В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Дмитрий Шишкин: Как сотворить `Русское чудо`? Назад
Дмитрий Шишкин: Как сотворить `Русское чудо`?
Кризис
Человечество неоднократно переживало крайне сложные состояния, впоследствии обозначенные как "кризисы". Более, чем четырехтысячная история цивилизации помнит самые разные по своим причинам, географии, условиям и времени протекания кризисы. Классическое определение кризиса обозначено как "решение, поворотный пункт или исход", связанный с крутыми переломами, тяжелыми переходными состояниями, затруднениями.
Проводя аналогию с медициной, кризис это "перелом в течении болезни, связанный с острыми проявлениями ее симптомов". Любой врач знает, что это крайне серьезный и решающий момент, именно в кризис определяется, выздоровеет ли больной или нет. Аналогии с текущим состоянием мировой экономики излишни... Кризис, как и любое другое явление, обладает рядом основных базовых свойств.
Во-первых, кризис это всегда изменения. Оценки "плохие" или "хорошие" эти изменения в таком случае становятся неуместными, поскольку речь идет уже о совершенно другой ситуации. Поэтому определять степень положительности изменений, придавать им какую либо эмоциональную окраску сродни воспоминаниям о временах, когда "деревья были большими".
Во-вторых, кризис это всегда новая ситуация. То есть, несмотря на то, что очень часто осуществляются попытки обратиться к прошлому опыту, практически всегда приходится создавать новые способы и средства его преодоления, вырабатывать новые решения. Именно поэтому, крайне трудно прогнозировать время и окончание кризиса, занимаясь созданием разных теоретических моделей и прогнозов, просто потому, что они точно не сработают. Если взять нынешний финансово-экономический кризис, то об этом изначально говорили и говорят практически все авторитетные аналитики и эксперты в разных странах.
В-третьих, кризис это всегда возможности. О возможностях также мгновенно заговорили в духе "успокоения" СМИ и разные специалисты-оптимисты, но переходя к практике ситуации, то прежде чем впадать в оптимизм, попробуем задать несколько вопросов. Какие возможности? Для кого эти возможности? Как их можно использовать?
Возможности в кризис можно представляют собой определенные коридоры для действия, которых не было в старой структуре, собственно их появление связано с ее неэффективностью и отмиранием в условиях кризиса. Возможности возникают совершенно разные, от возможности придумать и внедрить новые виды бизнеса, создать новые направления в науке и искусстве, разработать новую философию и т.д. То есть возможности можно обозначить общим термином как "принципиально новые". Но есть один нюанс - они открываются для тех, кто активен, деятелен и внимательно следит за изменениями, видит ситуацию, а значит, может выработать принципиально новые решения. Важно понять то, что как говорит один известный эксперт: "нет такой волшебной кнопки, которую можно было бы нажать и... все решится само".
Не прибегая к особо сложным обобщениям, кризис можно охарактеризовать как время "думать и действовать". Думать, прежде всего, над анализом правильным анализом ситуации и выработкой решений, а действовать путем их эффективной реализации. В масштабах страны такая компетенция или умение "работать с кризисом" - это умение выработать и приступить к реализации смелых стратегических решений, которые позволят быть адекватными в будущем, то есть умение "создать свое будущее". При этом надо учитывать, что сложившиеся до кризиса критерии эффективности и конкурентоспособности уже не работают. А поэтому если мысленно оставаться в ситуации "до кризиса", то можно быстро перейти в разряд неконкурентоспособных стран, а случае обдуманной и деятельной политики стать в будущем страной, формирующей мировую "повестку дня".
Антикризисные меры
Несмотря на то, что кризис много предсказывали, случившиеся события все же стали неожиданными для большинства стран. Восстанавливая хронологию кризисных событий необходимо отметить несколько важных его особенностей.
Особенность первая - причины кризиса и реакция стран. Как только кризис стал случившимся фактом, в международном сообществе стали активно обсуждаться вопросы о "прекращении американского финансового диктата", "об изменении финансового миропорядка", "о новые мировых финансовых центрах" и другие. Это прямо указывает на то, что причины кризиса изначально лежат в политической плоскости и не просто связаны с неправильным использованием финансовых инструментов или "естественными" причинами, а скорее с недовольством сложившейся системой мировых экономических и политических отношений.
Особенность вторая - стратегии выхода из кризиса. После обсуждения темы кризиса в формате "двадцатки", стало ясно, что однозначных выводов или диагнозов по кризису не достигнуть. Это значит одно, несмотря на "большую заинтересованность в вопросах определения общих подходов к преодолению кризиса", большинство стран будут действовать самостоятельно, формируя собственные национальные стратегии выхода из данной ситуации. А значит, кризис приобретает черты сложной головоломки или игры, в которой многое остается неизвестным, а выиграет тот, кто будет лучше ориентироваться на "игровом поле" и активно реализовывать свои планы изменения мира.
Особенность третья - прогнозы. Прогнозы о том, что кризис продлится не более полугода и все можно будет просто решить при помощи "финансовой таблетки" исчезли. Опыт администрации Д. Буша, заслужившей славу "неудачников" и причисленной к числу "виновников кризиса", тому наглядный пример. Точные прогнозы о сроках выхода из кризиса сейчас не берется никто. Выводы очевидны - "простыми" и краткосрочными мерами кризис не преодолеть, а сохранить докризисный мир уже невозможно.
Таким образом, наступает самый сложный и напряженный его этап - выработка и реализация стратегических решений, которые определят для каждой из стран, какой она из выйдет из кризиса. Выше отмечено то, что в преодолении кризиса в развитых странах наступает качественный переход. Начинается этап разработки выхода из кризиса, поэтому крайне интересно провести сравнительный анализ антикризисных мер в Соединенных штатах Америки, Европейском союзе в России.
В США вновь избранная администрация президента Б. Обамы в США, определила кризис как проблему национального масштаба и объявила стратегический курс "эпохи перемен". Перед обществом поставлены задачи сплочения и максимальной мобилизации, сказано о необходимости быть готовым к "трудным временам". Некоторыми аналитиками эти действия объясняются попытками сохранить социально-политическую стабильность и высокий уровень потребления, который является основой экономики США. В этом есть серьезная доля правды, но при этом важно увидеть и другую сторону, которая заключается в ориентирах стратегического внутреннего переустройства. Только такие публично объявленные направления действий американского правительства, как: создание новой инфраструктуры, развитие систем транспорта, образования, расширение сферы инновационной экономики и изменение внешнеполитического курса, указывают на то, что все не так просто в американских намерениях.
Для ЕС кризис, по признанию большинства европейских политиков, является серьезным испытанием на прочность основных принципов и идеологии "объединенной Европы". Но и тут не все просто, в качестве основных ориентиров взяты вопросы технического перевооружения промышленности, развитие систем транспорта, повышение интенсивности труда, внедрение инновационных технологий, альтернативные источники энергии, экологические вопросы.
Таким образом, на этих примерах показано, что развитые страны включились в игру за определение будущего мира, поэтому сущность принимаемых сейчас решений состоит в утилизации отживших и неэффективных структур, участии в формировании новой системы международных отношений и новых ориентиров будущего.
России кризис коснулся не сразу (если сравнивать с чередой мгновенных банкротств финансовых гигантов типа "Lehman brothers"), поэтому поначалу мы жили и действовали в рамках иллюзии той самой "финансовой таблетки", из-за которой пострадала администрация Д. Буша. Предпринятые меры финансовой поддержки фондового рынка и банковской системы, снижение налогового бремени себя не оправдали. Так, уже в декабре прошлого года стало совершенно ясно, что средства, направленные в банковскую систему страны, не доходят до предприятий реального сектора. Приняты решения об оказании финансовой помощи стратегическим предприятиям, список количестве двухсот предприятий. Под давлением внешнеэкономических факторов произведена вынужденная девальвация национальной валюты.
На прошлой неделе, на правительственном часе в Государственной Думе выступили члены Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики. По крайней мере, два момента, которые следуют из выступления первого вице-премьера Игоря Шувалова, важно обозначить. Первый - ограниченность государственных финансовых средств. Второй, о котором уже говорилось ранее - "... мы не должны забывать, что кризис закончится, а мы можем выйти из него со старой структурой экономики, да еще на фоне того, что наши партнеры по "восьмерке" и по "двадцатке" обновят существенным образом свои отношения и их системы будут мощнее". Первый момент должен означать окончание финансовых вливаний в условиях шторма, второй - необходимость срочной выработки национальных антикризисных стратегий. Если говорить об иных аспектах борьбы с кризисом, то в социальной сфере базовыми приоритетами являются: сохранение среднего класса и занятость населения, реализация Стратегии 2020 остается открытой. Исходя из вышесказанного, следует выделить несколько наиболее общих признаков российских антикризисных мер.
Во-первых, для России антикризисные меры пока не стали общенациональным делом. В процесс преодоления кризиса вовлечены исключительно государственные структуры и ряд отечественных предприятий. Это не позволяет решать вопросы поддержания доверия к власти, мобилизации всех здравых общественных сил и не дает оснований для осознанного строительства будущего страны в условиях кризиса.
Во-вторых, предпринятые пока меры носили исключительно административно-монетарный, тактический характер. Это приводит к большим затратам при сильном отставании реализации мер во времени. Например, вопросы поддержки реального сектора через поддержку банковской системы, поддержки малого и среднего бизнеса, которым в случае затягивания кризиса грозит "полная зачистка", вопросы занятости и миграции, которые непосредственно влияют на социально-политическую ситуацию в стране до сих пор остаются проблемными.
В-третьих, антикризисные меры направлены сохранение и поддержание докризисных структур, о каком либо развитии речи пока нет. Это в корне отличает наш подход от подхода, реализуемого в развитых странах, которые уже "играют" на собственное интенсивное развитие в условиях кризиса. Имеет смысл прогнозировать, что если оставлять "все как есть", то в ближайшем будущем нам будет просто нечем удивить и даже вызвать какой-либо живой интерес у потенциальных партнеров.
Вопрос нашего будущего остается открытым, именно к его обсуждению следует приступать именно сейчас. Наверное, сейчас важно понять одно - если кризис мировой, то оставаться "как есть", то есть неизменными, когда вокруг все меняется, скоро станет довольно опасно.
До кризиса
Еще в конце июля прошлого года мы все жили в условиях курса на "стабильность", который проводился в течение нескольких последних лет. За это время было сделано много положительного как в экономической, так и в государственной сфере, но наряду с этим краткий временной период оставил нерешенными массу ключевых проблем.
В экономике. Докризисная российская экономика технологически отставала от экономик развитых стран почти на 25 лет. Так, если в развитых странах производство перешло к освоению современных технологических уровней (микроэлектронные системы, био и лазерные технологии, создание знаний и др.), то в России доля подобных предприятий невелика, но еще большую проблему создавало отсутствие единых концептуальных подходов развития промышленности в масштабах страны. Структурных изменений в экономике не успело произойти, основу по-прежнему составляли и составляют ресурсодобывающие отрасли. Хроническое отставание наметилось даже в такой отрасли как ВПК, где по мнению экспертов, намечается "системное отставание и устаревание инфраструктуры отрасли". А как же инновационные предприятия, которые действуют сейчас? Действительно в стране существуют по-настоящему уникальные образцы, "жемчужины" отечественной мысли. Например, Зеленоград, где создаются современные электронные микросхемы, но при этом, отсутствуют механизмы массового внедрения и продвижения подобных инновационных продуктов, что сводит практически на нет достижения в области фундаментальной науки.
В социальной сфере. Российское общество не имеет, сколько-нибудь сформированной социальной структуры. Наряду с передовыми и современными элементами, существуют архаичные, криминальные, а подчас и разрушительные. "Средний класс", которым за последние несколько лет обозначали людей с определенным уровнем материального достатка, в части мировоззренческой и ценностной сформирован. Процесс формирования так называемого "креативного класса" происходил и происходит "эволюционно", а значит неосознанно и слишком долго, что не дает возможностей для его эффективного участия в реализации стратегических планов.
В культуре. Состояние культуры и информационной среды, в котором существовало и существует российское общество можно охарактеризовать как анархию. В культуре с позиций развития, наметились и усугубились несколько серьезных негативных трендов: криминальный, успокоительный, массово-деградационный. Массовые мыльные оперы, подходящие для периода глубокого затишья, массовые шоу в моде "посмеяться над чем угодно" ни по каким критериям не отвечают целях стратегического развития, для условий кризиса также непригодны. Та часть культуры, которую можно обозначить как ответственную за формирование патриотизма, в основном построена на восстановлении образцов исторической памяти (фильмы, песни) и не обращена к актуальному опыту, а значит, не выполняет до конца своей функции.
Уровень внешних угроз. Вырос значительно, по мере приобретения самостоятельности в решении вопросов суверенитета, страна сама поставила себя в жесткие конкурентные условия. Но при этом, в решении вопросов государство остается одиноким воином в поле, полном врагов. И если в 19 веке характер угроз был таким, что союзниками России, были армия и флот, то в 21 веке ситуация намного сложнее - уже пора привлекать и других союзников в виде, живого и конкурентоспособного общества, способным к саморазвитию, в виде доверия и творческого потенциала людей.
Государственно-публичная сфера. Среди нерешенных и обозначенных властью проблем остаются проблемы коррупции, клановости, закрытости государственных структур от общества, фактического отсутствия целенаправленной кадровой политики, конкурентности на службе, слабая горизонтальная связь и навигация регионов, характер взаимодействия с центром.
Преимущества
Условия непростые, особенно в кризис. Но для Западных стран Россия всегда была во многом загадкой по причине того, что вопреки рассчитанным и ожидаемым прогнозам, умела давать творческий, неординарный и не посчитанный ответ на самые сложные вызовы и угрозы. Кратко рассмотрим возможные конкурентные преимущества России.
Преимущества географического положения. Оценивается как преимущества и как недостаток. Преимуществом в силу естественных географических и экономических факторов, а недостатком от того, что их пока не смогли рационально использовать. По сути, Россия является крупнейшим транспортным центром всей Евразии, оставаясь при этом страной с одной трансконтинентальной железной дорогой и практически отсутствующей автомобильной дорогой, инфраструктура развита слабо, либо устарела. Это приводит к огромным затратам при осуществлении всякого сообщения между разными регионами и в стратегической перспективе ставит под угрозу взаимодействие с регионами Сибири и Дальнего Востока. Именно в силу положения и острой необходимости одним из направлений развития должна стать транспортно-логистическая инфраструктура, развитие систем связи.
Культурные преимущества. Сложная культура России, духовность, ценности, которые, так или иначе, определяют сбережение главного в нашей жизни, также составляют серьезное преимущество. Идеология "информационного общества", продвигаемая США по всему миру неизбежно приводит к многим межкультурным и межнациональным конфликтам. Россия, используя свой исторический опыт и современное знание, вполне могла бы приступить к созданию собственных гуманитарных технологий, собственного образа будущего, выступить модератором по самым серьезным вопросам мировой повестки дня.
Наука и образование. Отечественные наука и образование сохраняют свою функциональность, но необходимо срочно перейти от обсуждения вопросов стандартов, систем, сроков обучения, аттестаций к обсуждению принципиальных вопросов будущего российского образования. Необходимо преодолеть отставание от развитых образовательных систем, нам вполне по силам реализовать собственные преимущества и использовать новейшие разработки в этой сфере.
Социальная структура. Речь идет о создании "креативного класса", как социальной группы способной стать локомотивом и социальной основой стратегических изменений. Оставлять в корне устаревшую социальную структуру, значит застрять в неопределенном историческом и культурном пространстве, это опасно не только на стратегическую перспективу, но и на "ближайшее завтра".
"Русское чудо"
В истории экономики есть такие моменты, которые обозначены как "чудо" (японское, китайское, американское, европейское и т.д. экономическое чудеса). Эффект "чуда" формируют качественные изменения в жизни страны, которые дают синергетический положительный эффект в экономике и других сферах. Как можно создать "Русское чудо"?
Во-первых, необходимо научится здраво "смотреть на себя со стороны", объективно оценивать ту систему, которая существует сейчас, со всеми изъянами и недостатками. Это означает отойти от попыток построения "Потемкинских деревень", прежде всего, в своем собственном сознании, на эти "забавы" сейчас просто нет времени. Трезво оценив ситуацию и определив базовый ландшафт, можно будет использовать его в качестве основы для будущих изменений на этапе их выработки стратегических решений, и изменять его по мере их реализации.
Во-вторых, нужны новые амбициозные ориентиры, нужно научиться думать и осознанно создавать свое будущее, для России - это должен быть проект "русского чуда", не меньше, иначе просто ничего не получится. Для этого, в первую очередь, необходимо начать открытое обсуждение всех возможных стратегий развития, нужны экспериментальные площадки для создания максимально открытого диалога и обсуждения новых идей, или освоения уже выработанных в нашей культурной среде. Кризис будет временем гонки и формирования нового образа мира и страна должна быть к нему готова, прежде всего, интеллектуально. Такая работа должна быть проектной, проекты должны быть масштабными - опираться на существующие тенденции как на основу, но предусматривать стратегический замысел развития. При этом споры о преимуществах теорий, кадровые перетасовки и попытки использовать сложившуюся ситуацию в качестве кратковременной возможности решить собственные проблемы приведут к всеобщим негативным последствиям.
В-третьих, проблему всегда создает реализация (как в приведенном примере с Зеленоградом) и так называемая непреодолимая разница между "теорией и практикой" (на самом деле эта разница существует только в нашей отставшей системе преподавания гуманитарных наук). Определенно, чтобы решения были реализованы (а особенно инновационные решения), нужны люди, которые помогут их реализовать, этими людьми и должен стать тот самый естественно зарождающийся "креативный класс", который надо поручить выполнять функцию строительства будущего. Этих людей по определению немного, всего лишь несколько процентов, но и их будет достаточно для того, чтобы во взаимодействии с другими институтами и структурами решать сложные задачи.
Будем верить и трудится, чтобы будущее, которое ждет нас после кризиса, в учебниках по мировой истории смогли назвать "русским чудом", его давно ждут и о нем давно мечтают очень многие люди в нашей стране.

3 феврвля 2009 г.
www.viperson.ru

Док. 542481
Перв. публик.: 03.02.09
Последн. ред.: 09.02.09
Число обращений: 10

  • Шишкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``