В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Паломничество в Грецию Назад
Паломничество в Грецию
Паломничество в Грецию



Отчет о поездке Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского, в Грецию в период с 26 июня по 4 июля 2002 года


По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и по приглашению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита Верийского, Наосского и Кампанийского, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий в сопровождении преподавателя Московской Духовной семинарии иеромонаха Тихона (Зимина) и преподавателя Тобольской Духовной семинарии иеромонаха Филарета (Сковородина) в период с 26 июня по 4 июля 2002 года находился в Греции. Целью поездки было участие в VIII Международной научной конференции "Человек по апостолу Павлу". Конференция проходила в древнем византийском городе Верии. По свидетельству Священного Писания, христианская община этого города была основана самим святым Апостолом. В его память уже восьмой год в июне месяце по всей Македонии проводятся различные мероприятия. Их общее название "Павлиана". Традиционно они заканчиваются ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла научной конференцией.

В аэропорт г. Фессалоники мы прибыли 26 июня, в среду. Нас встретили и на автомашине доставили в г. Верию, находящийся в 68 км от Фессалоник. Здесь нас разместили в мужском монастыре в честь иконы Божией Матери, именуемой Довра. Обитель располагается в горах в 3 км от города. На нас она произвела самое приятное впечатление. В ее внутреннем дворе, возле и внутри монастырских зданий много цветов, зелени, везде чистота и порядок. Монастырь является загородной резиденцией управляющего митрополией. Рядом с обителью действует летний детский православный лагерь.

Вечером, ок. 18:00 нас вместе с другими участниками конференции на автомобилях доставили в город. Здесь в Антониадском доме науки и искусств Верийской общины состоялось очередное заседание (по не зависящим от нас причинам на открытие конференции мы опоздали). При чтении докладов перевод на русский язык не осуществлялся, и для нас, поэтому, стоило некоторого труда присутствовать на заседаниях. Впрочем, этот наш труд не остался незамеченным. Уже в конце нашего пребывания в Верии один из помощников митрополита Пантелеимона архимандрит Георгий поделился с нами, что на заседаниях всегда за нас переживал и немного удивлялся нашему терпению и усидчивости.

Несмотря на отсутствие перевода, мы все же могли убедиться, что у большинства слушателей доклады вызывают неподдельный интерес. Каждому докладчику задавались вопросы, и обсуждение иногда могло продолжаться до получаса.

На этом заседании владыка Димитрий зачитал приветственное слово к участникам конференции Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II. На греческом языке его озвучил иеромонах Тихон.

Конференция продолжалась три дня. 27 июня, в четверг, на вечернем заседании, после заслушивания докладов, состоялось награждение победителей различных конкурсов "Павлианы". В основном это были учащиеся учебных заведений Македонии. Медали святого апостола Павла вручали прибывшие на научный съезд архиереи и профессора македонских вузов. Всего в работе конференции приняли участие десять архипастырей из восьми Православных Церквей. Константинопольскую Церковь представлял митрополит Фиатирский Григорий, Александрийскую - епископ Вавилонский Феофилакт, Иерусалимскую - митрополит Неапольский Амвросий, Сербскую - митрополит Вранийский Пахомий, Румынскую - епископ Слобозский Дамаскин, Болгарскую - митрополит Геласий. Элладскую Церковь представляли митрополит Мадинийский Александр, митрополит Верийский, Наосский и Кампанийский Пантелеимон и митрополит Ставропигийский Александр.

После вручения наград в концертном зале, расположенном в соседнем здании, состоялся концерт духовных и народных песнопений. Свободных мест почти не было. Выступали несколько коллективов. Каждое выступление сопровождалось дружными аплодисментами. Мы видели, что песнопения оказывали глубокое впечатление на слушателей. Чувствовалось, что греки - народ, имеющий богатую историю и культуру и в лице своих лучших представителей старающийся ее сохранить. Выступления понравились и нам, хотя они и исполнялись на греческом языке.

По окончании концерта всех участников конференции доставили в монастырь Довра. Здесь, во внутреннем дворе обители, состоялась общая трапеза. Закончилась она лишь к половине первого ночи.

28 июня, в пятницу, вечером, в кафедральном соборе в честь святых апостолов Петра и Павла состоялась Великая Архиерейская Вечерня. Праздновали память первоверховных апостолов (в настоящее время у греков годовой круг богослужений совершается по новому стилю). Во время службы мы не могли не отметить некоторые отличия в убранстве храма и в богослужебной практике от существующей традиции в Русской Православной Церкви. Греки, как мы не раз в том убеждались, простой народ, и, может быть, именно поэтому они многие достижения современной цивилизации привнесли в свои храмы. Так, во всех церквях, даже очень небольших по площади, установлена звукоусиливающая аппаратура - для певчих и священнослужителей. Певчих в храме, как правило, немного. В церкви может быть два клироса, но на каждом из них основную партию исполняет только один человек, остальные лишь подпевают. В летнее время года греки применяют в храмах кондиционеры и вентиляторы. В самих церквях, кроме традиционных стасидий, расположенных вдоль стен, для верующих расставлены стулья. Впрочем, греческое богослужение, в чем мы убедились на деле, так же, как и у нас, может совершаться торжественно и благолепно.

На следующий день, 29 июня, в субботу, по окончании Божественной литургии, митрополит Пантелеимон всем впервые приехавшим на конференцию архиереям вручил крест святого апостола Павла.




Затем вместе с другими участниками научно-богословского съезда мы посетили археологический музей "Могилы царей". Музей находится в 15-20 километрах от Верии, возле селения Вергина. Его главными достопримечательностями являются найденная археологами гробница отца Александра Македонского Филиппа, а также часть его останков.

Вечером этого же дня вновь состоялось соборное богослужение. После возгласа в кафедральном соборе в честь святых апостолов Петра и Павла начался Крестный ход. В нем участвовало около 100 священнослужителей. Его состав наглядно свидетельствовал, что Православие в Греции - официальная государственная религия. Впереди колонны в стихарях с хоругвями и рипидами в руках шли дети, за ними - духовой оркестр с полным набором музыкальных инструментов, потом - воспитанники какого-то военного клуба и духовенство. Крестный ход прошел около километра по улицам города, и затем на месте, где, по преданию, проповедовал святой апостол Павел, состоялось вечернее богослужение. С его окончанием закончилась и официальная часть ежегодных мероприятий, посвященных святому апостолу Павлу.

На следующий день, в воскресенье, участники конференции начали разъезжаться. Для нас же начиналась программа посещения греческих монастырей. В этих поездках нас сопровождали духовник монастыря Довра схиархимандрит Пантелеимон и монах Серафим - грек, долгое время живший в России.

Вечером мы побывали в скиту в честь Крестителя Господня Иоанна. Скит находится в горах в 10-15 км от города. Нас встретил иеромонах Палама. Настоятель - игумен Григорий - находился в отъезде. Отец Палама кратко рассказал нам о жизни насельников скита и его истории. Живописная местность, в которой он расположен, называется "Малый Афон". Монашеская жизнь зародилась здесь на столетие раньше, чем на Святой горе. В свое время здесь подвизались до 2000 монахов. Сейчас в скиту их всего четверо. В XIV в. в расположенной недалеко от скита пещере монашескую жизнь проводил святитель Григорий Палама.






Мы побывали в восстанавливающемся скитском храме. Здесь приложились к десной руке Крестителя Господня Иоанна и к честной главе св. Климента Охридского. Затем посетили пещеру, в которой в свое время подвизался св. Дионисий Олимпийский. Этот угодник Божий был истинным аскетом. Узнав как-то, что его хотят сделать архиереем, он тайно удалился на гору Олимп (километрах в 100 от скита) и пробыл здесь в подвиге до конца своих дней. В настоящее время на этой горе, почитавшейся древними греками как жилище грозного Зевса, действует мужской монастырь в честь этого святого.
Затем отец Палама пригласил нас в архондарик (помещение для приема гостей). Приняв здесь предложенное угощение и поблагодарив за гостеприимство, мы уехали из скита.

Утром следующего дня мы участвовали в богослужении в храме св. бессребренников Косьмы и Дамиана. Праздновалась память этих святых. После отдыха в монастыре Довра мы поехали в древний город Едессу, расположенный от Верии в 50-60 км. Здесь побывали возле, наверное, главной достопримечательности города - водопада, посетили один из храмов, зашли в несколько городских магазинов. Продукция этих магазинов явила нам печальную реальность: в Греции, где Православие официально считается государственной религией, произошло стирание грани между священным и бытовым. Во всех нецерковных магазинах наряду с иконами и другими священными предметами мы встречали продукцию совершенно противоположного содержания, разные сувениры-безделушки, просто предметы быта.

Затем мы посетили две женские обители: в честь Святой Троицы и в честь Крестителя Господня Иоанна. На месте монастыря Святой Троицы в IX в. до РХ находилось языческое капище. В христианские времена оно было разрушено, но монастырь возник здесь лишь в XIX в. В настоящее время насельницами монастыря являются, в основном, люди пожилого возраста.

Монастырь в честь Крестителя Господня Иоанна расположен недалеко от г. Наоссы, в горах. В нем подвизаются всего две монахини, но выглядит он очень ухоженным и благоустроенным. В обители много цветов, везде чистота и порядок. Нас встретила монахиня и, рассказав немного о монастыре, пригласила в архондарик. В общем-то, в Греции это необходимый элемент гостеприимства. Практически во всех монастырях, где мы бывали, нас приглашали для угощения. Греция - жаркая страна и поэтому гостям в первую очередь предлагают охлажденную воду. Также подают охлажденный сок и обязательно что-то сладкое. Потом могут предложить кофе и в конце что-то подарить на память.

Немного пообщавшись с принимавшей нас монахиней (настоятельница была в отъезде) и поблагодарив за угощение, мы вернулись в монастырь Довра.

2 июля, легко позавтракав, мы выехали в г. Фессалоники. Нашим гидом и водителем на этот раз был архимандрит Дионисий. В Фессалониках мы посетили сначала храм св. вмч. Димитрия Солунского. Здесь приложились к раке с мощами святого, побывали на месте его мученической кончины.

Затем побывали в монастыре в честь преп. Феодоры Фессалоникийской. Это та самая Феодора, о прохождении мытарств которой известно всему православному миру. Мы приложились к раке с ее мощами, а также и к раке другого местночтимого святого - Давида Фессалоникийского.

Потом посетили храм св. Софии, Премудрости Божией. Эта церковь построена в период с 690 по 730 гг., однако, известно, что в 325 г. на этом месте уже стоял христианский храм. В 1430 г. Фессалоники оказались под властью турок, и храм св. Софии в 1525 г. был преобразован в мечеть. Возвращение храма христианам произошло лишь в 1912 г. По внешнему виду храма сразу видно, что он древний: его основание более чем на метр ниже уровня современных улиц.

Затем в одном из храмов города мы приложились к раке с мощами свт. Григория Паламы, а после обеда побывали в женском монастыре в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Монастырь большой и выглядит ухоженным. Здесь похоронен известный афонский старец Паисий - основатель обители и духовный руководитель ее насельниц. Воздавая должное памяти афонского подвижника, мы негромко пропели "Со духи праведных скончавшихся ..."

Вечером в монастыре Довра у нас состоялся ужин с детьми, отдыхающими в лагере. Они продемонстрировали нам две сценки, после чего владыка Димитрий сказал им несколько слов, рассказав немного о Сибирской земле. На вопрос Владыки, хотят ли они приехать в гости в Сибирь, все дети ответили утвердительно.

В среду, 3 июля, рано утром, на двух машинах мы выехали на место, называемое Метеоры - "висящие в воздухе". Греки считают его вторым (после святой горы Афон) центром православного монашества Греции.

Добирались мы около 2,5 часов. Метеоры находятся возле небольшого селения Каламбака (с греч. - кукуруза, ее много сажают в этой местности). Метеоры представляют собой гигантские скальные образования, достигающие в высоту 400 метров. На их вершинах находятся монастыри. Первые отшельники появились здесь в XI в., однако организованная монашеская община возникла лишь в XIV столетии. Ее основателем стал преп. Афанасий Метеорский. В свое время здесь было 24 монастыря с множеством одиночных келий и отшельнических жилищ. Сейчас в Метеорах действуют всего шесть обителей: четыре мужские и две женские.

Здесь мы встретили очень много туристов, что произвело на нас нехорошее впечатление, ведь худшего для монастыря не придумаешь.


В Метеорах мы посетили сначала мужской Преображенский монастырь. Из разговора с настоятелем узнали, что здесь подвизается всего пять монахов. Затем побывали в Троицкой мужской обители и в женском монастыре в честь св. первомученика и архидиакона Стефана. Как и в других обителях, мы встретили здесь порядок, чистоту, много зелени и цветов.

После обеда посетили древний храм в честь Успения Божией Матери. Это единственная в Греции церковь, в центре которой возвышается мраморный амвон.

Возвращаясь в Верию, мы посетили мужской монастырь в честь св. Дионисия на горе Олимп. Здесь, в монастырском музее, находится много частиц мощей святых, в том числе,честная глава свт. Григория Богослова. Как и многие другие обители Греции, монастырь возрождается. Немного побеседовав с его гостеприимными насельниками, мы выехали в Верию.

На следующий день, тепло попрощавшись с владыкой Пантелеимоном и некоторыми из братий монастыря Довра и искренне поблагодарив их за гостеприимство, мы выехали в Фессалоники. Здесь посетили несколько церковных магазинов и затем поехали в аэропорт. Также тепло попрощавшись с нашими сопровождающими (схиархимандритом Пантелеимоном и монахом Серафимом), мы в 14:10 по местному времени вылетели в Москву.

В целом поездка оставила о себе много хороших впечатлений. Мы имели возможность приобщиться к многовековой византийской христианской культуре, от которой в свое время взяла начало и наша православная традиция. Мы побывали возле многих общехристианских православных святынь. Общение же с представителями других Православных Церквей, совместное участие в богослужении доставили нам чувство церковного единства.

http://www.ihtus.ru/dv17.shtml

Док. 542578
Перв. публик.: 03.07.02
Последн. ред.: 03.02.09
Число обращений: 279

  • Димитрий (Капалин Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``