В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Дмитриев: На машине по... квартире Назад
Владимир Дмитриев: На машине по... квартире
Вы хотели бы иметь дома маленький грузовичок, например, знаменитую "полуторку" времен войны или послевоенную гордость, легковой автомобиль "Победа"? Конечно, меньших по размерам, но по форме ничем не отличающихся от настоящих? Оказывается, на многие виды транспорта, на военную технику существуют и производятся до сих пор масштабные модели, которые можно купить и поставить в квартире на видное место.

Модель (от фр. model: мера, образец, норма) - это масштабное воспроизведение существующего или ранее существовавшего объекта. Для игры модели, естественно, не предназначены, т.к. многие их элементы проработаны очень тонко, и любая неосторожность может стать причиной поломки. Главным назначением моделей является удовлетворение ваших эстетических вкусов. А, имея в руках соответствующие каталоги или другую литературу, можно одновременно любоваться моделью и познавать историю оригинала, послужившего ее прототипом. Раньше в одном только г.Марксе Саратовской обл., бывшей "Мекке" отечественного моделестроения, выпускалось 3 млн. моделей в год (250 тыс.в месяц или 15-20 тыс.в день), и, в то же время, их трудно было найти в магазинах, даже существовал "черный" рынок. А почему ? Производство было организовано на высоком технологическом уровне, качество соответствовало мировым стандартам, модели ценились за рубежом и, в-основном, шли на экспорт.

За последние годы в этой отрасли промышленности, как и во многих других, произошел серьезный количественный и качественный спад. Поэтому, прежде, чем отправиться за покупкой, давайте немного разберемся , что же происходит на сегодняшнем рынке масштабных моделей.

Во-первых, напомним, что основным масштабом уменьшения для автомобильного транспорта является 1/43. Но в таком масштабе, например, ж/д модели могут себе позволить купить только состоятельные люди, т.к. при длине локомотива 70 см. и вагонов около 50 см., Вам потребуется целая комната для их размещения. Поэтому, для ж/д моделей более целесообразен масштаб 1/72 или 1/87. Применяются и другие масштабы, например, для военной техники - 1/35. Во-вторых, масшабные модели делятся на три укрупненные группы по характеру их изготовления, что существенно влияет на цену. Первая группа: заводское производство (З).Такая модель должна быть собрана из 70-100 деталей, иначе она по внешнему виду превратится просто в игрушку. Для легковых и грузовых моделей этой группы цены колеблются от 50 до 200 руб. Причем, в престижных магазинах (ДЛТ или Гостиный Двор) при больших торговых наценках, 50% и более, при заводской цене, например, 50-100 руб, покупка обойдется в пределах 150 руб. Поэтому есть смысл посмотреть в СПб Обществе Коллекционеров на секции масштабных моделей или в специализированных магазанах для коллекционеров. Еще один момент. Значительно возросшая стоимость металла и электроэнергии в процессе изготовления приводят к тому, что металические детали заменяются пластмассовыми. Такие образцы дешевле, но и представляют меньший интерес. Сейчас можно встретить одну и ту же модель и в металлическом и в пластмассовом исполнении, например, ВАЗ-21099 уже редко можно найти в металле. Поэтому, вы должны четко представлять, какой образец нужен - более натуральный или не очень. Учтите, что правильно собранная модель должна скатиться по наклонной плоскости в 45 градусов и не менее 1 м проехать по прямой (существовал такой ГОСТ). Вторая группа : переделки (П). Дело в том, что из выпускаемых ранее промышленностью 250 образцов, производство 70-90 наименований просто утрачено. Умельцы берут похожий заводской образец и переделывают (удлиняют шасси, заменяют детали и т.п.), улучшая и изменяя внешний вид до требуемого. Стоят они от 150 до 300 рублей. В третью группу входят самоделки (С). Они, естественно, являются вершиной моделирования, и изготавливаются умельцами с "золотыми" руками. В таких моделях не применяется ни одной заводской детали, только под оси, например, может быть использована проволока от скрепки, все делается на кухне, в комнате, в мастерской своими руками от нуля, ведь и расчеты по уменьшению размеров в соответствующем масштабе надо выполнить самому. Конечно, такие обрацы котируются очень высоко, есть десятки наименований, которые наша промышленность не сумела освоить и в ближайшие годы уже не выпустит. Это - ЗИС-110, ЗИС- 101, М-20 "Победа" и многие другие.

Соответственно, и стоят они не менее 300 рублей, а верхний предел не ограничен: может быть 100 долларов и выше. С чего начать, вы спросите ? Попробуйте купить модели "Волги" и ГАЗ-14 (правительственной машины) Нижегородского (горьковского) производства, или Украинские ЗИЛ-130 и ЗИЛ-5131. Интересны, также, наши питерские "полуторки" ГАЗ-АА, ГАЗ-3А завода "Двигатель" и ЗИС-5 Катюша), освоенные ЛОМО. При незначительной разнице в ценах на данный момент, импортные образцы превосходят, к сожалению, наши по качеству и дизайну, но они не отражают нашу историю, наш быт.

И последнее. Покупая модель :
- осмотрите ее на наличие царапин, заусенец, сколов, трещин на корпусе и других внешних дефектов,
- прокатите модель некоторое расстояние, проверив таким образом отсутствие "косолапости" и люфтов колес,
- попросите продавца открыть и закрыть все открывающиеся элементы, провернуть и поставить в исходное положение все вращающиеся и поворачивающиеся части,
- требуйте специальной упаковки во избежания повреждений хрупкого изделия при транспортировке.

Ну, вот и все, красивая вещь - ваша, можете любоваться ею сами или преподнести кому-то, ведь это - превосходный подарок!

Владимир Дмитриев
23.01.2009
www.viperson.ru

Док. 540967
Перв. публик.: 23.01.09
Последн. ред.: 26.01.09
Число обращений: 6

  • Дмитриев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``