В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уникальное время Назад
Уникальное время
Восприятие кризиса
Кризисная ситуация, в которой все мы сегодня оказались крайне непростая, и непростая, прежде всего, с точки зрения ее восприятия. Кризис для большинства граждан, будь они представителями бизнеса, работниками закрывающегося предприятия или государственными служащими, осуществляющими "мониторинг последствий" безусловно, стал явлением действительно новым и крайне неожиданным.
И если осенью восприятие кризиса большинством россиян напоминало сказочное предание, где кризис выступал в роли злого змея, появившегося из-за морей и пробующего навредить людям, а добрый герой в лице государства боролся, а значит, по законам жанра должен непременно победить. Такому восприятию способствовало сразу несколько факторов, во-первых, реальные последствия кризиса еще только начали касаться различных отраслей крупного бизнеса, во-вторых, государство объявило о принятии срочных антикризисных мер и успокоило поддержкой банковской системы, в-третьих, надвигались новогодние праздники, когда люди думать о серьезных проблемах не желают.
Сегодня ситуация серьезно изменилась, также как и отношение к государству, теперь многим так или иначе приходится сталкиваться с угрозами для бизнеса, семейного бюджета, карьеры. По той же причине стремительно нарастают пессимистические настроения и недоверие, переходящие в социальное недовольство, изменяется картина восприятия, где доброму герою грозит оказаться на месте того самого заморского злого змея, проблема уже давно перестала быть "собственно государственным" делом. Очевидно, что ситуацию надо в корне менять, не ограничивая преодоление кризиса исключительно административными или финансовыми мерами, которые непонятны для большинства, "всех не спасут", а значит, рискуют остаться просто недейственными в условиях кризиса.
Стратегические ориентиры
Кризисы - явление для России не новое, поэтому для анализа и возможных были взяты примеры из опыта СССР и США, как к наиболее упоминаемым странам, когда говорят о проблемах и современной истории вообще. Итак, в начале прошлого года был объявлен стратегический курс развития, приняты первые указы Президента, разработаны законопроекты и инициативы. По сути, все эти меры были представлены и поняты как начало системной перестройки всей страны, сигнал для позитивных изменений во всех сферах жизни, так называемый "переход от стабильности к развитию".
Этот переход сразу поставил несколько практических вопросов о том, когда и кем будут создаваться инновационная экономика, развитая инфраструктура, современное образование и благоприятный инвестиционный климат. Одновременно с этим по старой русской традиции появились иллюзии о наличии времени для "разгона". Но и они были быстро разрушены событиями августа и начавшимся мировым финансово-экономическим кризисом, который как нельзя серьезно сказался на состоянии дел в стране.
Ситуация изменилась, а вопросы о том, что, кто, как и когда будет делать стали еще более актуальными. Внимание к ситуации в России, как со стороны российского общества, так и со стороны других стран стремительно выросло. Поэтому кризис уже стал настоящим испытанием на прочность, из которого мы можем выйти либо с честью победителей и докажем себе и миру, что действительно можем решать серьезные проблемы, либо накопим еще большую массу нерешенных проблем.
Очевидно, что "развиваться" инерционно, ожидая, что все самим собой решиться или кто-то решит за нас, мы не можем себе позволить. Именно сейчас нужны новые решения, именно сейчас, то время, когда их необходимо разработать и приступить к реализации, другого времени для изменения собственного будущего может уже не представиться. Принятые и реализуемые антикризисные решения предполагают преодоление кризиса исключительно административно-финансовыми способами, что явно недостаточно. В бизнес сообществе даже говорят, что кризис будет преодолен, "когда США решат свои проблемы, тогда и наш бизнес поднимется, другого пути нет". Поэтому даже если их сравнивать с мерами, принятыми в период 20-30 годов прошлого века, когда ситуация была сложнее, то ни по масштабам, ни по глубине изменений сопоставить их довольно сложно. Все то, что мы считали "проблемами" до случившегося кризиса: неразвитость инфраструктуры, отставание образования, зависимость от внешних капиталовложений, оказалось только следствиями более сложных проблем.
Нерешенные проблемы
Все дело в том, что действительно настоящие проблемы как правило, намного сложнее и не могут быть быстро решены подчас даже путем огромных усилий. Поэтому первая группа проблем обозначена как "проблемы подхода". Сейчас пакет возможных стратегических предложений и решений не богат, а значит сильно ограниченно пространство выбора. Именно поэтому необходимо сформировать адекватную угрозам и вызовам организацию интеллектуальной работы, которая позволит постоянно не оглядываться, не "догонять", а двигаться по собственному пути, развиваться, увеличивая собственные конкурентные преимущества. Только так и тогда мы сможем наращивать конкурентность, принимая эффективные решения в национальных и культурных условиях и переставая быть мертвыми объектами изучения для западных стран, авторитетные издания которых просто пестрят различными анализами, прогнозами и предсказаниями относительно будущего России. Например, в тех же США практическая деятельность так называемых "фабрик мысли" и институтов развития, которые в несколько раз повысили конкурентоспособность этой страны, насчитывает более полувека.
Вторую группу нерешенных проблем можно обозначить как "государственные": кадры, коррупция, качество управления. Например, если снова попытаться сравнивать современную Россию с СССР, то практически каждый советский служащий рад рассказать о системе подготовки, передвижения и роста кадров, которая работала в стране даже в период так называемого "застоя". Лозунг советской власти "кадры решают все", позволял на протяжении многих лет, так или иначе "двигать" самые сложные проекты в масштабах страны. Проблемы качества управления и коррупции в государственном секторе уверенно можно отнести к проблемам второго порядка, то есть к проблемам, которые вполне можно решить в случае внедрения конкурентных и открытых критериев роста, продвижения, увольнения служащих. Имея подобные критерии, формируя конкурентную, некоррупционную среду на всех уровнях, можно было бы внедрять механизм обновления государственного управления, повышения качества управления, сменить парадигму управленческого мышления в государственном секторе.
Третью группу проблем можно обозначить как "общественные культурные проблемы", которые, как правило, связывают с проводимой социальной, информационной и культурной политикой, снова определяя государство как отца покровителя, воспитателя и "управителя всех дел". Несколько практических примеров. Реформа ЖКХ, когда и грязь в подъезде или плохие трубы и даже сломанный выключатель - вина государства, а поэтому легче написать жалобу в администрацию, чем решить проблему самому. Аналогичная ситуация обстоит с пенсионным и льготным обеспечением, трудоустройством, отсталостью образования и др. Основные проблемы: социальная пассивность и слабое вовлечение граждан в решение проблем страны. Вызваны эти проблемы целым рядом причин, в основном исторических, именно поэтому проблемы названы "культурными".
Так, государство в течение столетий решало и старалось решить многие проблемы населения в обмен за неучастие в решении "собственно государственных" вопросов. Развитие этой ситуации привело к тому, что постепенно общественная сфера и государственная жизнь, равно как и общие проблемы существуют в "параллельном мире" для абсолютного количества граждан. Именно поэтому антикризисные меры непонятны для большинства, именно поэтому вся ответственность за успех или неуспех, так или иначе, ложится на государство.
Задача в решении этих проблем стоит самая сложная - восстановить на уровне дел доверие к власти, сделать это можно только путем совместного решения общих проблем. Стране нужны по-настоящему масштабные проекты, не по количеству финансовых вливаний, а по территориальному и качественному масштабу, ориентированные на достижение претенциозные и стратегические цели, нужны завершенные институциональные реформы, которые позволят создать ответственного собственника, эффективного управленца, поколение активных молодых людей. Только диалог власти и общества, их доверительное взаимодействие позволит двигаться вперед.

Дмитрий Шишкин

www.viperson.ru

Док. 541202
Опублик.: 26.01.09
Число обращений: 2

  • Шишкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``