В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Internet пресс-конференция Председателя комитета Государственной Думы по обороне Романа ПОПКОВИЧА Назад
Internet пресс-конференция Председателя комитета Государственной Думы по обороне Романа ПОПКОВИЧА
Пресс-конференция проходила в Пресс-клубе РИА "Новости" при техническом и технологическом содействии компаний "ИнфоАрт" и "Телеком-Центр"

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим пресс-конференцию с председателя комитета Государственной Думы по обороне Романа ПОПКОВИЧА.

Попкович: Добрый день, уважаемые товарищи. Я очень рад встрече и благодарен вам и, конечно, руководству "РИА Новости", Юрию Яковлевичу за то, что меня пригласили на нее.

Попкович: Я считаю, что встреча целесообразна. Может быть, мы ответим на какие-то вопросы, на которые люди ждут серьезного ответа, если сумеем на них ответить. Дорогие друзья, коллеги, товарищи, я хотел бы сказать, что в ведение Комитета по Обороне, в общем, включены все аспекты военной безопасности, в том числе вопросы международных отношений.

Попкович: Мы коснемся того, что сейчас очень злободневно с учетом ситуации в Югославии. А вот военная политика НАТО и ограничение стратегических наступательных вооружений являются в последнее время наиболее приоретентыми направлениями в работе всего нашего Комитета и моей в частности, как его председателя.

Попкович: Мне бы хотелось отметить, что по проблеме НАТО за последнее время была усилена была как внешнеполитическая работа, так и работа чисто в военном аспекте. Так, например, наш Комитет и я неоднократно встречались с руководством НАТО, начиная с господина Солана, Кларка, Наумана, и с рядом других. Мы неоднократно бывали в Брюсселе, в сердце НАТО, в Монсе,и там рассматривали целый ряд вопросов, разговаривали с руководством программы "Партнерство ради мира".

Попкович: В общем, мы вели очень серьезную работу, пытаясь им доказать некоторые, на наш взгляд, очевидные истины по НАТО. Кроме этого, состоялись встречи как с Президентом США, так и неоднократные встречи с Госсекретарем, с Министром Обороны США, Норвегии, Швеции и ряда других государств. Идет постоянная работа, в том числе и с теми странами, которые только что вступили в НАТО. Это Чехия, Польша и Венгрия.

Попкович: Я бы хотел отметить, что есть подвижки в понимании отдельных вопросов, в том числе в вопросах, связанных с бесперсперспективностью наращивания военной мощи НАТО. Мы это пытаемся им рассказать, доказать и показать на примерах. Мы хотим продемонстрировать, что коллективная безопасность приемлема только в том случае, когда обеспечивает равной безопасностью каждого человека.

Попкович: К сожалению, расширение НАТО и то, что мы видим сейчас этого не обеспечивают. Следовательно основной тезис необходимости расширения НАТО уже терпит поражение. Мы хотели бы им сказать, что основным инструментом безопасности в Европе считаем ОБСЕ и, конечно, целый ряд других организаций.

Попкович: Кстати, хочу сказать, что ссылка на целый ряд резолюций Совета Безопасности, которыми прикрывается сейчас руководство НАТО, в том числе и президент США, не выдерживает никакой критики, потому что по решению Совета Безопасности целый ряд вопросов может быть передан другим органам. Таким органом по обеспечению безопасности в Европе для нас является, конечно, ОБСЕ.

Попкович: Мы считаем, что Россия сейчас должна настойчиво проводить, политику по скорейшему принятию хартии европейской безопасности. Это один из основных вопросов на сегодняшний день. Мы считаем, что основополагающий акт Россия-НАТО, основанный на доброй воле государств, руководителей, в основном не несет под собой никакой юридической основы. Об этом мы и раньше говорили.

Попкович: А вот в Югославии такой доброй воли не оказалось. И вы видите, что основополагающий акт "Россия-НАТО" не сработал. Хотя там не сработал и целый ряд других актов, которые подтверждены юридическими вопросами, включая акты по ООН и Совету Безопасности.

Попкович: При этом Комитет по обороне Госдумы и я считаем, что полного разрыва России, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, других институтов с институтами НАТО быть не должно. Мы считаем, что по-прежнему должны проводить политику России через внутреннюю работу в институтах НАТО.

Попкович: На сегодняшний день то, что принято Президентом и то, что решено нашим правительством, Министерством обороны предусматривает переподчинение нашего миротворческого контингента в Боснии-Герцеговине, отзыв наших представителей из НАТО. На сегодняшний день, в дни, когда наиболее обострилась ситуация, конечно, бесполезно что-либо решать, хотя я заранее хочу сказать, что в среду я предложил провести встречу председателя комитета по обороне Госдумы и военных атташе стран НАТО. На это уже есть отклики.

Попкович: У нас есть очень серьезные вопросы. Мы считаем, что нужно провести очень серьезный разговор. От целого ряда стран, входящих в НАТО, уже поступило согласие. Прибудут военные атташе. Я думаю, что это тоже один из шагов, который можем себе позволить. Нужно сделать хоть маленький шажок в сторону миротворческой миссии по ликвидации военной агрессии в Югославии.

Попкович: Теперь по СНВ-2 и СНВ-3. Тут бы я хотел отметить некоторые моменты. Есть некоторая пороговая величина, переход которой в вопросах количественных параметров по стратегическим наступательным вооружениям уже не делают их оружием военным. Мы считаем, что таким пороговым значение являются примерно полторы-две тысячи боезарядов - это уже не уничтожение военных объектов, это не достижение каких-то военных целей. Практически это вопрос потери среды обитания человечества.

Попкович: Поэтому совершенно бессмысленно содержать такое количество боезарядов. На сегодняшний день это более 6 тысяч боезарядов в России, это около 8 тысяч в США. Таким образом, перспективы договоров СНВ-2, СНВ-3, их ратификация и дальнейший разговор о безъядерном мире - вопрос, я считаю, решенный. Никогда мы так не находились так близко к вопросу о ратификации данного договора, как в этот раз. К сожалению, в очередной раз действия США отбросили нас назад.

Попкович: Это уже примерно четвертая попытка. Перед каждой такой попыткой решить вопрос происходят какие-то серьезные действия, которые с точки зрения политической и чисто человеческой не позволяют решать эти моменты. Вы знаете, что в заявлении, принятом в субботу Госдумай, мы рекомендуем Президенту временно отоозвать закон о ратификации договора СНВ-2.

Попкович: Это будет теперь зависеть от Президента. Мы тем более считаем, что силы и политические деятели, которые сейчас говорят о возможности применения ядерного оружия или в каком-либо аспекте поднимают этот вопрос с учетом того, что происходит в Югославии, это, конечно, не просто бесперспективно, это просто недоразумение и не очень, я бы сказал, нормальная акция воздействия на обе противоборствующие стороны. Я сделал небольшую приамбуллу. Считаю, что этого достаточно. Я хотел бы (и с Юрием Яковлевичем мы об этом поговорили), постараться по-возможности, ответить на максимально большее количество вопросов, если они будут, и разъяснить позицию по различным направлениям нынешней внешней политики, которая непосредственно связана с военными вопросами, и рассказать о состоянии дел по тем вопросам, которые были обозначены в нашей пресс-конференции. Спасибо.

ИнфоАрт: Польша поддержала бомбежки, вообще наши бывшие соцстраны поддержали эти акции. Как вы думаете, Россия как-то будет реагировать на это или нет?

Попкович: Видите ли, в чем дело... Суверенитет каждого государства позволяет ему решать те или иные вопросы, в том числе выражать какое-то мнение. Я не очень уверен, что руководители этих государств, выражая мнение о поддержке этой агрессии против Югославии, выражают мнение население, своих стран. Поверьте мне, я за последнее время (так уж получилось), встречался с некоторыми бизнесменами Польши. Они все до единого осуждают этот шаг и события, которые там происходят.

Попкович: Я недавно участвовал в телемосте Москва-Варшава-Вашингтон. В Вашингтоне в нем участвовал Бжезиньский, небезызвестный политик, до сих пор являющийся очень серьезным советником. В Польше это был премьер-министр Польши и Лех Валенса, в Москве - я. И вы знаете, мне не понравилось, то, что практически свое мнение или свое видение этого вопроса выдавалось за мнение населения.

Попкович: Я думаю, что мы это проходили. К сожалению, в некоторых вопросах все еще проходим, особенно в политических. Я думаю, что Россия никаких демаршей или каких-то шагов в данном отношении не должна проводить, а убеждать людей, показывать примеры, я думаю, надо. Особенно надо, ведь гибли же их люди. Причем, гибли и в конфликтах с нашей страной, к сожалению.

Попкович: Они должны это дело переложить на себя. Я думаю, что здесь они сами в ближайшее время поймут, и наверное, время будет противоположным.

Вопрос из Интернет, Андрей Сасин из Орла, Виктор Рагозин из Алма-аты, Евгений Майоров из Махачкалы.: Вопрос по поводу возможности предоставления Югославии комплексов С-300. Как бы вы могли это прокомментировать?

Попкович: Во-первых, я хочу сразу уверить вас, что в Югославии находится целый ряд вооружений противовоздушной обороны, которые по некоторым характеристикам не уступают С-300.

Попкович: Они и качественных характеристиках, и в количественном составе вполне достаточны на сегодняшний день для того, чтобы противостоять массированным налетам авиации. И даже, я бы сказал, ударам крылатых ракет. Весь вопрос заключается в том, что, во-первых, на сегодняшний день идет очень серьезная радиоэлектронная борьба. Вопрос радиоэлектронной борьбы с постановщиками помех в США, я хотел сказать, стран НАТО, хотя это их самолеты. И вопрос того, что пуски крылатых ракет и управляемых бомб, в общем, проходят до зон воздействия противовоздушной обороны.

Попкович: Нужно сказать, что там есть комплексы С-75, которые выиграли воздушную войну во Вьетнаме. Комплексы остались, самолеты те же самые - Б-52 и Б-2 - бывает там иногда и ряд других. И я полагаю, что, во-первых, с-300 туда поставлять на сегодняшний день не нужно. Во-вторых, я считаю, что это должен быть целый комплекс технических мероприятий, хотя мы рекомендовали правительству и Президенту в нашем заявлении рассмотреть вопрос возможной помощи в соответствии со статьей 51 устава ООН, которая широко декларирует эту помощь, если ее попросит Югославское правительство, Югославский народ. Одно такое заявление уже было - о помощи военной, насколько я знаю из средств массовой информации.

Попкович: Однако я еще раз говорю, что на сегодняшний день Югославии нужна больше другая помощь, чем помощь техническая и С-300.

Анатолий Гусев, Радио Россия: Я попросил бы вас отвлечься от Югославской темы и ответить на такой вопрос. В конце прошлого года правительство утвердило программу конверсии ядерного оружейного комплекса Минатома. Как вы оценили бы перспективы выполнения этой программы, что можно сказать о финансировании и считаете ли вы, что сама программа адекватна нашему сегодняшнему положению, в том числе геополитичесому? Спасибо.

Попкович: Я хочу сказать, что на пленарном заседании в субботу это решение было принято. В среду с 12.30 до 14.00 должно пройти закрытое заседании Госдумы, на котором состоится доклад Председателя комитета по обороне, вашего покорного слуги, о состоянии Вооруженных сил, перспективах укрепления и национальной безопасности России. Там, кстати, частично пойдет разговор и о том, о чем вы спросили.

Попкович: Я считаю, что ряд вопросов, которые вы затронули, это вопросы, относящиеся к принимаемому нами и принятому в первом чтении закону о финансировании стратегических ядерных сил, где одной из составляющих является работа по Минатому. Это целый комплекс вопросов, связанных, в том числе, с уничтожением, ликвидацией ядерного оружия, которое отслужило свой срок или которое мы снимаем с вооружения по СНВ1, а в перспективе будем снимать по СНВ-2. Данная программа, будем так говорить, должна быть в некоторых аспектах пересмотрена. Однако насколько будет возможность подкрепления финансового, мне пока сказать трудно потому, что отдельные вопросы финансирования вооруженных сил или выполнения бюджета 1999 по национальной обороне мы будем рассматривать в среду. Постараемся рассмотреть в среду и этот вопрос.

Попкович: По крайней мере, Министерство финансов и вице-премьеры нашего правительства говорят о том, что сбор налогов за три месяца является если не 100-процентным, то по крайней мере 80-85-процентным. В то же время, финансирование НИОКРов по Министерству Обороны всего в пределах 12-20 процентов, то есть нет равномерности выделения денежных средств по закону о бюджете.

Телеканал ТНТ: Хотелось бы вернуться к Югославской тематике. Каково отношение возглавляемого вами комитета к отправке добровольщев из России в Югославию?

Попкович: Мнение нашего Комитета по этому вопросу... Целиком я комитет не опрашивал, но мнение очень многих людей изложено в заявлении Госдумы, в котором написано, что мы предлагаем Правительству всемерно если не поддержать, то со вниманием отнестись к тем добровольным волеизлияниям народа, которые существуют по отношению к Югославии в настоящий момент.

Попкович: Если говорить о моем личном мнении, то я вам скажу, что на сегодняшний день каждый человек имеет право высказать свои взгляды, каждый человек в той или иной мере может сказать, насколько он готов оказать помощь Югославии. Однако я считаю, что, во-первых, Югославии на сегодняшний день это пока пока не нужно ни в моральном, ни в военном плане. Наконец, следует просто разобраться, что могут сделать добровольцы в Югославии. То есть я считаю, что, во-первых, должно поступить обращение за помощью от самой страны, а во-вторых, необходим соответствующий уровень подготовки тех, кто туда собирается идти. Пока это все на словах, а то, что мы видели на экранах... я думаю, что особой пользы от этого не будет.

Таня Позднякова, РИА Новости.: Скажите, пожалуйста, каков ваш прогноз: бомбардировки будут продолжаться? И как вообще будет себя вести НАТО?

Попкович: Я понимаю, что мы обозначили одну тему, сейчас перешли к более близкой для нас теме, но ничего страшного в этом нет. Я хочу сказать, что на сегодняшний день мое мнение и глубокое убеждение - и об этом я хочу в среду разговаривать с военными атташе - США и страны НАТО, которые начали эту агрессию, попали в совершенно глупое положение перед своей юбилейной сессией. Им надо с каким-то багажом оттуда выходить.

Попкович: Есть два пути: сравнять с землей Югославию и сказать, что перестала существовать как "заноза", как проблема - Милошевич и Югославия, проблема Косово. Причем, не обращая внимания, албанцы там, сербы или кто-то еще. Или же найти какой-то выход - выйти из этого положения с нормальным лицом, но прекрарить всякие бомбардировки и военные действия. Я считаю, что мы должны помогать решать вопрос по второму варианту. Что касается продолжения агрессии, то, к сожалению, мы видим, что идет ее наращивание, и наверное, сразу она вряд ли прекратится. Однако я хотел бы отметить самый важный вопрос.

Попкович: Если первой фазой была действительно попытка уничтожить стационарные объекты, то сейчас, как вы видите, идет тотальное уничтожение экономики Югославии. Если НАТО поставило перед собой целью неоказание гуманитарной помощи, в связи с "гуманитарной катастрофой", как они говорят, то это просто превращение Югославии даже не в какую-то там страну, имеющую нормальный экономический потенциал, а в пустыню с точки зрения экономики. А потом стране будет оказана помощь по плану Маршалла или кого-либо еще. И вот здесь я бы хотел отметить один вопрос.

Попкович: Следует развенчать миф о том, что показывают по телевидению и везде - уход в Албанию и в другие страны косовских албанцев. Не с точки зрения того, что сейчас Сербия предпринимает какие-то меры, она, вероятно, предпринимает очень жесткие шаги, не совсем цивилизованные, мне кажется. Но спровоцировано это именно данной военной агрессией. То есть вместо того, чтобы ликвидировать гуманитарную катастрофу, страны НАТО ее усугубили.

Попкович: И вот пошел лавинообразный процесс, как говорят техники. Страшно, что он продолжается и может привести к необратимым процессам с точки зрения изгнания целого народа с территории или его уничтожения в этом благодатном крае.

Павел из Москвы: Возможна ли встреча руководителей стран, выступающих против войны на Балканах, например России и КНР, и как вы к этой возможной встрече относитесь?

Попкович: Мое глубокое убеждение, что некоторые шаги, которые мы сейчас предпринимаетм, нужны были значительно раньше. Прежде всего, я думаю, что требования созвать Совет безопасности и принять резолюцию должно быть независимо от преговоров в Рамбуйе. Я считаю, что данный вопрос должен был быть давным давно поставлен на ассамблее ООН.

Попкович: Только слепой мог не видеть, что все идет именно к военному конфликту, к военным агрессивным действиям. Считаю целесообразным и необходимым собраться по крайней мере на уровне руководителей правительств, госсекретарей, с участием госсекретарей и министров иностранных дел стран, которые не просто не поддерживают какие-то меры, а выступают против этой агрессии. Совсем недавно я встречался с председателем комитета по обороне и безопасности шведского парлаента. Через парламент Швеции нами было предложено парламентариям стран, входящих в НАТО и участвующих в данном конфликте, собраться на совершенно экстренное заседание, чтобы высказать мнение парламентариев и предпринять какие-то шаги по прекращению этого конфликта.

Попкович: Я думаю, что сейчас дожлны быть использованы все пути, особенно путь переговоров на уровне высших должностных лиц.

Радио 1: Как вы оцениваете попытку Гайдара, Немцова и Федорова остановить эту агрессию? Серьезно это или у них ничего не получится?

Попкович: Здесь у меня двоякое мнение. Во-первых, я воспринимаю это как политическую акцию для высвечивания "Правого дела" и лидеров этой организации. Во-вторых, если они и смогут воздействовать, то в какой-то степени только на одну сторону. Может быть, на наиболее важную, то есть только на участников западных стран, стран НАТО, поскольку именно там лидеры "Правого дела" имеют какое-то доверие. Я не убежден, что они сыграют какую-то роль с точки зрения воздействия на сербскую сторону и не совсем понимаю их встречу с папой.

Попкович: Надо было бы сначала встретиться с Алексием здесь, поговорить, как решать этот вопрос с точки зрения православной церкви, и лишь затем ехать в Сербию. Что касается позиции католической церкви, то это может оказать воздействие на целый ряд стран. Там есть и католики, и протестанты и другие конфессии. Вот, пожалуй, только так я могу ответить.

Радио Свобода.: У меня будет продолжение этого вопроса. Один из аргументов их дипломатической тактики (Гайдара, Немцова) - перехватить инициатаву у коммунистов, у левых и заставить посмотреть на эту проблему Запад: к власти могут прийти коммунисты и поэтому необходимо посодействовать правому крылу. Как вы оцениваете такую точку зрения?

Попкович: Вы, по-моему, сами ответили. Вопрос не в Югославии, а в том, чтобы коммунисты не пришли к власти в России. Это два разных вопроса. И это не миротворческая акция по спасению населения Югославии, это борьба двух политических течений в России. Данный вопрос очень важен, но я считаю, что это наше внутреннее дело, российское. О том, кто придет к власти, нужно, наверное, было думать тогда, когда ряд из них решал те или иные экономические вопросы у нас в России. То есть подоплека вопроса лежит здесь, а не там. А если ехать туда и на катастрофе, которая происходит в Югославии решать наши внутренние проблемы, я считаю, что это как раз проясняет, кто чем занимается.

Попкович: Вообще страшно смотреть, и вы в этом убедились, когда с экрана начинают меряться силами: кто больше собрал, кто больше призвал, кто главнее, кто ярче в этой ситуации. Я думаю, что правильный путь, который избрало сейчас правительство - это гуманитарная помощь. Я считаю, что то заявление, которое приняла Госдума, дает очень широкую гамму возможностей как правительству, так и общественным организациям, если они что-то могут сделать. В том числе и и отдельным политическим деятелям. Главное - как прекратить войну в Югославии. Это самый главный вопрос. На него пока никто ответить не может.

Попкович: Я вам хочу приоткрыть небольшую тайну, небольшую завесу над закрытым заседанием Госдумы, которое вскоре состоится, и моим докладом. Мое глубокое убеждение, что из того конфликта, из той агрессии, которую сейчас испытывает Югославия, мы должны сделать выводы для себя. Мы вообще готовы защитить наше государство? Что у нас для этого есть?

Попкович: В какой точке мы находимся? Экономической, политической, военной. Вот это, пожалуй, для меня сейчас наиболее важный вопрос. С учетом этого мы должны строить свои взаимоотношения и с НАТО. Да, на сегодняшний день какие-то контакты с НАТО, которые мы вели, если бы даже они выглядели как поддержка или как с участием в работе с НАТО, которая проводит античеловеческую акцию, конечно, невозможны. Но разрывать с НАТО полностью - это одначает тот же железный занавес. При этом мы будем развиваться по одному сценараю, они по другому. А потом мы его откроем и окажется, что мы абсолютно неадекватно раагируем на военную угрозу НАТО.

Попкович: Мы говорили, и я неоднократно пытался это сказать, еще раз буду говорить в наших предложениях, что мы сегодня должны пересмотреть концепцию национальной безопасности России с учетом совершенно нового взгляда на миропорядок и на те проблемы, которые мы сейчас видим. Мы сейчас должны немедленно ускорить работу над принятием военной доктрины. У нас пока есть только ее основы. Мы должны разобраться с вопросами наличия законов о военном положении и рядом других вопросов, которые основываются на миропорядке, экономике и взглядах еще 1991 года.

Попкович: Вы понимаете? Сейчас 1999 год, сейчас совершенно другая ситуация. Я бы хотел, чтобы это мы все уяснили из взаимоотношений со странами НАТО. Но при этом даже наше похолодание с НАТО никоим образом не должно препятствовать двусторонним взаимоотношениям России со странами, которые входят в НАТО. Вот в чем сейчас самый важный вопрос. Мы должны усиливать свою внешнеполитическую направленность работы с Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Италией, Испанией, Грецией. Я могу перечислить все 19 стран. Это важно и в двустороннем, и в многостороннем аспекте отношений. Не как с НАТО, а как со странами, которые могут повлиять на политику НАТО и ее реформирование.

Попкович: Вы понимаете, в чем дело... Выражение "препятствовать расширению" и раньше, будем говорить, высказывалось или понималось направильно. Мы никоим образом не сможем препятствовать решению правительств вступить в НАТО, а США - повлиять на вступление в НАТО тех или иных стран. Весь вопрос в целесообразности. Мое мнение, что с точки зрения стран НАТО и в первую очередь США, это нецелесообразно.

Попкович: Нецелесообразно с точки зрения новой конфронтации с Россией, еще более глубокой, нецелесообразно с точки зрения перекладывания бремени на экономику, что еще серьезнее. Я вам назову такую цифру: около 42 миллиардов долларов в ближайшие годы должны быть израсходовано на перевооружение. Их должны выплатить три страны, которые вступают в НАТО. Вы, наверное, знаете, что США постепенно сокращают свой взнос - два процента внутреннего валового продукта страны. Вступающие в НАТО Чехия, Польша и Венгрия должны тратить деньги на новые вооружения и на адаптацию, интеграцию своих вооруженных сил к вооруженным силам НАТО.

Попкович: Вот эти вещи, я считаю, нецелесообразны. Тем более, по моему мнению, в ближайшее время вступления в НАТО стран Прибалтики не будет. Наверное, на какое-то ближайшее время, не будет вступления и других государств. По крайней мере мои контакты с руководителями стран, военными руководителями говорят о том, что на апрельскую юбилейную сессию НАТО вопрос этот выноситься на будет. Хотя разговоры о том, что двери открыты, идут. Здесь, я еще раз считаю, что мы должны смотреть на нашу ситуацию изнутри, то есть, насколько мы как страна способны реагировать на то, что к нам приблизилась огромная военная машина. Вы же прекрасно понимаете, что со вступлением Польши у нас сейчас прямой контакт вооруженных сил НАТО с вооруженными силами России по границе Калининградской области. Наконец, Балтика, военно-морской флот. Страны Балтики де-юре не в НАТО, а де-факто они давно предоставили свои порты и аэродромы для стран НАТО. Поэтому здесь никакой роли уже нет.

Федорова Елена Георгиевна, Якутск: Ваше мнение о возможности российского военного присутствия на Кубе?

Попкович: Я считаю, что на сегодняшний день, с учетом того, что нарушены все основные положения ООН, мы вполне можем рассматривать целый комплекс мер. Я думаю, что именно о них говорили как об активных мерах и министр иностранных дел, и президент, и председетель правитльства.

Попкович: Я считаю, что мы должны быть ближе по вопросу военного союза с Белоруссией, более серьезно рассматривать вопрос интеграционных процессов Украины, Белоруссии, России и других стран по коллективной безопасности. Мы должны провозгласить, что готовы к решению вопросов, если почуствуем угрозу нам или тем странам, с которыми у нас заключены серьезные договоры, при этом, конечно, не продвигая сейчас особенно ядерные силы ни в какие другие сраны. Насколько это применимо к Кубе? Я думаю, что на сегодняшний день это неприемлемо по целому ряду вопросов.

Попкович: Вы помните Карибский кризис. Я тогда был молодым лейтенантом, мы уже сидели готовые к переброске туда - это практически война. Я думаю, что нам провоцировать военные действия не следует. У нас должна быть другая позиция, позиция именно миротворческая, но оприрающаяся на мощные вооруженные силы и нашу способность принять те или иные решительные меры.

14:48:32 29 марта 1999
Попкович: Мне кажется, что именно то, что мы пережили с чеченскими событиями, наиболее обострило отношение росссиян и к тому, что происходит в Югославии. К сожалению, не было такого обостренного чувства, которое основывалось бы на афганских событиях, потому что они были за пределами нашего государства, и мы тогда еще не обладали серьезными фактами по тому, какие потери, какой урон, какую катастрофу моральную и физическую потерпела Россия.

Попкович: Я думаю, что это самая главная причина того, что нам просто сложно было реагировать. Второй момент, я думаю, состоит в том, что все-таки в тот период средства массовой информации сыграли примерно такую роль, какую сейчас они играют за рубежом, настраивая население США и ряда других стран в пользу целесообразности и необходимости проведения такой агрессии против Югославии. Я думаю, что мы, несмотря на ряд, я подчеркиваю, честных, правдивых материалов, репортажей с той стороны, все же не совсем верно доводили до населения то, что происходит.

Попкович: Мы только потом очнулись.

Попкович: Я хочу сказать, что они не совсем правильно, может быть, информировали население о том, что происходит в отношении населения, наших граждан, которые находились в Чечне. Мне сложно сказать, почему все население реагировало не так, хотя я знаю, что были и выступления, массовые выступления. Были выступления отдельных военных, которые отказывались принимать решения по этому вопросу, политических деятелей. Но я еще раз говорю, что мне думается, что Югославия - это как бы отголосок того, что получилось в Чечне. Кстати, мы предупреждали, что мы не учимся на чужих ошибках, но Запад тоже не учится.

Попкович: Я вам хочу сказать, что это тоже однобокое понимание Югославии. Славянское братство... Я думаю, в этом отношении слишком переигрывают. Я рассматриваю это как трагедию всего народа Югославии, в том числе, конечно, сербов. Или в первую очеред, сербов. Но эта трагегия и мусульман-албанцев, трагедия других народов, которые там проживают, поэтому это трагедия Югославии, и она больше ударила сейчас даже по населению, которое находится в Косово, а не в Сербии. Точно также, как трагедия в Чечне - это не только трагедия чеченского народа. Наверное это традегия всех россиян и в том числе не только тех русскоязычных, не только тех русских, которые были в Чечне. А в отношении гуманитарной помощи мое личное отношение очень сложное.

Попкович: До сих пор мы, в принципе, четко не понимаем и не знаем, что из себя представляем эта гуманитарная помощь. Если показали тот горох, который чем-то поливают, чтобы мы его не съели по дороге, это одна часть гуманитарной помощи, если это какая-то гуманитарная помощь, за счет которой пытаются влить определенные средства в те или иные отрасли экономики, в том числе и сельское хозяйство, - это второй вопрос. Но при любом раскладе она должна быть не в руках вице-премьера, даже вице-премьера Кулика или кого-то, этим должна заниматься очень серьезная общественная организация

Попкович: Такая организация должна быть подконтрольна. А говорить о том, что мы выплатим пенсии пенсионерам, если продадим гуманитарную помощь по рыночным ценам, то это вообще, я считаю, не просто нонсенс, а во многом даже не очень порядочная игра. Что касается гуманитарной помощи и Югославии, то здесь мне сложно что-то сказать, потому что отказываться от нее из-за Югославии нельзя. С точки зрения экономической, я думаю, что совсем о другом нужно было бы вести разговор, а не только о гуманитарной помощи из-за рубежа. Хотя, наверное, она сыграет какую-то роль. Какую - мне сказать трудно.

Радио Россия, Анатолий Гусев: Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете возможность военного присутствия России в зоне конфликта? Имея в виду не военные аспекты противостояния, а аспекты различного характера - разведывательного, демонстрационного, оказания помощи при эвакуации российских граждан, если такое может произойти. Спасибо.

Попкович: Мое мнение, что в мире есть такие аналоги, и если потребуется защита граждан России, президент нашей страны может принять решение о посылке туда какого-то контингента для защиты наших граждан.

Попкович: Это везде проводилось, в том числе США. Здесь ничего нового нет. Что касается разведывательных аспектов, то мне трудно сейчас что-либо здесь сказать. Это сугубо определенное направление деятельности Министерства обороны, и, возможно, там что-то проводится, но у нас достаточно еще на сегодняшний день спутников, которые бы "честно и открыто" сообщали, что там происходит.

Попкович: Кроме того, наверное, у нас существуют какие-то связи с правительственными военными организациями Югославии, а может быть, и какие-то другие вопросы. С точки зрения присутствия нашего контингента, я скажу, мы никоим образом не должны были допустить ввода туда туда живой силы под любым видом. Особенно стотысячного корпуса так называемых миротворцев, о котором шел разговор. Если бы в Ромбуйе нормально закончились переговоры, и нужно было бы действительно ввести разграничение по линии Косово-Сербии и так далее, и это было бы санкционировано или предложено югославским привительством, вот тогда мы дожны были бы участвовать обязательно.

Попкович: Потому что тогда это очень серьезный вопрос. Вот тут уже и вопрос Сербии, и вопрос православия и целый комплекс других моментов, которые мы провозглашаем.

Вопрос из Интернета, Таганрог, Михаил: Ваше мнение о возможности изменения взаимоотношений между Европейским союзом и Россией.

Попкович: Насколько я знаю, Европейский союз, как экономическая организация, совершенно неадекватно оценивает те действия, которые проводит НАТО. К сожалению, Европейский союз не имеет какого-либо влияния на то, что делает, будем говорить, блок НАТО. Я и мои коллеги считаем, что это никоим образом не должно нарушить наших взаимоотношений с Евросоюзом.

Попкович: Нужно продолжать укреплять эти взаимоотношения. Конечно, мы еще очень далеки от того, чтобы нас приняли в Евросоюз по целому ряду вопросов. Это экономические вопросы. Евросоюз действительно, независимо от нашего отношения с США, НАТО, к процессам, проблемам Югославии, продолжает рассматривать вопрос оказания нам продовольственной и финансовой помощи. Или будем говорить, кредитами или какими-то другими средствами. То есть с Евросоюзом у нас никаких разрывов или попыток разрывов на сегодняшний день нет, и я полагаю, что их не будет.

Попкович: Во-первых, только что закончилась встреча Мишеля Камдессю с лидерами фракций и председателем Госдумы Геннадием Николаевичем Селезневым, на которой рассматривался целый ряд вопросов. К сожалению, не все лидеры фракций рассматривали эту встречу как помощь России в получении кредита. Насколько я знаю, ряд лидеров начал говорить о том, что "сколько нам ни давай, все равно разворуют" и так далее... На что руководитель МВФ сказал: "Ребята, тогда вообще о чем ы ведем разговор? О каком кредите, если вы сами говорите, что...". И даже он был больше на позициях России, чем отдельные представители наших фракций.

Попкович: Тем не менее, лидеры фракций подтвердили, что они обеспечат политическую стабильность для того, чтобы у МВФ и ряда других огранизаций не было беспокойства в отношении поддержки правительства Примакова. На это Г-н Камдессю сказал: "Я тоже поддерживаю г-на Примакова". Далее г-н Камдессю отметил: "Вы видите, что только позвонил ваш председатель правительства, я сразу прилетел". То есть скорость решения вопросов изменяется в сторону более конкретных мер...

Попкович: И создалось такое впечатлление, что в принципе в ближайшее время возможно получение кредита. Я думаю, то, что было сказано лидерами фракций по этому вопросу, соответствует действительности. Считаю, что у нас нет среди лидеров (независимо от их политических убеждений), ни одного, кто не понимал бы, что разрыв с МВФ это удар, в том числе и по национальной безопасности. Поэтому что для нас сейчас очень важно стопроцентное финансирование тех статей, которые внесены в бюджет, и по ряду других моментов. Есть большая надежда, насколько я понял, что вопрос будет решен.

Корреспондент агентства Синьхуа: У меня такой вопрос. Как воздействует агрессия НАТО в Югославии на отношения Россиии и США?

Попкович: Понимаете, отношения России и США - очень глобальный вопрос. Я полагаю, что в наших взаимоотношениях были серьезные похолодания, потом потепления. Я считаю, что во взаимоотношениях с США мы не должны ориентироваться только на политику, чем занимались очень длительное время. В наш внешнеполитический вопрос нужно больше вовлекать страны Европы, страны Юго-восточной Азии, Азиатско-тихоакеанского региона.

Попкович: Я совсем недавно встречался с рядом послов в том числе Австралии. Там есть своя обеспокоенность. Эта обеспокоенность есть и у нас. Например, последний договор, который был заключен между Японией и США. Я думаю, что и ваша страна должна обратить на него серьезное внимание. Три принципа, которые провозгласила Япония - не производить, не испытывать, не применять, не размещать ядерного оружия - законодательно не решены. Поэтому возможность размещения ядерного вооружения в Японии по существующему договору вполне вероятна.

Попкович: Это совершенно другой взгляд на миропорядок, на целый ряд других моментов. Я полагаю, что экономические связи не должны были претерпеть каких-то серьезных ударов, а что касается политических - конечно, здесь очень много придется восстанавливать. Нарушено доверие. Обещания США, изложенные в основополагающем акте, также полностью нарушены. То есть верить сейчас каким-то вопросам, связанным с военно-политической, внешне-политической деятельностью США очень сложно. А как дальше развиваться события - это длительный процесс, выходящий за рамки работы Комитета по обороне Госдумы.

Денис из Москвы: Имеет ли Министерство Обороны возможность в нынешних условиях запускать новые спутники взамен выходящих из строя старых?

Попкович: Недавно на заседании комиссии по оптимизации Государственного оборонного заказа был рассмотрен Государственный оборонный заказ, где отдельным направлением рассматривается вопрос космической деятельности. В том числе вопросы создания, запуска как самих спутников, так и их носителей. Да, Минобороны, я бы так сказал, государство имеет возможности наращиваная орбитальной группировки в космосе.

Попкович: Насколько я знаю, пока это только теоретически. И в выступлениях, и в тех цифрах, которые названы там... По-моему, там 100 миллионов, 40 миллионов... Я вам хочу сказать, что в Югославии сейчас нет оппозиции, которой нужно было бы дать деньги. Сейчас вся Югославия едина, и Клинтон пока добился того, что все оппозиционеры объединились, в отличие (к сожалению) от некоторых других стран и событий. Кроме того, провозглашение свержения Милошевича - а это практически означает физическую его ликвидацию - есть не что иное, как призыв к терроризму.

Попкович: То есть к тому, с чем борятся США. Поэтому политика США и президента немножко расходятся в этом направлении. Для меня это не совсем понятно. Наконец, я думаю, что, вообще говоря, надо было бы по Интернету задать вопрос Клинтону, как он рассматривает вопрос свержения данного правительства. И надо будет обязательно его задать. Я считаю, что даже говорить об этом, как какой-то конгрессмен сказал, не просто нецивилизовано. Это вообще непонятная форма взаимоотношений государств и политических деятелей. Но чего не бывает с человеком, который испытал очень серьезный стресс. Спасибо вам огромное. Если что-то не так сказал, не обижайтесь. Приходите, Комитет по обороне всегда для вас открыт.

29 марта в РИА "Новости" -




Организатор пресс-конференции РИА "Новости"
ИнфоАрт IT InfoArt Stars    РИА "Новости"

Док. 541247
Перв. публик.: 29.03.98
Последн. ред.: 26.01.09
Число обращений: 399

  • Попкович Роман Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``