В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление архиепископа Костромского и Галичского Александра на круглом столе `Культурное наследие России и святыни Костромского края` Назад
Выступление архиепископа Костромского и Галичского Александра на круглом столе `Культурное наследие России и святыни Костромского края`
Прежде всего хотел бы приветствовать всех участников, собравшихся ныне на земле древней Костромы - "колыбели дома Романовых", города, известного своими духовно-культурными традициями, гостеприимством и радушием. Костромской край вписал немало славных страниц в летопись российской истории; милостью Божией здесь сохранились для потомков многие величественные памятники прошлых эпох, созданные талантом наших предков и устоявшие даже в вихре "огненного искушения" (1 Пет. 4, 12) ХХ столетия.

Жизнь Костромской земли на протяжении почти восьми веков осеняется великой святыней Православия - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери; с этим образом Царицы Небесной непосредственно связана и судьбоносная веха бытия нашего Отечества - начало исторического пути царственного дома, ставшее символом преодоления Великой смуты XVII века.

Феодоровская икона известна с XII столетия - когда она находилась в деревянной часовне близ поволжского города Городца. Впоследствии на этом месте был построен Богородице-Феодоровский монастырь, в стенах которого чудотворный образ пребывал до монголо-татарского нашествия. В 1239 году захватчики разорили и сожгли Городец, а икона с того времени, как говорит письменное сказание, "не обретеся в городе".

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала молебным образом благоверного князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого князя Александра - на брак с полоцкой княжной Параскевой.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х - начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы - как повествует сказание - многие жители Костромы видели на улицах города воина с образом Божией Матери на руках. В воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата - по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты в пригородных лесах обнаружил этот образ на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора, вследствие чего и получила именование Феодоровской.

Образ, явленный князю Василию Ярославичу, вскоре прославился многими чудесами. Дважды икона сохранялась невредимой в пламени пожаров, полностью уничтожавших деревянный соборный храм и церковь, построенную на месте сгоревшего собора. Когда к Костроме подошел отряд иноземных захватчиков, князь и его малая дружина, выступая на сражение, взяли с собой Феодоровский образ. Во время битвы икона просияла удивительным светом; завоеватели, попаляемые исходящими от святыни огненными лучами, обратились в бегство. Для пребывания чудотворной иконы Царицы Небесной князь Василий построил в Костроме новый Успенский соборный храм; в его стенах Феодоровский образ находился до 1929 года.

В память явления чудотворной иконы было установлено празднование, совершаемое на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы и традиционно сопровождавшееся в Костроме общегородским крестным ходом от кафедрального собора (такой статус Успенский храм получил в 1835 году) к Спасо-Запрудненскому храму, воздвигнутому на месте явления святыни.

В 1613 году в Костроме совершилось знаменательное событие - было положено начало царственной династии дома Романовых. Юный Михаил Феодорович, избранный Земским собором на всероссийский престол, находился тогда вместе со своей матерью - старицей-инокиней Марфой - в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре. Посольство Земского собора, прибывшее в Кострому, и горожане 14 марта по старому стилю крестным ходом, взяв с собой чудотворную Феодоровскую икону, направились в обитель; перед этим образом Михаил Романов принял избрание Земского собора, и именно Феодоровской иконой инокиня Марфа благословила своего сына на царство. С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал родовой святыней царствующего дома, а в память о совершившемся событии, положившем конец печальному для Руси Смутному времени, было установлено еще одно всероссийское празднование чудотворной иконе (27 марта по новому стилю).

В трагические для Церкви и Отечества 30-е годы ХХ века богоборцы разрушили Успенский кафедральный собор, но чудотворный образ Царицы Небесной по милости Божией избежал поругания и сохранился в церковных стенах. То, что столь древняя и почитаемая икона не погибла, избежала изъятия и передачи на музейное хранение - как это произошло со многими другими святынями - является, можно сказать, уникальным случаем в новейшей церковной истории.

После окончания Великой Отечественной войны чудотворная Феодоровская икона находилась в Иоанно-Златоустовском храме града Костромы, затем - в Воскресенском кафедральном соборе. С 1990 года возрождена благочестивая традиция совершения 29 августа, в день обретения иконы, крестных ходов к церкви Спаса на Запрудне; ежегодно в них принимают участие тысячи православных костромичей и паломников. В 1991 году чудотворный образ был торжественно перенесен в возрожденный из руин Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор града Костромы, ставший местом благоговейного поклонения великой святыне Костромской земли и всей Православной России.

Сейчас, в новую эпоху бытия Русской Православной Церкви, почитание чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери с каждым годом обретает все новые и новые грани. Костромская святыня - издавна считавшаяся особо покровительствующей благословенному рождению детей, семейному счастью и доброму воспитанию подрастающего поколения - стала духовным символом православного молодежного движения, основной целью которого является обращение к Богу молодых россиян. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Феодоровская икона Пресвятой Богородицы посетила Москву и Екатеринбург, Санкт-Петербург и Архангельск; молитвы перед ней возносились в урочище Ганина яма - на месте последнего упокоения семьи святых Царственных страстотерпцев - и на Соловецких островах, "русской Голгофе", где в первой половине ХХ столетия совершили свой подвиг и смертью засвидетельствовали верность Христу тысячи новомучеников и исповедников Российских. Икона побывала в Нижнем Новгороде и Казани, Твери и Краснодаре, Белгороде и Кемерово, Воронеже и Иваново, участвовала во всеукраинском крестном ходе по многим городам, посетила дальневосточные пределы России.

Говоря о значении святынь, выдающийся религиозный философ священник Павел Флоренский употреблял образную аналогию - невидимый и не осязаемый физически водоворот, который во всяком приблизившемся к нему пробуждает впервые, может быть, острое сознание, что кроме внешнего отношения к миру есть еще внутреннее, бесконечно более его важное, дающее ощутить глубины бытия и миры иные. Этим подчеркивается роль святынь в становлении и формировании религиозного самосознания личности - характерно проявляющееся и в поклонении чудотворным иконам: предстоя лику чтимого образа, мы ощущаем действие промысла Божия в нашей жизни, молитвенно исповедуем свою веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему, соединяем свои чаяния с небесным предстательством о нас Пресвятой Богородицы, ангельских сил и всего сонма святых угодников Божиих. Залогом неложности нашего упования служат примеры чудотворений - как совершавшихся в исторической перспективе, так и происходящих ныне. Действительно, чудеса по молитвам перед Феодоровской иконой фиксируются и сейчас; они заносятся в специальную летопись и затем публикуются в церковных изданиях.

Между тем святыни служат и объединяющим началом - духовной скрепой народного бытия в пространстве и времени. Так, отец Павел Флоренский, оценивая значимость Свято-Троице-Сергиевой Лавры, писал: "Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то труднообъяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно назвать общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это - то всестороннее, жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает Лавре характер ноументальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается, как целое". Сказанное вполне относится и к главной святыне Костромской земли. В истории ее почитания запечатлелись и скорбные годы монголо-татарского нашествия, и подвиг благоверного великого князя Александра Невского; перед ней молились многие поколения наших предков - от знаменитых в российской истории личностей до простых, безвестных тружеников; лик чудотворной иконы благоговейно поновлял великий изограф Древней Руси Гурий Никитин, творениями которого мы восхищаемся и поныне; преклонив колена, юный Михаил Феодорович Романов приносил у этой святыни обеты верности Богу, Церкви и Отечеству нашему; наконец, в ХХ столетии Феодоровская икона стала безмолвной свидетельницей страшных испытаний, выпавших на долю русского Православия и ставших горнилом, из которого воссиял сонм новомучеников и исповедников Российских. С временнЫм аспектом соединяется и пространственный: наша святыня чтится всем православным миром, а в совершаемых по благословению Святейшего Патриарха паломничествах иконы принимают участие сотни тысяч верующих. По записям же о том, кто поклонялся чудотворной иконе в стенах кафедрального Богоявленско-Анастасииного собора Костромы, можно - без преувеличения - изучать географию Вселенского Православия.

В целом, говоря о почитании святынь, особо следует отметить их воспитательное значение в широком смысле этих слов. Вспомним сказанное знаменитым православным мыслителем И.А. Ильиным о любви к Родине: "Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное; которая живым опытом (может быть, вполне "иррациональным") испытала объективное и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа. Такой человек реально знает, что любимое им есть нечто прекрасное перед лицом Божиим; что оно живет в душе его народа и творится в ней; и огонь любви загорается в таком человеке от одного простого, но подлинного касания к этому прекрасному". В то же время раскрытие подлинно духовного смысла почитания святынь в историческом аспекте может оказаться для наших сограждан первой ступенькой на пути к храму. К примеру, даже в годы государственного атеизма немало людей, интересовавшихся древнерусской культурой и искусством вначале из эстетических или профессиональных соображений, затем приходили к вере и становились искренними чадами Матери-Церкви. Поэтому, наряду с воспитательным, можно говорить и о миссионерском значении святынь в деле церковной проповеди. Нельзя не упомянуть и их культурную значимость - но не просто как артефакта определенной эпохи или ценного художественного произведения. По сути своей святыня - не только материальный раритет или предмет, свидетельствующий о памятных событиях давно минувших веков. Это - фактор духовной жизни народа, и даже как произведение искусства она становится воплощением таланта своего создателя, но - таланта, обращенного к Богу, ищущего вдохновения в богомыслии. Не случайно известнейшая лекция русского философа и общественного деятеля Е.Н. Трубецкого о духовном смысле храмов и икон так и называлась - "Умозрение в красках".

Завершу свое выступление словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанными во время визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Кострому 29 августа 2002 года, в день празднования явления Феодоровского образа:

"Вспоминая историю града Костромы, мы осознаем, что именно с этой святыней - чудотворной иконой Царицы Небесной - наши предки, жившие на этой земле, проходили свой жизненный путь и черпали духовные силы в обращении к Заступнице Усердной всего рода христианского. Мы будем молиться, чтобы Господь благословил "люди Своя миром", ниспослал Свое благословение на эту древнюю землю и на всех тех, кто совершает здесь свое служение, архипастырские и пастырские труды, кто несет монашеские подвиги. Пусть милость Божия укрепит их и подаст силы и мужество нести свой жизненный крест".

Эти же слова мне хотелось бы обратить сегодня ко всем присутствующим здесь, на земле "колыбели дома Романовых". Милости Божией и помощи вам в трудах, силы и мужества в исполнении своего служения Отечеству, Церкви и нашему народу!

Благодарю за внимание.
http://www.kostroma-eparhia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6500:-l-r&catid=62:2008-04-07-11-58-47&Itemid=80

Док. 540853
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 23.01.09
Число обращений: 89

  • Александр (Могилев Александр Геннадьевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``