В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парамонов В. Москва будет перевооружать Ташкент Назад
Парамонов В. Москва будет перевооружать Ташкент
Владимир Парамонов, независимый эксперт (Ташкент), специально для РИА Новости.



Первый государственный визит Дмитрия Медведева в Узбекистан носил все же ознакомительный характер. И был во многом посвящен установлению личных доверительных отношений высшего политического руководства России с руководством дружественного государства.



В то же время, это принципиальной визит с точки зрения двух ключевых моментов: "сверки часов" и обмена позициями в подходах двух стран к широкому комплексу вопросов.



С точки зрения вопросов политической стратегии, визит Дмитрия Медведева в Ташкент был обусловлен, в первую очередь, неизбежностью развития не столько двусторонних связей, сколько острой необходимостью координации усилий двух стран на многостороннем уровне. Это и водно-энергетические вопросы, и сотрудничество в газовой сфере, и политика ШОС и ОДКБ в отношении Афганистана и угроз региональной безопасности. Это и активный совместный поиск идей экономической интеграции и смягчению последствий мирового финансового кризиса. Наконец, это координация российско-узбекского диалога с внешними силами, в первую очередь США и НАТО.



Вместе с тем, обширная программа встреч и переговоров во время визита Дмитрия Медведева была посвящена аспектам военного и военно-технического сотрудничества Москвы и Ташкента.



Узбекистан традиционно занимает особое место в системе военного сотрудничества России с государствами Центральной Азии. В силу своего геополитического, экономического, демографического и военного потенциала эта страна объективно является ключевым государством региона. Узбекистан также обладает наиболее боеспособными, мобильными и хорошо оснащенными вооруженными силами, которые, кроме всего прочего имеют непосредственный боевой опыт (проведение специальных операций в горных условиях). И этот опыт может пригодиться России в ходе ее строительства принципиально новой системы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе.



Накануне визита узбекские политологи отмечали, что прорыва в сотрудничестве в военной сфере России и Узбекистана можно будет достичь при условии, если Москве удастся предложить Ташкенту долгосрочные формы взаимодействия по проблемам Афганистана и формированию эффективной системы региональной безопасности. От этого во многом будет зависеть и дальнейшая судьба российско-узбекских отношений вообще. Поэтому, когда президент Дмитрий Медведев предложил провести в 2009 году саммит ШОС, целиком посвященный проблеме афганского урегулирования, Ташкент счел этот факт чрезвычайно обнадеживающим в плоскости построения общей системы безопасности.



Известно, что в наследство от Советского Союза Узбекистану досталась солидная материально-техническая база бывшего Туркестанского военного округа. В первые годы независимости национальные ВС не испытывали особой нужды в боевой технике и вооружении за исключением отдельных видов боеприпасов. Однако, с активизацией в 1999-2000 годах в регионе деятельности формирований исламских радикалов узбекская армия, в первую очередь специальные подразделения, стали испытывать нехватку современного стрелкового вооружения, необходимость модернизации.



Уже в первой половине 2000 года начались поставки в Узбекистан из России необходимого вооружения (автоматического оружия современных модификаций, снайперских винтовок, ручных пулеметов и приборов ночного видения), а также различного вида боеприпасов. С выходом России и Узбекистана на уровень союзнических отношений номенклатура и объемы поставляемой продукции военного назначения значительно выросли. По оценкам российского министерства обороны, объем военно-технического сотрудничества с Узбекистаном достиг нескольких десятков миллионов долларов. Речь идет преимущественно о поставках современного стрелкового вооружения, боеприпасов, запчастей к бронетанковой технике, средств ПВО, а также ремонте авиатехники.



В частности, за последние два года на российских заводах было отремонтировано несколько узбекских военно-транспортных самолетов Ан-12. Кроме того, Уральский оптико-механический завод приступил к сервисному обслуживанию бортового оптико-электронного оборудования самолетов Миг-29, Су-27 и Су-24, которые стоят на вооружении ВВС Узбекистана. В 2007 году между военными ведомствами двух стран была достигнута договоренность о поставках из России для подразделений ПВО сухопутных войск ВС Узбекистана переносных зенитно-ракетных комплексов "Стрела" и "Игла".



В сентябре 2008 года по итогам визита в Узбекистан российской правительственной делегации во главе с премьер-министром Путиным и его переговоров с президентом Каримовым, стороны заявили о намерении и в дальнейшем развивать военно-техническое сотрудничество, в частности за счет расширения поставок для ВС Узбекистана новейших систем вооружений. Поэтому генеральный курс данного сотрудничества, заданный Путиным и Каримовым не претерпел изменений после визита Медведева: Россия остается ключевым партнером Узбекистана в плане перевооружения узбекских ВС техникой и оружием. Главный технический аспект этого сотрудничества - выгодная для Узбекистана цена, по которой Россия была бы готова поставлять оружие и боеприпасы, оказывать другие услуги по модернизации техники. Насколько известно, он также обсуждался в Ташкенте. Итоговая информация носит закрытый характер, но, представляется, что выгодная обеим сторонам договоренность по цене все же была достигнута.



В целом же у экспертов, наблюдавших за первым визитом российского лидера в Узбекистан, сложилось впечатление, что в ходе переговоров европейская напористость встретились с восточной гибкостью. И получился неплохой тандем. С одной стороны, чувствовалось желание конкретных и мгновенных результатов, готовность уважать партнера и детально прорабатывать каждый вопрос. С другой - стремление подчеркнуть ценность и особость именно личного общения, ответственность за судьбу региона и - одновременно - намек на то, что в этой масштабной работе "торопиться все же не надо, по крайней мере, пока...".



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


РИА "Новости". 28.01.2009.

www.rian.ru

Док. 542564
Перв. публик.: 28.01.09
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 27

  • Парамонов Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``