В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Байдаков: Вызовы геоэкономики: не только учитывать но и давать ответы Назад
Михаил Байдаков: Вызовы геоэкономики: не только учитывать но и давать ответы
Интервью Председателя Правления "Милллениум Банк" (ЗАО) Михаила Юрьевича Байдакова журналу "Банковское дело в Москве"


В последние годы состав участников Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) неуклонно расширяется. Сегодня он объединяет представителей делового сообщества 27 стран Евразии. Двенадцать из них представляют СНГ, тринадцать - Европу, Индия и Китай - Азиатский регион, причем Италия, Индия и Китай присоединились в самый последний период. Сам по себе факт расширения состава участников - безусловное свидетельство объективной потребности в развитии интеграции на самом, пожалуй, большом экономическом пространстве.

Образование МКПП в 1992 году стало прямой реакцией на распад Советского Союза и Совета Экономической Взаимопомощи. Учредители Конгресса уже тогда прекрасно понимали, насколько негативными могут быть последствия разрушения многосторонних связей между экономиками, входившими прежде в эти образования. Здравый смысл диктовал: надо сохранить то доброе, что было наработано десятилетиями. Но поставленная во главу угла задача сохранить невольно нацеливала на воспроизведение уже найденных и успешно апробированных решений. Между тем, и внутри стран, входящих в МКПП, и в целом, в мировом экономическом устройстве, произошли радикальные перемены, которые требовали по-новому оценить стоящие перед экономиками задачи, выработать качественно иные механизмы интеграционных процессов. Это противоречие сковывало движение, вынуждало, по сути дела, идти вперед с повернутой назад головой.

Эту неудобную позу в последний период удалось во многом преодолеть. Прежде всего, пришло осознание, что не только интеграционные процессы на экономическом пространстве, представленном входящими в МКПП странами, но даже двусторонние отношения нельзя выстраивать вне контекста тенденций глобализации, которые определяют сегодня развитие мировой экономики.

Второй не менее важный момент связан с тем, что большинству входящих в МКПП стран пришлось включаться в процессы глобализации с некоторым запозданием. Отсюда вполне логичное стремление принять уже наработанные новые стандарты как данность и просто пересадить их на собственную почву. На практике, однако, выясняется, что далеко не все стандарты приживаются. И это еще полбеды. Главный недостаток такого подхода заключается в том, что окончательных, не подлежащих корректировке стандартов пока не существует. Принципиально новая геоэкономика находится на начальной стадии своего формирования, а стало быть, и законы, по которым она должна действовать, только складываются. Участвовать в их создании должны на равных как те, кто уже живет в среде глобализации, так и те, кто в неё только включается.

Сегодня существует, как минимум, три школы и три принципиально отличающихся подхода к геоэкономике.

В конце 80-х прошлого века основатель американской школы геоэкономики Эдвард Люттвак выступил с идеей - трансформировать геополитическое доминирование США в геоэкономическое. Суть предложения состояла в том, что необходимо разрабатывать новые технологии доминирования, которые формируют статус лидера в продвижении на любые участки земного шара на основе глобальных экономических операций без использования военной силы.

Другой акцент ставит итальянская школа геоэкономики, основателем которой является Карло Жан. Итальянцы в числе первых осознали опасность геоэкономического экспансионизма, связанную с этим перекройку экономических границ и неспособность государственных институтов противостоять наднациональным структурам. В связи с этим они сосредоточили внимание на защите государственности в условиях глобализации.

Более широкий спектр направлений представлен в российской школе геоэкономики во главе с профессором Эрнестом Кочетовым. Их суть заключается в разработке таких механизмов взаимодействия и такой модели цивилизационного развития, которые бы позволили получать выгоды всем участникам мирового процесса. В отличие от геополитики, где победа одного всегда основана на поражении другого.

В мае 2004 года на международной конференции в Праге "Европа в XXI веке: перекресток цивилизаций" (её организатором выступил Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций") была сформулирована потребность в переходе от языка конфронтационной геополитики эпохи холодной войны к языку современной глобальной экономики, к диалогу между структурами, представляющими как политическую, культурную и научную, так и деловую элиту Запада и Востока. Для концентрации усилий и ресурсов по выработке нового языка коммуникаций между деловыми кругами евразийского пространства и для совместного поиска новых подходов к глобальным проблемам МКПП создает постоянно действующую тематическую площадку - Экономический форум "Запад-Восток, Север-Юг: интеграция и развитие". Хотел бы в связи с этим остановиться на некоторых, наиболее актуальных моментах, которые предстоит проработать в ходе решения этой задачи.

Управление, как известно, включает в себя три базовых элемента: подготовка решения, его принятие и его корректировка в ходе реализации. Очевидно, что по сути своей это - процесс, однако многочисленные его участники - стратеги, разработчики, ученые и эксперты - воспринимают, как правило, свою роль и свои задачи дискретно: как реакцию на заданные факторы и обстоятельства. Чтобы снять это противоречие, в управленческую практику последних десятилетий прочно вошла такая категория, как проект - целенаправленное изменение исходного состояния системы (например, региона, отрасли, предприятия, товара), связанное с затратой времени и средств. Сегодня в успешно работающих компаниях практически каждый законченный комплекс действий, требующий привлечения ресурсов, временных затрат, новых технологий и квалифицированных кадров, осуществляется в виде проекта. По существу вся деятельность современной компании - это сеть множества проектов, непрерывно планируемых, финансируемых, оцениваемых и обновляемых.

К этому следует добавить, что современный уровень технологий и коммуникаций (включая массовую межрегиональную переброску рабочей силы) свёл к минимуму количество задач, которые почему-либо невозможно решить. Для наглядности сошлюсь на бытовой пример: правительство Москвы решило сделать подогреваемыми тротуары в пешеходной зоне у Манежа, для того, чтобы в самую лютую зиму они были такими же сухими и чистыми, как и жарким летом. Вопрос, в конечном счете, сводится к одному - целесообразности проекта, его стоимости и возможности финансирования.

С учетом комплекса этих новых реалий все изменения в экономике можно трактовать как совокупность инвестиционных проектов, а управление ими - как управление инвестициями.

Один из парадоксов современного мира - диспропорции в сфере инвестиций. С одной стороны, огромные избыточные ресурсы не могут найти применения, а с другой - огромное количество потенциально выгодных объектов инвестирования не может получить доступ к ресурсам. Причина состоит, прежде всего, в том, что разработанные более полувека назад инструменты управления инвестициями не адекватны сегодняшним реалиям. Механизмы оценки эффективности инвестиций, основанные на принципе дисконтирования, не соответствуют современной постоянно меняющейся ситуации на развивающихся рынках, слабо учитывают неустойчивость мировой финансовой системы. Но одним из важнейших факторов является то, что они, как правило, не нацелены на интеграционную оценку внутренних побудительных мотиваций и реальных ресурсов "на местах", то есть не учитывают комплексные потребности развития того или иного региона.

Принципиально новую трактовку в последнее время получила и такая категория, как регион. Чисто географическое понятие приобретает все более выраженные экономические черты и признаки. Структуризация по этим новым критериям приводит к возможности и необходимости объединять несколько географических областей, а зачастую и целых стран в один регион - как новый тип экономического субъекта, потребляющего определенного рода товары и услуги. Возникновение такого нового типа потребителя вызвало необходимость и в новых типах проектов, субъектом потребления которых становятся регионы как целое. В связи с этим в мировой экономике складывается новый предмет управления - его контуры выходят далеко за рамки традиционно понимаемых хозяйственных или государственных границ. Развитие такого региона и становится "квантом" современного управления.

Если для проекта отдельного продукта, групп продуктов или, наконец, проектов предприятий и комплексов было достаточно соединить товарно-вещественную основу, трудовые ресурсы и кредитно-финансовые возможности, то для проекта регионального масштаба главным фактором становится резко выраженная интеллектуализация. Его формирование начинается с заказа на идею, которая и определяет последующую "пристыковку" необходимой материально-вещественной базы и всех иных традиционных атрибутов, то есть теперь внимание смещается на людей, взаимодействующих по логике общей проблемы. Фактически сердцевиной региональных проектов становится технология социально-экономического проектирования, "сращенная" с информационно-коммуникационными технологиями.

Настало время "сшить" два пространства - проектное и цифровое, - и сформировать на их основе то, что российские эксперты назвали социально-цифровым институтом. Он в состоянии взять на себя решение задач социально-экономического проектирования и стать ключевым в формировании инвестиционных проектов для регионов.

Таким образом, речь идет о разработке операционной системы управления проектами в качестве инструмента управления инвестициями на основе социально-цифрового института. Это попытка создания новой грамматики современного управления. Разрабатываемый в России вариант системы управления является открытым и конструируется как элементарная ячейка "Всероссийской вертикали проектов" - системы управления инвестициями в масштабах нашей страны.

Таковы некоторые аспекты экономических вызовов глобализации, которые настоятельно требуют ответов. По сути своей Международный конгресс промышленников и предпринимателей - это "перекресток" региональных проектов. В рамках постоянно действующей тематической площадки "Запад-Восток, Север-Юг: интеграция и развитие" происходит концентрация интеллектуальных ресурсов для совместной разработки подходов к управлению инвестиционными проектами регионального масштаба, подготовки и реализации пилотных решений.

При этом одновременно приходится двигаться в двух направлениях: создавать современные управленческие инструменты, адекватные нынешним реалиям и задачам, а с другой стороны, вводить их в оборот, то есть менять по существу мышление людей. И не берусь сказать, какое из этих двух направлений сегодня важнее.

Изменение мышления профессиональных управленцев - ещё одна задача, которую, вероятно, нельзя отнести к категории вызовов глобализации, но не решив которую, вряд ли удастся получить внятные ответы на эти вызовы.

Журнал "Банковское дело в Москве", N8 2006

Док. 542308
Перв. публик.: 19.08.06
Последн. ред.: 30.01.09
Число обращений: 150

  • Байдаков Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``