В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Байдаков: Запад - Восток: интеграция и развитие Назад
Михаил Байдаков: Запад - Восток: интеграция и развитие
Интервью Председателя Правления "Милллениум Банк" (ЗАО) Михаила Юрьевича Байдакова журналу "Банковское дело в Москве"

На фоне мощных объединительных процессов в странах Центральной и Западной Европы особенно неестественно выглядит дезинтеграция экономик, расположенных на территории, которую прежде объединял СЭВ. За последние годы утрачено большинство старых связей и очень мало приобретено новых. Это справедливо и для тех стран, которые недавно вошли в ЕС. Поиску путей эффективного взаимодействия было посвящено заседание Президиума Международного конгресса промышленников и предпринимателей, которое состоялось недавно в Будапеште. Некоторые его итоги редакция попросила прокомментировать Михаила БАЙДАКОВА.

- Хотел бы начать с того, что сам факт образования МКПП в 1992 году стал прямой реакцией на распад Советского Союза и Совета Экономической Взаимопомощи. Учредители Конгресса уже тогда прекрасно понимали, насколько негативными могут быть последствия разрушения экономических связей.

БДМ И тем не менее предотвратить дезинтеграцию не удалось.

- Причины тому объективные. На первом этапе преобразований политика, безусловно, доминировала и провоцировала "парад суверенитетов". Задачу перевода экономик с плановых на рыночные рельсы каждая страна также решала автономно. Наконец, еще одно существенное обстоятельство. Весь тот инструментарий, которым располагал СЭВ - от сбора и анализа информации до плановой системы реализации программ интеграции и механизма финансирования, основанного на переводном рубле, - в одночасье стал непригоден.

Предотвратить в этих условиях негативные тенденции распада было невозможно, но приостановить их удалось. Главный же итог заключается в том, что сегодня, когда этап наиболее болезненных преобразований в большинстве стран пройден, интерес к экономической интеграции не просто сохранился, он воспринимается как настоятельная необходимость.

БДМ И что же в ответ на это готов предложить МКПП?

- Прежде всего, разделение общей глобальной задачи на локальные. Такое структурирование общей задачи позволит возродить международную кооперацию на качественно новом уровне. В частности, для обеспечения конкурентоспособности совместных проектов необходимо создать особую глобальную цепочку добавленной стоимости, где на равных участвуют как транснациональные корпорации, так и малые предприятия, выступающие зачастую производителями интеллектуальных и высокотехнологичных продуктов. Новый уровень экономических отношений должен обеспечить возможность ведения бизнеса на основе прямых связей между всеми участниками, независимо их от местонахождения, что позволит принимать управленческие решения в режиме реального времени. Особо следует выделить проблемы, связанные с финансированием совместных проектов. Они включают в себя целый ряд совместных решений, выработку финансовых инструментов, общая цель которых - минимизация рисков. Инвестор сегодня не может и не должен принимать на себя ответственность за риски в тех странах, где осуществляются проекты (т.н. "страновые риски"), связанные с особенностями экономик указанных стран. Мировая практика предлагает достаточный набор механизмов, позволяющих решить эту задачу. Адаптируя эти механизмы к контексту реальных условий, можно будет обеспечить оптимальный режим финансирования совместных проектов.

Наконец, пожалуй, самое сложное - выстраивание особых механизмов, которые бы обеспечили стыковку интересов между субъектами международной кооперации и трансформацию их в конкретные взаимовыгодные проекты. А реальность такова, что единое, еще не так давно достаточно организованное экономическое пространство стран участниц МКПП, сегодня разбито на множество фактически обособленных государств.

Более того, если мы возьмем самого крупного участника - Российскую Федерацию, - то увидим схожую картину. Она, правда, представлена двумя уровнями: с одной стороны, централизованной финансово экономической и социальной политикой страны, а с другой, самостоятельной политикой регионов, которые в какой то мере также оказались в положении анклавов нашего громадного государства. Каждый из этих уровней решает свои задачи: централизованный ведет глобальные проекты - скажем, строительство газопровода по дну Балтийского моря, у регионального уровня проекты, естественно, поменьше. Но это не значит, что их суммарная значимость для экономики страны уступает значимости проектов глобальных. А если рассматривать ситуацию с точки зрения участия России в международной кооперации, то окажется, что именно региональные экономики в наибольшей степени подходят для того, чтобы стать в этой области "точками роста".

Здесь необходимо отметить три момента.

Первое. По масштабам российские регионы, как правило, сопоставимы с экономиками государств, заинтересованных в развитии сотрудничества. А в большинстве случаев это означает, что сходны не только масштабы, но и характер интересов.

Второе. Именно в регионах аккумулируется и осмысливается наиболее актуальная информация о местном бизнесе, его возможностях и перспективах развития, в том числе в сфере международного сотрудничества.

Третье. Администрации областей, как правило, сами заинтересованы в таком сотрудничестве, особенно если в регионе есть задел научных разработок, избыток трудовых и производственных ресурсов. И очень важно, что региональных полномочий вполне достаточно, чтобы на своем уровне решать большинство проблем, связанных с реализацией совместных проектов.

Вот почему мы считаем, что принципиально новую инфраструктуру международной кооперации следует выстраивать таким образом, чтобы наши партнеры по СНГ и бывшему СЭВ могли напрямую выходить на российские регионы. При этом, повторюсь, необходимо изначально закладывать финансовые, технологические, организационные и правовые механизмы, которые бы обеспечили сотрудничеству не просто современный уровень, а высокую конкурентоспособность.

БДМ Логика в таком подходе, безусловно, есть. Но, извините, Михаил Юрьевич, ведь это пока только идеи. Воплощать их в жизнь предстоит с "чистого листа" на нашем необъятном пространстве. Не получится ли по пословице "пока солнце взойдет, роса очи выест"?

- Да нет ведь никакого "чистого листа". В последние годы в мировой практике шло активное развитие международной кооперации и присущих ей инструментов и технологий. И не только в теоретическом плане - новые знания тут же проверялись практикой.

Сегодня в МКПП входят 12 стран - членов СНГ и 11 стран - членов ЕС, Индия, Китай. Международным Конгрессом накоплен интереснейший опыт их взаимного сотрудничества, который готов к тиражированию. БДМ А кто будет тиражировать? - Тиражировать будет бизнес - в этом его прямая выгода.

Задача же Международного конгресса промышленников и предпринимателей вооружить бизнес необходимой информацией и знаниями в области технологий.

В последний период произошел качественный скачок в осознании места и роли нашей организации. Я думаю, просто пришло для этого время. Надо было на несколько лет всерьез окунуться в рыночные отношения, проверить их, что называется, "на себе", чтобы возникло адекватное представление о мировом рыночном хозяйстве и том месте, которое может занять в нем та или иная национальная экономика. В каждой стране, разумеется, эти процессы протекали по-своему.

Сегодня есть общее понимание следующего: либо мы осваиваем производство наукоемкой продукции и поднимаем перерабатывающую промышленность до конкурентоспособного уровня, либо экономики наших стран оказываются вне процессов развития мирового сообщества.

Двигаться вперед можно, только опираясь на интеграционный капитал, который был наработан в прежние годы, приумножая его новым, возникшим в результате развития мировой экономикой. Но как только мы начинаем эту задачу трансформировать в конкретные проекты, так сразу же становится очевидным, что без такой организации, как МКПП, решить ее нельзя.

МКПП собрал под одной крышей национальные объединения предпринимателей. Иными словами, тех, кто ведет свой собственный бизнес. А лучше предпринимателей никто не знает, что необходимо для развития бизнеса, реализации задуманного.

И сейчас национальные объединения готовы выложить "на общий стол" уже проработанные проекты своих бизнесменов для совместного осуществления. Такого уникального стимулятора и инструмента международной интеграции в регионах с различной степенью экономического развития еще не существовало.

БДМ Если я вас правильно понял, необходима еще одна составляющая деятельности МКПП - реакция на нужды российских регионов. Но пока здесь "на общий стол" вы можете выложить очень немногое.

- К глубокому сожалению, это правда. Причина не только в несопоставимых с другими странами масштабах, но и в не сразу пришедшем понимании того, что реалии международной интеграции требуют прямых связей с регионами. Выход один: быстро наверстывать упущенное.

БДМ "Быстро" - понятие растяжимое. Сколько все же потребуется, на ваш взгляд, времени - три, пять лет? И есть ли они у нас в запасе?

- Самую сложную часть пути мы рассчитываем пройти за год.

Суть работы заключается в том, чтобы совместить ее исследовательскую составляющую с конкретной практической деятельностью. Для этого отобран и запущен ряд проектов, в которых примут участие различные регионы России. Через три четыре месяца, когда по этим проектам появиться конкретика, будут проведены региональные бизнес конференции. Эти конференции должны зафиксировать найденные удачные решения, определить возникшие трудности и препятствия, а также механизмы их преодоления, а самое главное, выявить те проекты, которые регион мог бы предложить для международного партнерства. Этим будет создан механизм селекции проектов, что позволит превратить проектную деятельность в постоянный процесс.

Ближе к концу года мы планируем провести серию "круглых столов", где участники совместных проектов, представители регионов, а также эксперты из разных стран обсудят практику сотрудничества. Предложения участников станут предметом обсуждения Международной конференции "Запад-Восток: интеграция и развитие", на которой МКПП намерен подвести итоги этого этапа работы.

Здесь же будут выработаны предложения и рекомендации для структур различных уровней, включая межгосударственные и международные, которые позволят оптимизировать интеграционные процессы в странах, которые входят в ЕС и СНГ, а также представляющих Азиатский регион.

БДМ То есть, в сухом остатке - рекомендации. А велика ли их эффективность, особенно в сегодняшних условиях?

- Не стал бы принижать значение рекомендаций.

В комплексе с другими мерами они должны стать основой программы адаптации экономик стран участниц Конгресса вызовам процессов глобализации. Но главное, мы рассчитываем получить и еще один дополнительный эффект. Результатом годичной совместной работы практиков и аналитиков должен стать крайне необходимый предпринимателям "самоучитель" осуществления совместных проектов. По существу - это своеобразная технология работы в условиях сегодняшнего дня. Именно таких технологий бизнесу сейчас остро недостает.

Судите сами: российские банки в считанные месяцы освоили современные принципы ритейла. Только потому - что знали, как это делать.

Поэтому мы и пытаемся дать бизнесу разных стран реальные технологии совместной работы.

БДМ Вы впервые упомянули банки, хотя прекрасно знаете, что интервью будет опубликовано в профессиональном банковском журнале. Это что - случайность, или банкам не отводится места в программе МКПП?

- Я сознательно оставил эту тему напоследок. И именно потому, что банкам, особенно региональным, мы отводим исключительно важную роль.

В регионах, которые мы отобрали для "пилотных" проектов, действуют своего рода центры развития, куда стекается информация о состоянии бизнеса. И когда мы говорим о взаимодействии с администрациями, то имеем в виду, что рабочими органами должны стать именно эти центры. Структурно в разных регионах они оформлены по-разному, но везде в их состав входят банки. И это не случайно.

Банки - уникальный концентратор важнейшей бизнес информации. По роду своей деятельности они обязаны отслеживать положение дел у клиента, знать его возможности, интересы и перспективы. С другой стороны, банки - профессиональные консультанты, это тоже часть их деятельности. Наконец, банки - профессиональные "наставники" в бизнесе. Так уж сложилось, что в ходе рыночных преобразований они всегда были на полкорпуса впереди и подтягивали за собой остальных. И все эти качества, не говоря уже об участии в финансировании совместных проектов, безусловно, будут востребованы.

Думаю, именно поэтому интерес региональных банков к проекту МКПП имеет серьезную объективную подоплеку.

При этом хочется особо выделить очень важный аспект. Сегодня, когда мы приступаем к созданию современной системы экономической интеграции, у банков участников появляется абсолютно реальная возможность и самим интегрироваться в мировое бизнес сообщество.

Вряд ли нужно говорить, насколько это серьезный шанс, особенно в сегодняшних условиях резко обострившейся конкурентной борьбы. Надеюсь, что региональные банки его не упустят, и мы найдем в их лице заинтересованных и квалифицированных партнеров

Журнал "Банковское дело в Москве" N12 2005

Док. 542304
Перв. публик.: 15.12.05
Последн. ред.: 30.01.09
Число обращений: 185

  • Байдаков Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``