В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Богатырева: Влияние культуры на формирование инноваций в экономике Назад
Татьяна Богатырева: Влияние культуры на формирование инноваций в экономике
Богатырева Татьяна Георгиевна - доктор культурологии, профессор, руководитель центра научно-образовательных инновационных технологий, зам. зав. кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе ФГУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте РФ", действительный член РАЕН


В последние два десятилетия в мире растет интерес к культуре как фактору экономического развития, ставятся вопросы о том, способствуют ли культурные факторы прогрессу, могут ли быть объяснены темпы развития тех или иных экономик сложившимися в странах культурными системами, можно ли каким-то образом изменить культуру, чтобы убрать преграды, препятствующие социально-экономическим преобразованиям

Научная мысль приходит к выводу о том, что национальное процветание требует не только чисто экономических предпосылок, но и господства в обществе идей, которые обращены на развитие конкуренции и внедрение нового.

Взаимосвязь между культурой и социально-экономическим развитием довольно сложна. Тем не менее существует понимание того, что с помощью культурных ценностей и установок складывается само понимание экономической жизни, воззрения на возникновение богатства, процветание, конкуренцию. Индивидуальные системы предпочтений и убеждений могут ограничивать прогресс или способствовать ему. Состояние таких механизмов социальной регуляции, как нормы, мотивации, стереотипы поведения людей в конкретном обществе, уровень социальной интеграции имеют значение как с точки зрения оценки готовности общества к участию в рыночной трансформации, так и наличия соответствующей трудовой мотивации, возможностей восприятия идей индивидуальной ответственности. Очевидно, что если в обществе живут сильные традиционалистские предпосылки, консервативные нормы, то возникают трудности усвоения ценностей, связанных с формированием новой динамичной личности, предпринимательского поведения.

Процветание и богатство основываются на позитивных представлениях о будущем, конкурентных установках, продвигающих инновации, стремлении к новым знаниям. Стратегия эффективного бизнеса требует определенного состояния ума - набора убеждений, установок, предпосылок, определяющих отношение человека к созданию богатства, содержащих индивидуальные представления о риске, доверии и др.

Исследователи называют ряд ценностей, которые тормозят социально-экономический прогресс. Это такие черты культуры, как нежелание людей работать, вера в потусторонние силы, сосредоточенность на прошлом, негативное отношение к индивидуальной инициативе. Напротив, считают они, нацеленность в будущее, бережливость, справедливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость способствуют прогрессу. Причины процветания кроятся не только в высокой производительности труда, но и в наличии идей, порождающих позитивные ценности и установки. Нужно, чтобы эти установки были восприняты и по-настоящему усвоены гражданским обществом.

В этой ситуации особенно важным в экономике становится появление оснований роста на микроуровне, что предполагает развитие конкуренции с учетом предлагаемых работниками инноваций. Поведенческие стереотипы, однако, преобразовать сложно. Исследования показывают, что люди активно пользуются в своей жизни стереотипами, живут привычными представлениями повседневной жизни, имеют так называемые ментальные модели поведения и действия. Ситуацию можно изменить в том случае, если найти способ изменения этих моделей, что должно стать предметом системы образования.

При этом всегда возникают вопросы о том, как преобразовывать ценности и установки, каковы практические шаги по внедрению прогрессивных ценностных ориентиров. Изменение существу-ющих норм и традиций или порождение иных норм и традиций возможно через инновацию. В условиях общественного реформирования основанием для развития обновляющих социум процессов становится усиление инновационного потенциала культуры, который может влиять как на развитие самой культуры, так и динамику социальных и экономических параметров в обществе, на качество "человеческого материала". Для этого необходимо создание определенной среды, отличающейся креативностью.

Как создаются в обществе предпосылки для креативности, как она проявляется в различных областях, как связаны творческие процессы в различных сферах жизнедеятельности человека? Общепризнанной теории, которая исследовала бы проблемы связи креативности и культуры нет, но сама такая взаимосвязь не подвергается сомнению. С философской точки зрения динамика творческих процессов зависит от интенсивности процесса овладения новыми сферами осмысливаемой реальности, с развитием способности восприятия действительности сквозь призму образов-символов, характером ассоциативных связей и т.д., Среди психологических подходов, исследующих источники творчества, важен социально-личностный подход, который обращен к индивидуальным различиям, разнообразию мотиваций и социокультурному окружению. Любопытно, какой набор психологических черт выделяется среди тех, которые потенциально относятся к творчеству: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать.

Направления исследований касаются порой достаточно деликатных сфер, например, связанных с изучением соотношения культуры определенного этноса и креативных возможностей ее представителей. Среди других острых вопросов - вопросы особой эвристической ценности углубленного изучения опыта иных культур, что позволяет отказаться от многих стереотипов собственной картины мира и обратиться к другим культурам, которые можно рассматривать как хранилища альтернативного знания. Важен сравнительный анализ культур с точки зрения того, в какой мере ценится творческая предприимчивость, а также антропологические исследования отдельных творческих личностей, которые демонстрируют культурное разнообразие в средствах выражения творчества.

Нельзя не затронуть еще один интересный ракурс проблем связи культуры и креативности. Его хорошо сформулировал в одном из своих высказываний Эрнст Неизвестный. Широко видя вклад художника в современную жизнь и подчеркивая неразрывную связь научного и художественного творчества, Эрнст Неизвестный пишет: "Многих современных ученых (кибернетиков, физиков и математиков), видимо, потому так интересуют экспериментальные произведения искусства, что в них наиболее наглядно видны процессы мышления. ... Внимание некоторых ученых больше всего привлекают те произведения искусства, в которых виден не только результат, но и процесс созидания. Кстати сказать, один из наиболее наглядных признаков современного искусства - стремление художника приобщить зрителя к творческому процессу, почти соавторству". Такого рода соавторство связано с приобщением к творческим импульсам в любой профессии, стимулирует формирование индивидуального творческого начала и его повсеместного распространения. Задачей, насущной для человеческого развития в России, является создание окружающего человека инновативного культурного "контекста", который выполняет формообразующую функцию для всей человеческой деятельности.

В создании необходимого пространства и климата для развития творческих способностей людей и выработки инноваций, открытия возможностей трансляции инновационного опыта по каналам коммуникации важны усилия, которые предпринимаются государством по эффективной деятельности культурных институтов, в целом такая культурная политика, которая поддерживает инновации. Культура может стать реальным фактором модернизации общества и адаптации населения к происходящим изменениям. В этом отношении вкладывать в культуру, как и в образование, - это выгодные инвестиции, которые оборачиваются интенсивностью общественного развития, умением людей творчески трудиться, в целом высоким уровнем человеческого потенциала.

В ситуации социокультурного кризиса сильная государственная культурная политика может активизировать воспроизводство актуальных культурных форм, способствовать распространению культурных инноваций среди максимально широкой аудитории, достичь необходимого сочетания в культуре традиционного и инновационного начала. Проекты и программы в сфере культуры должны быть сориентированы на вовлечение как можно большего количества людей в участие в культурной жизни и реализацию их творческих способностей.

Чтобы добиться эффективности реализации современных социокультурных программ и проектов, требуются исследования культурных ценностей и установок, способствующих общественному прогрессу, и того, как и насколько политические меры и специальные программы могут их изменять. Разработку региональных программ социокультурного развития целесообразно проводить на основе статистических замеров ценностей и установок, данных социологических исследований, посвященных изучению процесса трансляции ценностей и их изменения.

Значительную роль в продвижении новых ценностей и убеждений людей могут играть институты культуры. Однако культура сегодня не обрела свое достойное место в принципиально новой социальной и экономической ситуации, которая сложилась на рубеже веков. Имеются в виду такие процессы, как становление экономики знаний, изменение представлений о жизни в результате появления новых информационных технологий, повышение роли рынка с точки зрения выработки и трансляции культурных ценностей, необходимость адаптации обычаев к меняющейся действительности.

Кризис институтов культуры, выражающийся в том, что традиционные институты культуры не могут эффективно действовать в современных условиях, связан с их неспособностью оперировать смыслами и ценностями в современных контекстах и порождать те смыслы и ценности, которые позволят им стать провозвестниками перемен, изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию. При реализации целевых проектов социокультурного развития особое внимание следует обратить на новые формы культурных институтов, в том числе те, которые поддерживают развитие новых художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту.

На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы культуры. При этом на федеральном уровне целесообразно создать комплексную систему подготовки резерва кадров для крупных учреждений культуры. Такие программы обучения должны быть подготовлены с учетом важности достижения эффективных ценностных конфигураций в рамках ценностного полицентризма. Это возможно только в процессе взаимодействия между культурными и экономическими инновациями, и согласования целей и действий власти, бизнеса и общества в области формирования человеческого потенциала.


www.duma.gov.ru

13.11.2008

Док. 542293
Перв. публик.: 13.11.08
Последн. ред.: 30.01.09
Число обращений: 85

  • Богатырева Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``