В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Фаберже: `Анализ современной российской драматургии` Назад
Виктор Фаберже: `Анализ современной российской драматургии`
Сейчас во взрослую жизнь входит новое поколение драматургов, которое прежней жизни не видело. Внятной параллелью может служить поколение советских драматургов. В искусстве происходит встреча и смена поколений. Литераторы рождения 1940 - 1960г.г., видевшие советскую реальность взрослыми людьми, принимающие ценности советского общества коллективистские, социалистические, на рубеже тысячелетий встречаются с авторами новыми, принявшими ценности нового общества индивидуалистические и либеральные (гуманистические) и опирающиеся на эти ценности.

Известно, что любые культурные стратегии лучше всего описывать, исходя из того, что они стремятся исключить.

Прежде всего, в советском каноне, как правило, не образовывалось сюжета любой любви (материнской, родительской, любви мужчины к женщине и наоборот), любовные темы вытеснялись на край, превращаясь в фон, на котором и разворачивался основной конфликт.

Центральными событиями старой сюжетики не являлись такие важные события жизни человека как рождение и смерть. Имели место, конечно же, с оговорками, в определённых рамках лишь психологический, и не в коем случае не мировоззренческий, кризис главного героя.

Для советского канона безусловным являлось то, что модель мира, представленная той или иной пьесой, была цельной, непротиворечивой и оптимистической, именно поэтому философствование о человеке, связанное в первую очередь с вопрошанием мира, в драматических сочинениях того времени отсутствует. Также, надо отметить, что в диалогах, монологах и репликах героев нет сюжетов идей любого рода, размышлений и каких-либо сомнений.

Советский сюжет предполагал разрешение проблем в русле бытовых действий, вне выводов их в метафизический план. Руководила конкретика дел, прагматические цели и производственные задачи.

В данное время исподволь, шаг за шагом, идея человека как венца вселенной, "меры всех вещей" сменяет концепцию человека-функции, ещё называемого как простой советский человек. Стали проявляться тематические излишества и вольные философские рассуждения. Ушла производственная тематика, человек стал получать больше информации.

Исторический и культурный анализ, художественных материалов отечественной драмы, делает полностью понятным органичные связи сегодняшней гражданской пассивности с прошлым, в чём то, даже сумасшедшим энтузиазмом, современный стёб - с наидлиннейшим и избыточнейшим пафосом, общественный цинизм с полностью ненастоящим идеализмом, а полный уход в обустройство частной жизни с советской слишком чрезмерной заботой о мировой революции.

Смена поколений отечественных драматургов не завершена, окончательные выводы пока делать ещё рано. Но, вместе с тем, можно надеяться, что развитие отечественной драматургии и культуры в целом будет иметь всё-таки положительный эффект и не скажется отрицательно на жизни обычных граждан современной России. А для этого нам всем придётся ещё много поработать!

27 января 2009 г.
В.Фаберже
www.viperson.ru

Док. 541364
Перв. публик.: 27.01.09
Последн. ред.: 28.01.09
Число обращений: 1

  • Фаберже Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``