В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Архиепископ Георгий: вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в православную традицию, невозможно выстроить систему духовно-нравственного воспитания Назад
Архиепископ Георгий: вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в православную традицию, невозможно выстроить систему духовно-нравственного воспитания
По мнению владыки, одной из главных задач, которая стоит сегодня перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для развития духовных сил, сокрытых в нашем народе. "А это невозможно сделать без создания продуманной системы духовного и нравственного воспитания подрастающих поколений, которым предстоит вершить судьбы нашей страны в самом скором будущем", - считает архиерей.


"Между тем, очевидно, что российское общество переживает в последние годы серьезный духовно-нравственный кризис. Наше государство на сегодняшний день лишено официальной идеологии, а общество - духовно-нравственных идеалов. Функции действующей системы образования, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений, сведены к минимуму, тогда как присущие массовому детскому сознанию ценностные ориентиры становятся все более деструктивными с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим очевидно, что задачу духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности нашей страны", - отметил глава Нижегородской епархии.


"Неоспоримым фактом является то, что в процессе воспитания наибольшее влияние на ребенка оказывает живой пример учителя. Не только его поступки, но даже слово, взгляд или жест педагога находят живой отклик в юной душе ученика. От усердия и умения педагога зависит не только успех обучения, но и формирование характера, воли, нравственного облика молодого человека", - полагает архиепископ Георгий.


"Задача учительства - дать ребенку не только знания об окружающем мире и человеке, но и привить ему способность различения добра и зла, желание самому творить добро и противостоять злу. Русская Православная Церковь постоянно пытается донести эту очевидную истину до научно-педагогической общественности и работников системы образования. Но необходимо отметить, что эта позиция, к сожалению, встречает еще иногда непонимание и равнодушие", - выразил сожаление владыка. "Именно поэтому, ставя сегодня вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их не восприимчивыми к злу и способными творить добро, мы даем ответ - этого можно достичь одним единственным способом - дать воспитание и образование, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа. Ведь очевидно, что без духовного фундамента мы не сможем даже говорить о нравственности, которой сегодня так не хватает в нашем обществе", - уверен архиепископ Георгий.


Тем не менее, он отметил ряд положительных тенденций в системе образовании, "внушающих определенные надежды". "Так, в образовательном пространстве не только нашего региона, но и всей России неизменно возрастает интерес к конкурсам педагогических идей, проходящих по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Нижегородские педагоги активно участвуют во Всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя" и в конкурсах организованных Фондом преподобного Серафима Саровского - "Серафимовский учитель" и "Православная инициатива". Огромный интерес широкой педагогической общественности к этим конкурсам свидетельствует о готовности наших педагогов к дальнейшему активному участию в новых проектах, связанных с работой по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. В области ежегодно увеличивается количество школ, в которых факультативно или через кружки преподаются "Основы православной культуры" и другие православно ориентированные предметы", - сообщил владыка Георгий.


Поэтому на сегодняшний день, по его мнению, одной из самых актуальных задач остается подготовка квалифицированных специалистов в области религиозного и православно ориентированного образования. "Эту задачу мы решаем сейчас через подготовку и переподготовку педагогов по специальности "Православная теология" в Нижегородском государственном педагогическом университете и Арзамасском государственном педагогическом институте, а также посредством организации курсов по духовно-нравственному воспитанию для учителей общеобразовательных школ на базе Нижегородского института развития образования. Кроме того, в благочиниях Нижегородской епархии проводятся выездные семинары по духовно-нравственному воспитанию с привлечением специалистов высшей школы. Сегодня Нижегородская епархия открыта соработничеству на ниве духовно-нравственного просвещения. Отдел религиозного образования готов оказать всю необходимую консультационную и методическую помощь и поддержку как отдельному педагогу, образовательному учреждению так и целым педагогическим и образовательным сообществам и структурам по развитию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования", - заметил архиерей.


Успешный опыт такого педагогического соработничества, по словам владыки, ясно свидетельствует о том, что общество заинтересовано в сохранении христианской нравственности как одного из важных социальных регуляторов, а в общественном сознании идет поиск путей к возрождению духовных традиций. "Россия нуждается в одухотворенных гражданах, умеющих грамотно использовать духовно-нравственный потенциал и опыт исторического развития нашего народа. Радует, что сегодня Церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении, которому так не хватает сегодня положительных идеалов", - полагает глава Нижегородской епархии.


"Вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в православную культурную традицию народа, невозможно выстроить в нашей стране систему духовно-нравственного воспитания, потому что нравственность в отрыве от духовных корней неизбежно вырождается и со временем отмирает, уступая место пошлости, цинизму, жестокости и равнодушию. Эта внутренняя опасность и является, по нашему убеждению, на сегодня главной угрозой для безопасности страны, и если нам не удастся объединить усилия в борьбе за духовно-нравственное здоровье подрастающих поколений, то печальные последствия нынешнего затянувшегося кризиса могут оказаться необратимыми. В таком объединении сил и возможностей государства, Православной Церкви и патриотической общественности мы видим основную задачу отечественной педагогики на ближайшие годы", - заявил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.



Русская линия

Док. 540788
Перв. публик.: 22.09.08
Последн. ред.: 22.01.09
Число обращений: 81

  • Георгий (Данилов Василий Тимофеевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``