В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константинопольский Патриарх полемизирует с Папой Римским Назад
Константинопольский Патриарх полемизирует с Папой Римским
В мае нынешнего года в российских средствах массовой информации промелькнуло упоминание о том, что Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей I поддержал позицию Патриарха Алексия II в его взаимоотношениях с Католической Церковью. Источником этих сведений послужило интервью, данное Варфоломеем I итальянской газете "Фольо Куотидиано", опубликованное под заголовком "Патриарх Константинопольский полемизирует с Папой Римским".

Вселенский Патриарх, "первый среди равных" патриархов православного мира, объяснил итальянским журналистам в чем, по его мнению, состоят трудности взаимоотношений Московского Патриархата и Ватикана: "Из того, что мы знаем, следует, что Римская Церковь активизировала свое присутствие в местах, находящихся в юрисдикции Московского Патриарха, и это было интерпретировано РПЦ как недружественный акт, то есть как акт прозелитизма во вред Православной Церкви".

Правда, за время, прошедшее с момента создания в России четырех епархий, объединенных в митрополию в католических структурах в России, никакого "взлета популярности", роста числа приходов и прихожан не наблюдалось, и, чем, собственно, они навредили МП, не очень ясно.

"Если учесть, - продолжает Вселенский Патриарх, - что Русская Православная Церковь находится в состоянии реорганизации после семидесяти лет коммунистических гонений, жалобы Московского Патриархата на проникновение в его сферу деятельности Римской Церкви оправдывают холодность их связей. Потому что речь идет о действиях, которые служат не удовлетворению потребностей католиков, но скорее созданию структур, использующих на благо Католической Церкви временные трудности Русской Церкви".

На вопрос о том, есть ли надежда на восстановление единства между Православной и Римско-Католической Церквами, Вселенский Патриарх ответил, что оно возможно "только с возвращением к общей вере до схизмы (Великого раскола между Восточной и Западной Церквами в 1054 г. - Прим. ред.) и Католической Церковью должны быть отменены все реформы: примат и безошибочность Папы, "филиокве" (латинское добавление в Символ веры об исхождении Святого Духа "от Отца и Сына", в то время как согласно православному учению Святой Дух исходит только от Отца. - Прим. ред.), затем уния... Препятствием к сближению и примирению двух Церквей является авторитарная и централизованная структура Римской Церкви, не принимающая никаких внутренних изменений экклезиологического (церковного) и догматического порядка, формировавшегося в течение столетий, потому что любое изменение этого порядка было бы признанием собственных ошибок".

Надо заметить, что подход, при котором только одна сторона должна признавать себя виноватой и что-то изменять - причем в существенных для себя вопросах, - а вторая сторона тогда, так и быть, согласится с ней примириться, делает надежды на воссоздание единства совершенно призрачными.

И все же, по мнению Варфоломея I, существует надежда на восстановление единства. Ее дает позиция простых верующих, которые искренне хотят объединения и молятся за него, как сам Господь Иисус Христос молился, "да будут все едины".

Вселенский Патриарх касается и проблемы взаимоотношений между Московским и Константинопольским Патриархатами. На вопрос, не кажется ли ему, что Алексий II добивается позиции превосходства в православном мире, Варфоломей I решительно отвечает: "Нет, потому что он знает и уважает канонический порядок православного мира". К тому же понятие превосходства в православии, по мнению Вселенского Патриарха, не содержит в себе ничего того, что подразумевается под приматом Папы в католицизме: "Согласно двадцать восьмому правилу IV Вселенского Собора (451 г.) Вселенский Константинопольский Патриарх имеет, с одной стороны, первенство чести среди равных православных Церквей и - с другой - первенство служения, которое проявляется в праве выражать окончательное мнение по определенному вопросу. Ни в коем случае речь не идет об административном первенстве, хотя в некоторых обстоятельствах, когда какая-то Церковь лишается своих иерархов, Вселенский Патриарх должен заняться назначением, выборами тех, кто отсутствует в Церкви".

Варфоломей I напоминает, что "в прямой юрисдикции Вселенского Константинопольского Патриарха находятся несколько миллионов православных верующих во всем мире. Например, те, кто составляет греко-православные митрополии Америки, Австралии, Крита, Европы за пределами России, на Дальнем Востоке, в Канаде, в Южной Америке и в епархиях в Турции. Затем к ней принадлежат православные украинской диаспоры, большая часть русских православных в Европе, карпатороссы в США и другие".

Надо заметить, что подобная позиция входит в очевидное противоречие с заявленной Московским Патриархатом политикой объединения всех православных русских под своим омофором. Похоже, что, прежде чем говорить о межконфессиональном единстве, стоило бы достичь единства внутреннего.

http://religion.ng.ru/facts/2003-06-04/2_polemika.html

Док. 541543
Перв. публик.: 04.06.06
Последн. ред.: 27.01.09
Число обращений: 162

  • Варфоломей (Архондонис Димитриос)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``