В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В пятницу в Ташкенте завершились российско-узбекистанские переговоры на высшем уровне Назад
В пятницу в Ташкенте завершились российско-узбекистанские переговоры на высшем уровне
Как сообщила пресс-служба Президента России, Дмитрий Медведев и Ислам Каримов обсудили вопросы сотрудничества России и Узбекистана в обеспечении безопасности в Центрально-Азиатском регионе и в преодолении мирового экономического кризиса.

Переговоры завершились подписанием совместного Коммюнике по итогам государственного визита Президента России в Узбекистан, межправительственного Соглашения об условиях размещения и обслуживания диппредставительств двух стран в России и Узбекистане и Программы сотрудничества между министерствами иностранных дел на 2009 год.

Главы государств также дали совместную пресс-конференцию.

Наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст выступления Дмитрия Медведева на переговорах, совместное коммюнике об итогах государственного визита и текст его заявления для прессы по итогам переговоров с нашим комментарием.


Вступительное слово Президента России Дмитрия Медведева на российско-узбекистанских переговорах в расширенном составе:

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо большое, Ислам Абдуганиевич.

Уважаемые коллеги, после такого подробного анализа, который сейчас дал Президент Узбекистана, я, наверное, освобождён от того, чтобы пройтись по всем нюансам наших отношений, тем более они многообразны и включают в себя самые разные вопросы. Но на некоторых ключевых позициях я, конечно, остановлюсь, для того чтобы подтвердить несколько вещей.

Во-первых, Россия и Узбекистан находятся на таком уровне взаимопонимания и на таком уровне сотрудничества, которое принято характеризовать категорией стратегического партнёрства. И я считаю, что это не абстрактная формулировка, а вполне конкретный набор наших представлений о том, что мы видим друг в друге, что рассчитываем получить друг от друга, и, в конечном счёте, это характеристика уровня доверия.

Мы вчера, когда с Исламом Абдуганиевичем ужинали, говорили о том, как в мире строится внешняя политика, как это трансформируется во внутренние дела, и пришли к совместному, насколько я понимаю, выводу, что в политике очень часто руководствуются одним фактором в ущерб другому, я имею в виду фактор интересов и фактор доверия. По моему глубокому убеждению, разумная внешняя политика и рациональная, правильная, справедливая внутренняя политика могут строиться только при наличии двух этих факторов одновременно. Поэтому я в полной мере отношу такую характеристику отношений и к тем отношениям, которые сегодня связывают Узбекистан и Российскую Федерацию. Это отношения, которые основаны на доверии и в то же время на наличии национальных интересов, которые, естественно, отстаивают наши государства и их руководители.

У нас много совместных дел и много совместных озабоченностей. Мы сегодня, как и вчера, обсуждали международные вопросы, Ислам Абдуганиевич об этом уже сказал, в частности ситуацию вокруг Афганистана, а если говорить предельно откровенно, то и ситуацию вокруг Пакистана. Потому что невозможно рассматривать изолированно решение вопросов развития и создания современной политической системы в Афганистане вне контекста нормализации отношений между Афганистаном и Пакистаном на границе, создания соответствующих международных механизмов и так далее.

Мы говорили о том, что необходимо предпринимать усилия для того, чтобы эти вопросы решались на коллективной основе. В этом смысле я считаю, что здесь могут использоваться различные форматы обсуждения вопросов вокруг Афганистана, в частности те форматы, о которых упоминал Ислам Абдуганиевич, равно, как и другие решения, которые не так давно принимались, другие форматы, я имею в виду и конференцию под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

В целом мы обсуждали ситуацию и в Центральной Азии с учётом того, что это ключевой регион: это регион, где протекают самые разные процессы и работа в котором является крайне важной для Российской Федерации, для того чтобы координировать свои позиции с нашими коллегами, находить общие решения по наиболее сложным вопросам. Я считаю, что наш обмен мнениями по международным вопросам был весьма продуктивным и весьма интересным.

Если же говорить о двусторонних отношениях, то они насыщенные. Начну с экономических. Мы действительно за последнее время продвинулись в сторону роста товарооборота между нашими государствами, он сегодня существенно выше, чем когда бы то ни было за последние годы - во всяком случае, за период, который мы прошли, 15-летней независимости государств. Тем не менее я - как я понял, и Ислам Абдуганиевич - не считаем, что этот рост является окончательным или что мы достигли предела в росте товарооборота. Мы вполне можем насыщать наши торговые отношения новыми проектами по тем направлениям, о которых сейчас было сказано. Ключевой статьёй являются энергетические проекты, здесь с этим невозможно спорить. Энергетическое сотрудничество включает в себя самые разные компоненты: это и отношения между нашими ведущими компаниями по торговле газом, это создание и прокладка новых газопроводов, это межрегиональное сотрудничество, в отношении которого у нас есть и набор соответствующих международных решений.

Я полностью поддерживаю Президента Узбекистана в том, что мы сделали очень важный шаг в сторону создания современной основы энергетического сотрудничества, а именно перешли на рыночные цены. И, несмотря на то что в ряде государств это вызывает вопросы, применительно к нашим отношениям это наша позиция на годы вперёд. Мы вышли на сотрудничество по определённой формуле цены. Мы исходим из того, что ценовые параметры могут меняться. Но эти колебания связаны с конъюнктурой мирового рынка, и независимо от того, нравится это кому-то или нет, мы будем торговать на рыночных условиях.

Поэтому применительно к тому конфликту, который недавно был вокруг ценообразования при поставках газа на Украину, это как раз в конечном счёте отражение наших общих договорённостей, в том числе и договорённостей с нашими среднеазиатскими партнёрами включая Узбекистан. И здесь не может быть поводов для обид или последующей ревизии каких-то соглашений. Это мировая тенденция, мировой тренд, в который мы наконец-то встроились. Это выгодно Узбекистану, это выгодно Российской Федерации, это должно быть выгодно другим государствам, потому что в конечном счёте цены на энергоносители, в том числе на газ, определяют конкурентоспособность экономики. Тот, кто хочет жить за счёт низких цен, заранее закладывает мину под своё экономическое благополучие. Он рассчитывает на преференциальные цены. В жизни такого не бывает в долгой перспективе.

Мы готовы, естественно, к сотрудничеству и по иным энергетическим направлениям. Рассчитываем на то, что те проекты, которые есть, будут активизированы, интенсифицированы. Считаю, что это крайне важное направление нашего взаимодействия.

В то же время я не могу не согласиться с Исламом Абдуганиевичем в том, что наше инвестиционное сотрудничество действительно нуждается в диверсификации. Наверное, два таких крупных государства, как Россия и Узбекистан, не могут заниматься только энергетическим сотрудничеством и только информационными коммуникациями. Есть и другие сферы весьма интересные, по которым мы могли бы сотрудничать в длительной перспективе. Для этого нужно решить ряд задач: и задач просто интенсификации работы по этим инвестиционным проектам, и некоторые задачи инфраструктурного порядка, задачи взаимного поощрения, защиты инвестиций, капвложений.

Я считаю, что достаточно актуальным является вопрос репатриации прибыли, потому что эта тема всегда волнует тех, кто приносит свои деньги для вложения в экономику.

В Узбекистане более 700 предприятий с участием российского капитала. Это хорошая цифра, но, конечно, мы хотели бы, во-первых, чтобы предприятий было больше, а с другой стороны - чтобы они были все более живыми, более активными. Рассчитываем в свою очередь, естественно, и на приход узбекских инвестиций в российскую экономику.

Для того чтобы развивалось инвестиционное сотрудничество, необходима полноценная договорно-правовая база. Мы движемся в этом направлении. Сегодня будут подписаны специальные соглашения, которые касаются дипломатической собственности. Это вопрос, которым довольно давно занимались, и хорошо, что он завершён. Впереди подготовка соглашений по другим вопросам. Рассчитываем также на то, что движение вперёд в этом смысле будет, может быть, более активным, более интенсивным, чем было до того.

По вопросам, касающимся отдельных сфер сотрудничества, мы действительно провели сверку часов. Я считаю, что это было полезно и в таком личном плане, и с точки зрения прояснения позиций. Я думаю, что мы сейчас обменяемся информацией ещё по вопросам сотрудничества в авиационной сфере, примем окончательные решения.

Кроме экономических отношений, конечно, наши государства должны уделять внимание вопросам гуманитарного сотрудничества. Мы считаем, что это важнейшие вопросы, которые нас объединяют в исторической перспективе, я имею в виду поддержку национальных языков, поддержку культурной самобытности. Мы рассчитываем и на то, что в ближайшее время будет подписана пятилетняя программа гуманитарного сотрудничества.

Можем поговорить и о более стратегических планах. Если это будет интересно нашим коллегам, можем поговорить об идее проведения соответствующих годов. Опыт такого рода годов есть с другими государствами. Я считаю, что мы могли бы подумать и о том, чтобы провести соответствующие мероприятия в наших двусторонних отношениях. Такова повестка дня.

Я хотел бы отдельно выразить свою признательность Исламу Абдуганиевичу за приглашение посетить с государственным визитом Узбекистан. Я считаю, что визит осуществляется весьма успешно, потому что мы смогли обсудить очень разные вопросы. Действительно, Президент Узбекистана абсолютно прав в том, что мы сделали это за очень короткий промежуток времени.

Я очень рад, что в качестве первого места моего пребывания и обсуждения этих вопросов был выбран Самарканд - очень древний город, город, в котором всегда очень интересно бывать. Может быть, там сама атмосфера тоже располагает к тому, чтобы вести откровенный обмен мнениями по всем существенным вопросам международной повестки дня и двусторонних отношений.

Сегодня мы продолжили обсуждать эти вопросы в столице. Рассчитываю на то, что и обсуждение на российско-узбекистанских переговорах в широком составе принесёт свои результаты.

Спасибо большое за приглашение. Мы готовы к работе.

Совместное коммюнике об итогах государственного визита в Республику Узбекистан Президента Российской Федерации Д.А.Медведева



Принято Президентом России Дмитрием Медведевым и Президентом Узбекистана Исламом Каримовым 23 января 2009 года в Ташкенте

По приглашению Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова 22-23 января 2009г. в Узбекистане с государственным визитом находился Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

В ходе встречи президентов один на один и переговоров официальных делегаций стороны выразили удовлетворение достигнутым уровнем взаимодействия двух стран. Выражено обоюдное стремление к наращиванию диалога на высшем и высоком уровнях, углублению всестороннего сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научной, культурно-гуманитарной и иных сферах.

Подтверждены основополагающие принципы российско-узбекских связей - равноправие, взаимное уважение, учет интересов друг друга, а также положения, закрепленные в Договоре о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004г. и Договоре о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005г.

Стороны констатировали позитивную динамику во взаимной торговле, взаимодействии в топливно-энергетической и телекоммуникационной сферах. Отмечена взаимная заинтересованность в диверсификации инвестиционного сотрудничества путём реализации конкретных проектов в машиностроении, авиастроении, исследовании космического пространства в мирных целях, развитии транспортной инфраструктуры, перерабатывающей и химической отраслях, фармацевтике, других перспективных направлениях.

Положительно оценена работа Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, одиннадцатое заседание которой состоялось 14 января 2009 года. Отмечена целесообразность ускоренного выхода на решение вопросов, обусловленных интересами сторон.

Президенты Российской Федерации и Республики Узбекистан обменялись оценками состояния мирового хозяйства в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Обсудили возможные формы двустороннего и многостороннего взаимодействия в целях минимизации его последствий.

Стороны в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений национализма и ксенофобии, направленных на разжигание межнациональной розни или подстрекающих к насилию против граждан из-за их этнической принадлежности.

Отмечена необходимость дальнейшего углубления сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и другими вызовами и угрозами региональной и международной безопасности.

Стороны констатировали близость или совпадение позиций по основным вопросам мировой политики, а также ситуации в Центральноазиатском регионе.

Отмечены взаимопонимание и конструктивное сотрудничество двух стран в рамках ООН, СНГ, ШОС и ОДКБ.

Президенты высказали озабоченность в связи с остающейся сложной ситуацией в Афганистане, степенью угроз, включая наркоагрессию, исходящих с территории этого государства. Выражена убежденность, что для возвращения Исламской Республики Афганистан к мирной жизни необходимы скоординированная помощь со стороны мирового сообщества в укреплении государственной власти и правопорядка, постконфликтном восстановлении афганской экономики, гуманитарное содействие населению этой страны.

Президенты обсудили ситуацию в Центральноазиатском регионе в контексте водно-энергетической проблематики. Главы государств согласились с необходимостью учёта интересов всех государств, расположенных на трансграничных водотоках Центральноазиатского региона, при осуществлении проектов строительства на них гидроэнергетических сооружений, руководствуясь общепризнанными нормами международного права.

Президенты отметили важность развития сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, подтвердили обоюдную заинтересованность в углублении связей в области образования, культуры, искусства, туризма и спорта.

Д.А. Медведев и И.А. Каримов выразили удовлетворение итогами переговоров, прошедших в атмосфере доверия и взаимопонимания, характерной для российско-узбекского диалога на высшем уровне.


Заявление для прессы Президента России Дмитрия Медведева по итогам российско-узбекистанских переговоров:



Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Ислам Абдуганиевич! Уважаемые представители средств массовой информации, коллеги!

Действительно, только что завершились наши переговоры с Президентом Узбекистана, и их результаты, на мой взгляд, отражают тот уровень отношений, который сложился между нашими странами. Эти отношения характеризуются как отношения стратегического партнёрства и союзничества при том, что в нынешнем мире нам необходимо всё время сверять часы, всё время находиться в тонусе, всё время рассматривать самые разные вопросы.

У нас прошли переговоры, где были затронуты самые разные вопросы, самый широкий круг вопросов. Значительная часть этих вопросов уже названа Исламом Абдуганиевичем. Хотел бы сказать, что, конечно, наша международная кооперация по ситуации в Центрально-Азиатском регионе, по вопросам, связанным с состоянием дел в Афганистане, в сопредельных государствах с Афганистаном, имеют исключительно важное значение. Мы говорим об этих вопросах в самых разных ситуациях. Мы встречались в многосторонних форматах, обсуждали это с Исламом Абдуганиевичем, потом обсуждали, что называется, в кулуарах после проведения различных саммитов.

И сегодня, и вчера мы обсуждали ситуацию вокруг этих очень сложных проблемных зон и пришли к выводу, что без учёта коллективного мнения государств, которые заинтересованы в урегулировании ситуации, путём односторонних решений эти проблемы не решить. Равно как и невозможно представить себе создание какой-либо идеальной модели, по которой могло бы развиваться то или иное государство на основе иностранных предложений.

Всякое государство должно развиваться на основе собственных законов с учётом той многообразной истории и культуры, которая свойственна именно этому государству, но, естественно, при восприятии общемировых, общечеловеческих ценностей. Где найти этот баланс - наверное, это и есть основная проблема, с которой сталкивается весь мир и международные организации при обсуждении конфликтных ситуаций, при обсуждении вопросов развития общественных сил.

Мы обсуждали не только международную повестку дня, но, конечно, обсуждали и наши двусторонние отношения, наше торгово-экономическое, инвестиционное сотрудничество. Я хотел бы полностью поддержать то, что сейчас сказал Ислам Абдуганиевич в отношении того, что у нас хорошие отношения, продуктивные, масштабные, но их потенциал огромен. И то, что мы сегодня оперируем цифрами в несколько миллиардов долларов (3-4 миллиарда), - это, конечно, хорошие цифры, но объём товарооборота, объём торговых сделок мог бы быть существенно больше, если бы мы, допустим, активнее продвигались по ряду вопросов инвестиционного взаимодействия, если бы мы занялись той самой диверсификацией инвестиционного сотрудничества, о которой мы говорили только что в ходе переговоров в расширенном составе.

Мы сегодня как раз говорили о перспективных направлениях. Надеюсь, что они в ближайшее время тоже получат своё развитие. В этой связи я, кстати, хотел бы выразить отдельную признательность нашим коллегам и руководителям межправкомиссии и всем, кто принимал участие в подготовке сегодняшней встречи, в подготовке тех договоров, которые были только что подписаны. Я считаю, что в целом это качественная работа, хотя значительная её часть ещё впереди.

Хотел бы также отметить, что российские компании, несмотря на то, что сейчас весь мир находится не в самом простом положении, тем не менее готовы вкладывать свои деньги в экономику Узбекистана, готовы к тому, чтобы развивать инвестиционное сотрудничество по самым разным направлениям. Они хорошо известны: это и энергетика, и транспорт, и промышленность, и вопросы, связанные с развитием туристического бизнеса, - по всем направлениям, по которым мы сможем договориться.

Большие перспективы видим мы и в развитии гуманитарных контактов, наращивании сотрудничества в сфере образования, науки, культуры. Речь идёт и о подписании большого договора, о котором только что упомянул Ислам Абдуганиевич, и о реализации разных программ, которые уже действуют. Они разные: они есть большие, масштабные, есть поменьше. Например, у нас сейчас в рамках Фонда гуманитарного сотрудничества издаётся классика литератур народов СНГ, где будут и книги узбекских авторов. В прошлом году были изданы произведения узбекского эпоса на русском языке, что, на мой взгляд, значительно лучше знакомит нас с культурой дружественного Узбекистана, помогает лучше ориентироваться в гуманитарном пространстве, а это очень важно.

Наши коллеги только что подписали документы, которые будут способствовать координации нашего взаимодействия на международной арене, и мы считаем, что такого рода сотрудничество исключительно необходимо. Я об этом уже говорил.

В целом мне бы хотелось сказать, что встреча и переговоры были открытыми, продуктивными, интенсивными, и буквально с первых минут моего пребывания в Узбекистане мы с Исламом Абдуганиевичем начали сразу же обсуждать самые разные вопросы: и внутренние, и международные. Конечно, это исключительно важно с учётом того, что время такого двустороннего визита, оно всегда спрессованно, даже несмотря на его очень высокий статус - статус государственного визита. Поэтому и то, что мы обсуждали вчера в Самарканде, и то, что мы сегодня обсуждаем в столице, - это очень важные для развития наших государств темы. Считаю, что по ним нам удалось продвинуться вперёд во взаимопонимании оттенков наших позиций, поговорить о конкретных проектах, которые действительно нужны для развития наших стран.

Поэтому я ещё раз хотел бы сердечно поблагодарить Ислама Абдуганиевича за приглашение, за оказанный очень теплый, сердечный приём, и я уверен, что мы дадим импульс развитию сотрудничества между нашими странами".

В нашем комментарии мы хотели бы в первую очередь обратить внимание на рассуждения Президента России Дмитрия Медведева о двух факторах, на которых могут строиться разумная внешняя политика и рациональная, правильная, справедливая внутренняя политика только при наличии двух факторов одновременно - фактор интересов и фактор доверия. Он считает, что российско-узбекистанские отношения это отношения, которые основаны на доверии и в то же время на наличии национальных интересов, которые, естественно, отстаивают наши государства и их руководители.

Стороны обсудили международную обстановку в Центральной Азии, в частности ситуацию вокруг Афганистана и вокруг Пакистана, считая что должна быть урегулирована обстановка на границе этих стран с помощью международного сообщества в различных форматах.

Как следует из всех представленных выше документов, стороны подтвердили наличие стратегического партнёрства в нашем взаимопонимании и сотрудничестве в самых разных областях и достигли договорённости продолжать его углублять и расширять во всех сферах.

В совместном коммюнике отмечается, что Д.А. Медведев и И.А. Каримов выразили удовлетворение итогами переговоров, прошедших в атмосфере доверия и взаимопонимания, характерной для российско-узбекского диалога на высшем уровне.

Это же подтвердил в своём заявлении для прессы и Президент России Дмитрий Медведев.

В целом оба президента считают визит успешным, а о разногласиях не сообщают. Значит надеются договориться в будущем. Поэтому можно считать, что стороны остались при своих.

Закончил своё заявление для СМИ Дмитрий Медведев в чисто восточном стиле:

"Поэтому я ещё раз хотел бы сердечно поблагодарить Ислама Абдуганиевича за приглашение, за оказанный очень теплый, сердечный приём, и я уверен, что мы дадим импульс развитию сотрудничества между нашими странами".

На этом пребывание Дмитрия Медведева на узбекской земле не завершилось, но об этом в следующем материале.

Лев Иванов.

26 января 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 541238
Опублик.: 26.01.09
Число обращений: 3

  • Каримов Ислам Абдуганиевич
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``