В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Совершенствование государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности Назад
Совершенствование государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности
12 декабря 2008 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности", который вступает в силу (в основном) 1 января 2010 года.
Принятый закон вносит существенные изменения в целый ряд законодательных актов Российской Федерации, основными из которых представляются следующие.

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Приведенные изменения, похоже, вызовут серьезные споры. Нам уже известны мнения некоторых руководителей охранных фирм, которые не понимают, почему какое-нибудь общество с ограниченной ответственностью (ООО), ворочающее миллионами долларов, может иметь уставный капитал десять тысяч рублей, а самая захудалая охранная организация должна обладать уставным капиталом не менее ста тысяч рублей? Будем надеяться, что практика правоприменения докажет правомерность (или наоборот) предложенных изменений.

Частная детективная деятельность и частная охранная деятельность лицензируются. Выдача лицензий производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Органы внутренних дел ведут реестры лицензий.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, оказывать охранные и сыскные услуги запрещается.

Закон ужесточает требования к руководителям частных охранных организаций. Так, руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.
Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Обязательным требованием закона является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника и удостоверения частного охранника, выданных органами внутренних дел. Представляется естественным, когда охранник при выполнении своих обязанностей предъявляет удостоверение частного охранника, как сейчас это делает, например, сотрудник милиции.

На наш взгляд, граждане с удовлетворением воспримут положение о том, что оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. При этом специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

Интересно, что в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Закон предусматривает профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и профессиональную подготовку и повышение квалификации частных охранников в образовательных учреждениях дополнительного профессионального, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Принципиальное положение: обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Далее, частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

Исключительно важным представляется положение закона о том, что граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат. Возможно, именно этим обусловлено увеличение уставного капитала охранных организаций.

Законом предусмотрено внесение изменений в Уголовный кодекс РФ и, в частности, усиление ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни и нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Надо полагать, законодатель обобщил судебную практику и обнаружил распространенность указанных преступлений среди частных детективов и охранников.

Наконец, законодатель коренным образом пересмотрел отношение к вопросу об оружии частных охранных организаций. Частные охранные организации имеют право приобретать служебные пистолеты и револьверы, изготовленные под патроны травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы внутренних дел вправе выдавать во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами оружие и патроны к нему на основании договоров за плату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
В случае отказа частной охранной организации от права собственности на принадлежащее ей служебное оружие и его безвозмездной передачи в федеральную государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел) данная частная охранная организация имеет право на получение того же оружия во временное (в бессрочное) пользование, если не имеется иных оснований для запрещения или ограничения оборота переданного служебного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае плата за временное пользование указанным служебным оружием не взимается.

Принятие закона вызвало разговоры о конкурентной войне между государственной и частной охраной, которые представляются просто бессмысленными. Частная охрана по определению не может (и не должна!) противостоять государству. Частная охрана должна понять, что лихие 90-е годы 20 века позади и принять закон как данность. При таком подходе все согласятся с тем, что закон не ухудшает положение частных охранных организаций и детективов, а совершенствует государственный контроль.

А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук

www.viperson.ru

Док. 541684
Перв. публик.: 28.01.09
Последн. ред.: 05.03.09
Число обращений: 9

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``