В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Герман Моро: Российский национальный совет по энергосбережению Назад
Герман Моро: Российский национальный совет по энергосбережению
Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. В будущем удельный вес России на мировом рынке энергопоставок будет только расти. Увеличивается капитализация, осуществляется модернизация инфраструктуры отечественных энергетических компаний. Растет количество масштабных проектов, реализуемых как в России, так и за ее пределами.

Строительство жилья, рост и развитие инфраструктуры российских городов также зависимы от такой "малой", но важной составляющей энергетики как наружное (городское) освещение.

Качество и интенсивность дорожно-транспортного сообщения, здоровье граждан и психологический климат в обществе, образование и, наконец, личная безопасность, развитие туризма и бизнеса в целом - все это производные того направления, которому в передовых странах уделяется исключительное внимание. Это направление - комплексное развитие энергетической инфраструктуры, повышение ее эффективности в плане энергозатрат .

Меры, предпринимаемые государством по поддержке исследований и разработок в сфере нанотехнологий - это одна из важнейших составных энергетики.
Нефть, газ, уголь, атомная и электроэнергетика - неизменно важнейшие и традиционные "точки опоры" экономики России.

Таким образом, очевидно, что энергетика становится одним из приоритетных объектов, на котором сосредоточивается внимание государства. Развитие энергетики становится важнейшим направлением приложения интеллектуальных, финансовых и организационных сил России. При том страна стоит на пороге качественных изменений в топливно-энергетическом комплексе, связанных с необходимостью использования новых технологий добычи и переработки.

Актуальной задачей становится энергосбережение - долгое время мы относились к энергоресурсам как к едва ли не бесплатному благу, забывая о том, что запасы нефти и газа конечны.

Новые задачи требуют и более внимательного контроля со стороны общества. Оно должно активнее подключаться к энергетической проблематике, помогая государству в реализации энергетической стратегии. Представляется, что усилия государства по созданию качественно новой российской энергетики только умножатся от приложения к ним интеллектуального потенциала общественности.

Политический импульс от государства уже в начале июня 2008 года был оформлен Указом Президента Д. Медведева "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". В Указе была поставлена цель снижения к 2020 году энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. А в октябре 2008 года в Государственную Думу Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии был внесен Законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

Думается, что одним из вариантов ответа со стороны экспертного сообщества на инициативу президента и правительства может стать создание Национального совета по энергоэффективности.

------

Между развитием энергетики и состоянием российской экономики, материальным благополучием общества, вопросами безопасности, задачами по охране окружающей среды и энергосбережению объективно существует прямая связь.

Являясь национальным достоянием, энергетика не может и не должна оставаться в тени, за пределами внимания и участия российского общества. Крайне важно объединить общественные институты, экспертное сообщество в работе над тем, чтобы сделать российскую энергетику более эффективной, внедрить стандарты качества и энергосбережения в сознание как производителей, так и потребителей энергии.

Сегодня представляется весьма актуальным создание такого органа, который объединит экспертное сообщество, объединения предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, научно-исследовательские институты, представителей органов государственной власти, специалистов в области продвижения инновационных энергосберегающийх технологий в целях выработки общественного понимания стратегии энергосбережения.

Такое объединение послужит шагом в направлении большей открытости, прозрачности энергетической политики России, станет проявлением политической воли и решимости власти интегрировать интеллектуальный потенциал, научные и аналитические наработки экспертного сообщества в процесс принятия важнейших решений в сфере энергетики.

Данное объединение может стать достойной демонстрацией стабильности, безопасности и многовекторного развития российской энергетики и для зарубежных партнеров России. Но главное - поможет приступить к практическим мерам по модернизации экономической инфраструктуры, по снижению энергозатрат в реальном секторе.

Одновременно это будет и политически выверенным опережающим ходом, ориентированным на таких "доброжелателей" России, которые склонны обвинять ее в "энергетическом монополизме и волюнтаризме".

Институциональным оформлением данной позиции может стать Национальный совет по энергосбережению.


Задачи Национального совета по энергосбережению

-    Мониторинг и анализ информации в сфере развития российской энергетики. Проведение экспертных исследований развития российского рынка производства и реализации всех видов энергии.
-    Мониторинг и анализ информации в сфере развития мирового рынка энергетики, в том числе, анализ успешных энергосберегающих проектов.
-    Подготовка текущих справочных материалов и рекомендаций в сфере энергосберегающих программ в Правительство РФ.
-    Разработка и открытые обсуждения технических регламентов в сфере энергетики, направленных на снижение энергозатрат.
-    Разработка и реализация федеральных и региональных программ, в том числе образовательных, по энергосбережению. Взаимодействие с Министерством образования, объединениями предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, общественными организациями, средствами массовой информации для совместной реализации образовательных программ по энергосбережению и повышению культуры потребления энергии для подрастающего поколения и работников предприятий в сфере энергетики.
-    Организация открытых слушаний по вопросам интенсификации продвижения программ сбережения ресурсов в энергетике и других секторах экономики.
-    Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, объединениями предприятий, осуществляющих деятельность как в сфере энергетики, так и в других сферах, относящихся к потребителям различных видов энергии, экспертным сообществом, научно-исследовательскими институтами, обществами по охране природы в направлении общественного контроля за эффективностью (сохранностью, минимизацией потерь) и безопасностью производства, транспортировки энергоносителей.
-    Разработка стратегии энергоэффективности и энергосбережения в России.

Прим. Под стратегией энергоэффективности и энергосбережения в данном случае понимается комплексный подход экспертных организаций и коммерческих деловых структур - свод рекомендаций по эффективному развитию всех сегментов энергетики, основанные на анализе и прогнозах.

Основная задача Национального совета по энергосбережению должна заключаться в популяризации самой идеи энергоэффективности как стержневого фактора успешности российской экономики. Одна из главных составляющих деятельности Национального совета - широкая образовательная программа, социальная реклама и т.д. Для этого Национальный совет реализует широкий комплекс мероприятий исследовательского характера, экспертизу программ энергетической безопасности и энергосбережения, проводит разработку и открытые обсуждения технических регламентов в сфере энергетики и др.

Комиссии Национального совета, если такой будет создан, должны стать постоянными рабочими инструментами и формироваться из специалистов в отдельных отраслях энергетики и отраслях, являющихся наиболее значимыми потребителями энергии, а также специалистов в области обеспечения безопасности объектов энергетики по направлениям:
- атомная энергетика.
- газ.
- нефть.
- уголь.
- электроэнергетика.
- нанотехнологии.
- инновационные виды энергетики и современные программы энергоэффективности.
- безопасность объектов энергетики.

Национальный совет, опираясь на реноме авторитетной федеральной структуры, которая практическими действиями реализует правительственный курс на повышение энергоэффективности, непременно должна будет приступить к взаимодействию с регионами, где, по идее, должны быть созданы региональные (м.б. на уровне федеральных округов) подразделения. Основная задача - создание Центров обучения энергоэффективности и энергосбережения в субъектах федерации (как минимум по одному центру в семи федеральных округах). К их работе нужно привлекать как частные компании, так и государственные структуры. Они должны получить конкретные навыки и технологии энергосбережения. На этом этапе к работе Национального совета необходимо подключить производителей энергосберегающего оборудования, которые могли бы показать, как в реальности можно добиваться экономии за счет инноваций, повышающий энергоэффективность. В результате Национальный совет должен стать важным элементом реализации инфраструктурных проектов в регионах.

Региональные власти за счет активного освещения работы Центров получат возможность показать в федеральных органах власти свою активность в сфере энергоэффективности. Таким образом, будет расти доверие к работе Национального совета в регионах.

Организационно-правовой статус, регламент, местонахождение и порядок финансирования Национального совета по энергосбережению должен определяется Федеральным законом "О Российском национальном совете по энергосбережению".

Герман Моро - руководитель Департамента по работе с экспертами НП "Институт стратегического развития"

22.01.2009,
www.viperson.ru



Док. 540473
Опублик.: 22.01.09
Число обращений: 4

  • Моро Герман Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``