадежное. Ибо, население страны является не субъектом, а объектом политики. Поэтому главными причинами любого социального кризиса являются системные просчеты правящей политической элиты.

В связи с этим, посмотрим, какие же системные просчеты допустила российская правящая элита за последние 8-10 лет.

Одним из главных просчетов явилась совершенно перекошенная социальная политика в отношении среднего класса. Вместо того, чтобы создать все необходимые условия для развития этого слоя населения, государство сделало все возможное для снижения общественного потенциала среднего класса.

В свою очередь, важнейшим параметром формирования среднего класса является доступность и качественность всех видов образования: от начального до высшего профессионального. И вот именно здесь мы получили полный системный провал.

Начиная с середины 90-х годов, российская система образования вступила в стадию медленной уверенной деградации. В первую очередь это было связано с разработкой и началом внедрения, так называемой, программы "модернизации российского образования".

Сегодня мало, кто вспоминает о том, что вся программа "модернизации" была разработана при непосредственном участии американских "советников" на базе Высшей Школы Экономики, созданной в 1992-м году на специальный грант Всемирного Банка. Именно там разрабатывались меры по переводу российской системы образования с классической фундаментальной основы на прикладные рельсы. Именно в рамках программы "модернизации" российского образования начался губительный процесс реструктуризации сельской школы, который, фактически, привел к полному уничтожению общего среднего образования на селе и привел к полному обезлюживанию огромных жизненных пространств России.

Но серьезнее всего "модернизация" прошлась по системе профессионального образования.

В процессе приватизации государственной собственности большая часть профессионально-технических училищ (ПТУ) была ликвидирована, так как они оказались "непрофильными активами", и новые собственники предприятий поспешили от них избавиться. Государство же не пожелало принять на себя заботу о сохранении ПТУ и не разработало соответствующих законодательных и экономических механизмов. Все это привело к резкому перекосу в системе профессионального образования, к ориентации всех выпускников средней школы в основном на высшее профессиональное образование. Поэтому именно во второй половине 90-х годов в России появилось огромное множество негосударственных вузов.

Одновременно с этим, все последние годы при небольшом абсолютном приросте мы наблюдали процесс значительного сокращения расходов на систему образования в относительном варианте к ВВП. Сегодня Россия занимает одно из последних мест среди развитых и развивающихся стран по расходам на нужды образования. Мы тратим на развитие образования не более 3,5% ВВП. В то время как страны Европы расходуют на образование от 7 до 8% своего ВВП, США - 11% ВВП, Китай - 12% ВВП, Япония - 14% ВВП, Финляндия - 16,4% ВВП, а Южная Корея - 23-25% ВВП. Это является свидетельством того, что, не смотря на все заверения российской правящей элиты, сфера образования так и не стала в нашей стране приоритетной.

Ситуация значительно усугубляется совершенно диким и бездумным "реформированием" системы образования все прошедшие годы. Бесконечное "реформирование" привело к тому, что сегодня система стала практически неуправляемой. Но, самое страшное заключается в том, что система образования перестала работать на качественное формирование среднего класса. Сегодня большая часть представителей среднего класса фактически отсечена от возможности получения полноценного профессионального образования. Ситуация значительно усугубится в 2009 году после введения нового порядка итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и зачисления в вузы на основании единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В текущем году, который будет самым сложным периодом развития кризиса в России, мы можем ожидать массовых молодежных выступлений. Более 100 тысяч выпускников могут остаться без аттестата об окончании средней школы и будут выброшены на улицу с "волчьими билетами", пополнив собой армию деклассированных безработных. К ним присоединится еще более половины всех выпускников, не сумевших поступить на обучение в вузы из-за четырех ступенчатого барьера, созданного министерством образования и науки. И это может стать настоящей национальной трагедией.

В годы "Великой депрессии" в США Франклин Делано Рузвельт предпринял ряд действенных мер по спасению страны от неминуемого хаоса. Одной из таких мер было расширение числа бесплатных мест в профессиональных училищах, колледжах и университетах. Понимая, что в условиях экономического кризиса у правительства нет возможности предоставить молодежи рабочие места, он предпочел дать возможность всей желающей молодежи получить профессиональное образование за счет средств бюджета. И это позволило избежать серьезных социально-политических последствий.

Похоже, что нынешнее руководство России решило идти другим путем. И это может привести к тому, что кризис экономический неминуемо перерастет в кризис социально-политический.

Какие же реальные выходы есть из сегодняшней ситуации?

Первое: необходимо немедленно объявить мораторий на все "реформы" в системе образования в целом и в системе профессионального образования, в частности.

Второе: срочно вернуть в Россию пока еще сохранившиеся в целости средства Стабилизационного фонда и вложить эти деньги в финансирование системы образовании.

Третье: воссоздать за бюджетный счет систему среднего профессионально-технического образования и восстановить уничтоженные ПТУ.

Четвертое: пока еще не поздно, перестроить систему работы министерства экономического развития и министерства образования и науки России с целью создания целостной системы прогнозирования и пропорционального развития российского рынка труда.

Предотвратить надвигающийся вслед за экономическим социально-политический кризис нам, конечно, уже не удастся. Но, только выполнение этих условий может позволить России несколько смягчить тяжелейшие последствия разразившегося экономического кризиса. Попробовать побороться с последствиями кризиса можно лишь исправив те самые системные ошибки, которые были допущены правящей российской элитой за прошедшие 10-15 лет.

Сергей Комков - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, академик РАЕН,

03.02.2009,
www.viperson.ru

Док. 542814
Перв. публик.: 03.02.09
Последн. ред.: 09.02.09
Число обращений: 6

  • Комков Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``