В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Слово Архиепископа Димитрия к священству епархии Назад
Слово Архиепископа Димитрия к священству епархии
Дорогие отцы! Мы собрались, чтобы обсудить нашу жизнь в епархии. Мы живем в динамично меняющемся мире, и порой не хватает сил охватить все эти изменения, находить правильные ответы, решения того, что преподносит жизнь. И очень полезно на наших общих встречах поговорить о жизни, вместе подумать, как нам лучше совершать наше служение, к которому призвал нас Господь. Служение это особое, возвышенное, и вряд ли найдется хоть один человек, который скажет, что он свое служение пастыря совершает достойно, потому что немощь человеческая довлеет и нужно преодолевать влияние мира, стараться себя понуждать быть достойным и преданным делу Церкви. Являясь пастырями, духовными руководителями, мы, в первую очередь, должны заботиться о своем духовном мире, о своей душе, чтобы мы не привнесли свои немощи в это высокое служение. Сегодня многие люди впервые приходят в храм, вновь возрождаются к духовной жизни, и священнику нужна чуткость, как в отношении с младенцем. Священнику нужны терпение и духовные силы, чтобы помочь людям в духовной жизни. С каждым годом мы видим, как укрепляется жизнь приходов, Церкви, но мы чувствуем, как наш народ несет тяжелые, порой даже трагические последствия тех лет воинствующего атеизма, безбожия, когда во главу угла ставилось разрушение традиционных духовных ценностей России, разрушение Православия. Мы должны преодолеть эти последствия и помочь людям духовно прозреть, увидеть путь, который бы вернул их в лоно Церкви.

Наука духовного возрастания, работа над собой - сложнейшее дело. Человек, не обращающий внимания на свое духовное состояние, не испытывающий в делах свой внутренний мир, не может быть руководителем духовным. Нельзя "дать того, что сам не имеешь". Поэтому нам важно всегда заботиться в первую очередь о том, чтобы мы правильно устрояли свою жизнь, свой духовный мир, чувствовали ответственность пред людьми, пред Богом, пред Церковью, свою немощь и смирение. Если такого внутреннего подвига у нас не наблюдается, то мы пребываем просто в самообольщении, в некоем безрассудстве. Если мы не пытаемся духовно себя укреплять, формировать, то как мы можем помочь это сделать людям?

Это трудно, и мы должны возлагать наше упование на Бога. По воле Божией мы призваны были трудиться в Церкви и должны свою волю соподчинить воле Божией в служении. Святые отцы говорят, что пастырь должен постоянно молиться и просить, чтобы Господь вразумил его в том деле, на которое он призван. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин предупреждает, что многие пастыри вместо пользы приносят вред, вместо утешения вводят в отчаяние своим неумелым поведением, неумелыми советами, неумелым руководством. Епископ Феофан говорит, что пастыри Богом образуются, Богом ведутся на дело. Если мы забываем эти истины, то мы, как говорят святые отцы, вместо кормчего делаемся простыми корабельниками. Вместо того, чтобы вести корабль церковный, сами плывем по течению.

Надо помнить, что духовное руководство имеет природу от Бога. Сам Христос послал учеников и заповедал им это служение, поэтому мы всегда должны опираться на помощь Божию. Значит, пастырь должен в первую очередь ежедневно обращаться к слову Божию. Пастырь должен читать святоотеческую литературу и, несмотря на множество хозяйственных забот, не должен превращаться в простого хозяйственника. Для этих целей необходимо иметь близких людей, которые бы помогали справляться с теми большими задачами, обязанностями, которые стоят сегодня перед пастырями.

Бывает порой трудно решить, как помочь тому или иному человеку. Никогда не надо спешить с советами, но никогда нельзя и отказать. По совету наших мудрых светильников Церкви, нужно прилагать усилия к молитве, нужно призывать людей к молитве, ибо сказал Господь: "Призови и услышу". После молитвенного рассуждения давать людям совет. У пастыря всегда должна быть нужда в молитве, нужно, чтобы молитва не покидала его сердце, чтобы молитвенный свет не помрачался делами и заботами. Праведный Иоанн Кронштадский говорит, что если пастырь не молится, если свет молитвы пастыря помрачен, то он необходимо помрачается и в пастве, ибо Церковь связана тесной духовной связью. "Если ты крепко стоишь в духовных доблестях - и они тверды, если ты правдив - и они истинны, если ты стоишь на молитве, усердно молишься за них - и они это чувствуют, и они молятся и укрепляются духовно, и ты укрепляешься духовно". Трудно в идеале все это представить, но мы должны стремиться к этому, иначе мы останемся "наемниками, а не сынами".

Еще раз повторю, что многие ответы на вопросы мы можем найти в слове Божием, в святоотеческих трудах, и через их молитвенный труд, подвиг мы должны укреплять дело Церкви.

Нам нужно помогать людям, особенно молодым прихожанам, объединяться вокруг нашей духовной традиции, вокруг Церкви, нам нужно помочь сегодня обществу отказаться от той беззаботности, в которой многие пребывают и которая всевается сегодня в души людей. Нужно помочь людям увидеть духовную красоту мира, почувствовать себя причастным к ней, нужно научить понимать мир другого человека, различать в нем ценности добра, видеть пагубность зла, помочь человеку научиться управлять собой, оберегать себя.

К сожалению, поздно человек сознает эту скоротечность времени, поздно сознает, что жизнь, проведенная без цели, без смысла, опустошает человека, такая жизнь приводит просто к потере времени, к потере духовного настроения, здоровья, и человек начинает распадаться - становится безрассудным, поглощенным земными удовольствиями, праздностью. Все это нарушает духовный мир в человеке, накладывает печать опустошенности и даже озлобленности, утраты всякого смысла, появляется у людей апатия, леность, угасает дар творчества, человек становится эгоистичным, обидчивым, поддающимся унынию, отчаянию. Надо стараться прививать людям терпение, твердость в вере, в убеждениях, стараться, чтобы прихожане тоже становились на службу Церкви. Только так можно решить все вопросы, которые ставит нам жизнь.

Священство испытывает большие нагрузки, общество сейчас возлагает большие надежды на Церковь. Нужны соработники, помощники. Очень важно, чтобы правильно сложилась жизнь на приходе, чтобы приход был живым и действенным. Мы должны чувствовать то, что значимо для жизни Церкви. Это, в первую очередь, возможность Церкви давать определенные знания и навыки детям, которые сегодня в школе оторваны от нашей традиции. Мы все убедились, что школа, хотя и декларирует свой светский характер, но остается атеистической, следовательно, враждебной православной традиции. Нужно обратить внимание на работу с родителями, чтобы они обращались к руководству школ, руководству городов, округов с просьбой о введении Закона Божьего, предметов, изучающих Библию, православную духовность и культуру, чтобы эти предметы преподавали священнослужители. Назову свои пожелания, о некоторых из них мы уже говорили, но они все еще не нашли реального отражения в жизни приходов. Мы сегодня должны искать пути духовной помощи людям, выходить из замкнутого состояния, которое создают некоторые законы.

Первое - организовать обращения родителей о необходимости вводить Закон Божий, "Основы православной духовной культуры" и чтобы эти предметы вели священники. В одном месте, мне сказали, что допустили вести "Основы православной культуры", но только без "попов". А что атеист может рассказать? Поэтому не надо бояться, стесняться требовать. Мы с вами пребываем в Церкви воинствующей.

Второе - хотелось бы обратить внимание на деятельность сект, католиков. Надо направлять письма в епархию, администрацию по всем нарушениям. Все эти хождения по квартирам,маскирование под благотворительные организации - нужны конкретные факты, примеры, нужно информировать об этом администрации. Такого рода письма, обращения, протесты были бы основанием обратиться к законодателям.

Третье - нам пора продумать внутренний устав общины, он очень помог бы в духовном сплочении. Не висел бы как объявление, а передавался из уст в уста членами общины. Например, установить часы молитвы - в 8 утра и в 10 вечера. Если где-нибудь в поселке или городе и батюшка, и прихожане встают одновременно на молитву, причем и в Сургуте, и в Надыме, и в Тобольске, и в других местах, это и будет общее молитвенное делание в епархии. Или в какое-то время дня собираются на чтение акафиста в храме.

Нужно, чтобы община собиралась для решения каких-то вопросов жизни города, поселка, была программа по социальным делам. Допустим, посещение общиной приютов, школ, помощь в работе с беспризорными, рейды по вокзалам. Может быть, создать некую группу, которая бы работала с отделами социального обеспечения города или поселка. Можно привлечь к этому детей старших классов Воскресных школ. Возможна помощь прихода престарелым членам общины, молодежь бы посещала их хоть раз в месяц, помогала в уборке, других делах. Чтобы приход был как семья.

Хорошо бы отразить в уставе распространение газет и духовной литературы, духовное просвещение, открыть передвижные киоски на предприятиях, в организациях, школах, в вузах, они могли бы стать миссионерскими станами. Дело не в коммерции, а в том, что там все время стоит воцерковленный человек, отвечает на вопросы. Открывать книжные лавки в общежитиях, вывешивать там газеты, отдавать их в читальные залы библиотек, создавать духовно-просветительские стенды в различных местах.

Хорошо, если бы при благочиниях появлялись общества православных врачей, педагогов. Надо продумать, какие еще города и поселки могут открыть гимназии или детские сады с православной направленностью - не обязательно церковные. Можно наполнить жизнь детей добрым содержанием, не как сейчас - дети брошены на улице, на дискотеке, у телевизора. В больницах надо продолжать дела милосердия. Но физических сил священников не хватает, нужно привлекать актив православной общины. В некоторых приходах есть инициативные люди, интеллигенция - пусть помогают. Возле храмов чтобы была чистота, они не стали притоном бомжей, нищих, алкоголиков. Особенно обложен ими Знаменский кафедральный собор в Тюмени, людям трудно даже в церковь зайти, палками по ногам бьют, мат слышно - это и есть линия блокирования церкви от мира.

Нужно составлять годовые планы округов, приходов, передавать их и в администрации, мероприятия обговаривать. Пример - "Сибирь Православная" в Тюмени, то, как они помогают на празднике Крещения, делают Иордань. Оказалось, что от нас нужно только одно - прийти и освятить. Они все делают сами и хотят это делать. Люди помогают палатки поставить, кухню полевую организовать, военные с удовольствием участвуют в этом. Интересно всем, заодно и искупались, а там и в храм пошли.

Или праздники - День Победы, день защиты детей, день учителя. Они уже стали привычными, надо и нам откликаться. Пусть это светский праздник, но мы могли бы накануне Дня защиты детей сходить в интернат, посетить детей, организовать трапезу для детей-беспризорников. Надо найти добрые примеры и поделиться ими.

http://www.ihtus.ru/dv13.shtml

Док. 542570
Перв. публик.: 03.02.03
Последн. ред.: 03.02.09
Число обращений: 242

  • Димитрий (Капалин Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``