В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Богатырева: Экономический потенциал культуры Назад
Татьяна Богатырева: Экономический потенциал культуры
Стереотипы подхода к взаимоотношениям экономики и культуры чаще всего связаны с тем, что преимущественно рассматривается острая на сегодняшний день проблема бюд-жетного финансирования сферы культуры. При этом все беды культуры сводятся к отсутствию финансов, которые ранее государство довольно щедро предоставляло сфере культуры, так как традиционно культурная политика осуществлялась всецело государством.

Современное понимание взаимодействия сфер культуры и экономики будет весьма обеднено, если не рассматривать другой вектор-вектор влияния культуры на экономику.

Подчеркнем, что в теоретическом плане соприкоснове-ние с областями культуры, искусства уже давно понимается не только с точки зрения наделения человека моральными и духовными преимуществами. Так, образование в области ис-кусства с середины девятнадцатого века понимается как бла-готворное для осуществления хорошего дизайна и качества производства. В это же время культурные программы начи-нают формулироваться по отношению к проблеме социаль-ного благополучия. После второй мировой войны культурные программы за рубежом создавались для обеспечения подго-товки к демократии, участию граждан в общественной жиз-ни и ответственному потреблению, в России же в это время превалируют идеологические подходы.

Позднее за рубежом обсуждение программ по искусству стало вестись с учетом как гуманистических, так и экономи-ческих аспектов выгод, которые дает искусство, часто с ис-пользованием термина "искусство как индустрия".

В 70--80-е годы XX века в культуре резко начали подчер-киваться приоритеты экономического развития, ее инструменталистская роль: в ответ на тяжелый структурный кризис 70-х произошел перенос тяжести с идей участия в культуре во имя развития личности и сообществ на идеи возможного вкла-да культуры в экономическое возрождение городов и регио-нов. "Культурная деятельность и культурные институты ста-ли все чаще восприниматься как важный инструмент расши-рения местной экономической базы с целью компенсировать потерю рабочих мест в тяжелой промышленности и сфере обслуживания. Живая мультикультурная активность городов стала рассматриваться прежде всего как неотъемлемый эле-мент муниципальных и региональных маркетинговых стра-тегий, направленных на привлечение мобильного междуна-родного капитала и специалистов. <...> Культурные продук-ты стали все больше восприниматься как и все прочие товары и услуги, и, соответственно, их производство оказалось це-ликом отдано на волю рынка"1.

В последние десять лет существенно изменилась само построение культурной политики. Сегодня она не может не учитывать парадигму развития творческих индустрии2, одним из проявлений которой является медленный отход прави-тельств от прямого финансирования сферы культуры и сопут-ствующее давление на культурные организации, вынужден-ные развивать именно те практики, которые позволили бы им быть экономически самостоятельными.
Значительные государственные усилия по поддержке культуры во многих странах были постепенно заменены вы-борочным осуществлением мер по достижению стабильнос-ти экономического развития организаций культуры. Но тог-да стало заметно, что это уже совершенно иная культурная политика и иной менеджмент, генеральная тенденция кото-рого проявляется в отходе государства от традиционной модели финансирования, направленной на финансирование продукта. Сегодня структуры, которые осуществляют финан-сирование, основываются на финансировании не продукта, а проекта, и позитивными сторонами видится взаимодействие между местными сообществами, бизнесом и органами госу-дарственной власти для достижения намеченных целей соци-окультурного развития.

Инструменталистская точка зрения, как правило, поме-щает культуру в экономическую плоскость, оценивая потен-циал наследия культурной деятельности с точки зрения улуч-шения имиджа того или иного места, повышения качества и образа жизни населения или привлечения инвестиций. Су-ществует, кстати, и коммерческая форма инструментализма, с помощью которой бизнес использует культурные стратегии для получения прибылей, и хорошо, если попутно возника-ют полезные социальные эффекты. Муниципальные же вла-сти видят в культурных особенностях того или иного города, места один из своих активов, считая, что культурную деятель-ность надо стимулировать, а затем подчинять задачам конку-рентной политики3.
Культурные индустрии сегодня становятся полноправной отраслью экономики. "Творческие индустрии-это термин для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрыв-но связана с ее существованием в качестве элемента культу-ры. В сфере творческих индустрии традиционная мощь клас-сической культуры объединяется с "добавленной ценностью", создаваемой предпринимательским умением и использую-щим новые знания талантом работы с электронными и ины-ми современными средствами коммуникации"4.
В последнее десятилетие прошлого века индустрия куль-туры быстрыми темпами развивается в России, обгоняя другие отрасли по темпам. Однако те люди, которые приверже-ны традиционным представлениям о культуре (а вернее, пред-ставлению о культуре как продукте деятельности организа-ций, которые работают в традиционном, малоподвижном сек-торе культуры), индустрии культуры не относят к "культуре" по причине их тесной связи с коммерческой составляющей.

Нейтральное, лишенное эмоциональной окраски поня-тие культуры чуждо обыденному сознанию. Широкое же по-нимание культуры не различает высокое и низкое, хорошее и плохое упорядочение и толкование жизни общества, не мо-жет уловить культурную обусловленность различения и тол-кования мира5. Часто сказывается тяготение к выверенным временем классическим образцам и пренебрежительное от-ношение к современной культуре,-ведь чаще всего именно она лежит в основе культурных индустрии. Но нельзя не по-мнить, что именно современная культура сообщает развитие инновационным тенденциям, без которых культура не может существовать. Вопрос о же о "качестве" этой культуры требу-ет отдельного разговора и предполагает изучение современ-ной культуры, в том числе в терминах "массовая культура", "мультикультурализм", "постмодерн", что далеко выходит за рамки настоящей статьи.

Подчеркнем еще и еще раз, что вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что культура и искусство могут быть прекрасны сами по себе, как впрочем и то, что многие формы культуры нужда-ются в значительной степени в поддержке государства. Тем не менее очевидно, что роль культуры в современном обществе может распространяться и на получение прямых экономичес-ких выгод. Помимо того, что искусство и культура являются основным источником содержания для творческих индустрии, медиа и услуг телекоммуникационных индустрии, их развитие может создавать рабочие места и вносить значительный вклад в ВВП. Деятельность культурных институтов, культурные ак-ции создают локальный экономический эффект. Работы по искусству и культурные продукты имеют собственные автоном-ные рынки (галереи и аукционы), которые позволяют создать необходимый инвестиционный потенциал.

С развитием культурных индустрии связано оживление культурной жизни городских центров. Развитие секторов, свя-занных с культурой, оказывает влияние на привлечение капи-талов и людских ресурсов к тем местам, которые становятся центрами нового и современного в культуре. Функциониро-вание таких организаций современной культуры как музеи, кинотеатры, галереи, арт-кафе, дизайнерские студии, сало-ны мод влияют на формирование привлекательного облика и конкурентоспособности городов.

В других странах считается, что кластеры бизнесов, вхо-дящих в сферу творческих индустрии, и организации, занима-ющиеся цифровыми медийными технологиями, являются ос-новными двигателями постиндустриальной экономики, а куль-тура всегда рассматривается в связи с развитием досуговой де-ятельности, индустрии развлечений и культурного туризма.

По оптимистическим прогнозам Всемирной туристской организации, количество прибывающих туристов в мире к 2020 г. увеличится в 2,6 раза, а доходы от туристов-в 4,5 раза и достигнет 2 трлн долл., количество прибывающих туристов в России возрастет с 16 до 47 млн человек, а доходы от турис-тов-с 7 млрд долл. в 1998 г. до 37 млрд в 2020 г. К такому фактору развития необходимо отнестись со всей серьезнос-тью и эффективно использовать потенциал индустрии туриз-ма с учетом богатства культурно-исторического наследия на-родов России, создать благоприятные экономические усло-вия для развития всех видов туризма.

В США и Европе творческие индустрии являются самым динамично развивающимся сектором. В США к 1998 г. по доходности сектора культурные индустрии догнали авиастро-ение. В настоящее время в секторе творческих индустрии США занято, по разным источникам, 10--20% населения.

В Европе соответствующий показатель составляет 5% и продолжает увеличиваться. В Великобритании в 2000 г. творческие индустрии составили 7,9% НВП. В период между 1997 и 2000 гг. они росли в среднем на 9% в год (в то время как за тот же период в других отраслях экономики рост составил 2,8%). По данным на декабрь 2001 г. занятость в творческой сфере составила 1,95 млн человек6. В Великобритании, осно-вываясь на такого рода статистических данных, министерства и правительственные агентства выработали стратегии расши-рения этого сектора. Например, Департамент культуры, средств массовой информации и спорта в сотрудничестве с Торговой палатой работает над расширением возможностей экспорта продуктов творческих индустрии. Недавно был от-крыт форум для оценки способов улучшения взаимодействия между творческими индустриями и высшим образованием; был также создан Портал Интеллектуальной Собственности, который предлагает регулярно обновляемые услуги для ши-рокой общественности, бизнес-кругов и изобретателей7.

Индустрии способствуют привлекательности и конку-рентоспособности городов, формированию их современного образа. "Для того, чтобы быть конкурентоспособным в совре-менной экономике, необходимо хорошо определять способы распространения продуктов,-говорит Ф. Вуд.-Продукт должен быть оригинальным. Города не только являются цен-трами создания продуктов, а сами становятся продуктом, ко-торый можно продавать. <...> Города превращаются в порт-фолио общего опыта музеев, галерей, шоппинга, смеси самых разных этнических и культурных групп. Для того, чтобы кон-курировать сейчас, городам нужно собрать все это вместе и красиво упаковать, затем представить всему остальному миру"8. Ф. Вуд отмечает, что культура-это особый товар для "упаковки" и здесь могут быть и успехи, и просчеты. Город Ньюкасл Ф. Вуд представляет как город, где в условиях эко-номического кризиса политики приняли мужественное ре-шение по-новому посмотреть на культурное наследие и его продвижение, и добились серьезных изменений. Ньюкасл, как считает Ф. Вуд,-пример города, в котором политики, бизнесмены и деятели культуры пришли к взаимопонима-нию и стали работать вместе. Репутация города выросла в несколько раз. При этом ни у кого не возникло подозрений, что на культуре спекулировали, используя ее в политичес-ких целях9.
Исследователи также подчеркивают, что устаревшей выглядит и распространенная в последние 25 лет модель при-влечения посредством щедрых стимулов в город предприя-тий высокотехнологического и производственного секторов. Ключевой силой притяжения для бизнеса и двигателем эко-номического роста для городов становятся квалифицирован-ные, талантливые и компетентные люди, вокруг устремлений и идей которых и сосредоточиваются конкурентные преиму-щества города, что делает Творческий Город реальностью10.
В России при подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга культура рассматривалась отнюдь не как вторичный феномен, а "центральный градообразую-щий комплекс", без поддержки которого невозможны ни со-циально-экономическое развитие города, ни его интеграция и продвижение в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма, ни формирование благоприятного социального климата и обеспечение в городе высокого каче-ства жизнедеятельности и производства, а также укрепление его как контактного центра региона Балтийского моря и Се-веро-Запада России. По примеру европейских столиц в Санкт-Петербурге культура и наследие включаются в актив-ный оборот в качестве капитала, приносящего прибыль, па-мятники и события становятся важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики.

Увязка культурной политики с маркетингом города и стратегиями, нацеленными на расширение туризма, происхо-дит благодаря таким факторам, как значительный и продол-жающий расширяться рынок культурных продуктов, хорошо развитая инфраструктура культуры, которая играет важную роль в привлечении торговли и промышленности, превраще-нии сферы культуры в область инвестирования творческих способностей людей и др11.

Отметим и такой важный момент, как роль творческих кластеров в преобразовании самого городского простран-ства. Творческими кластерами за рубежом обычно называ-ют совокупность творческих компаний, компактно разме-щенных в определенном районе города. Иногда они бывают достаточно однородны ("колонии художников"), иногда многопрофильны, и в них преобладает промышленная со-ставляющая, сочетающаяся с презентационной функцией (выставочные залы, концертные площадки, магазины дизай-неров и пр.).

Как отмечают современные зарубежные исследователи, творческие предприниматели обычно приходят в бедные, "проблемные" районы города, так как там низкие цены на недвижимость. Их присутствие порождает привлекательную творческую среду и необычную атмосферу, благодаря кото-рой район меняется в лучшую сторону, становится популяр-ным, и в дальнейшем на место творческих предпринимате-лей приходят более солидные компании.

В России творческие кластеры пока не развиты, однако в Москве появился Центр дизайна ARTPLAY, который можно назвать в числе первых проектов такого рода12. Очевидно, что культура не может решить все проблемы городского раз-вития, но расчет на развитие творческих индустрии может стать неотъемлемым элементом муниципальных и региональ-ных стратегий.

Для изучения культуры и экономики сегодня становится недостаточно постановки чаще других возникающего тради-ционного российского вопроса: "Кто виноват?", имея в виду сегодняшнюю негармоничность их взаимоотношений.

Выразим надежду, что в ближайшее время актуализиру-ется изучение закономерностей многостороннего взаимодей-ствия экономики и культуры. Культура как источник эконо-мического процветания-достойная тема изучения для всех тех, кто думает о перспективах экономического роста и на-правлениях наращивания конкурентоспособности страны.


1Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные ин-ституты в XXI веке. М., 2003. С. 48-49.

2В творческие индустрии обычно включают издательское дело и полигра-фию, дизайн и моду, рекламу, изобразительное искусство, ремесла, архи-тектуру, сценические формы искусства, аудио-визуальное искусство и средства массовой информации, разработку и выпуск программного обес-печения, интерактивные компьютерные игры.

3Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. С. 43-44.

4Творческие индустрии в современном городе. Как развивать талант и пред-принимательство в Санкт-Петербурге./ Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества ТАСИС. СПб., 2002. Сб.

5 См.: Козловски П. Культура постмодерна. М.,1997. С. 18.

6См.: Новые форматы партнерства. Вып.1. Серия: Культурные стратегии: Экспертный клуб/ Ин-т культурной политики. М.,2004.С. 17.

7См.: Там же. С. 17-18.

8Вуд Ф. Творческая экономика города // Экология культуры. 2004. N 2. С.18.

9Тамже. С. 19.

10См.: Мак-Илрой Э. В поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? // Новые форматы партнерства. Серия "Культурные стратегии: Экспертный клуб". М.: Институт Куль-турной политики", 2004. С. 15-16.

11См.: Культура как фактор экономического возрождения России. Мате-риалы к "Круглому столу" Петербургского экономического форума. 17 июня 1999 г.

12См.: Культурные индустрии: модель для сборки. Вып.4. Серия: Культур-ные стратегии: Экспертный клуб / Ин-т культурной политики. М., 2005.


18.04.2006

artpragmatica.ru

Док. 542289
Перв. публик.: 18.04.06
Последн. ред.: 30.01.09
Число обращений: 162

  • Богатырева Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``