В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Цыганок: Кто и что угрожает России Назад
Анатолий Цыганок: Кто и что угрожает России
В нашем так называемом "политическом классе" до сих пор не вызрело понимание самой простой и в то же время наиболее сложной вещи. Российская Федерация - не усеченный СССР. Это другое государство, у которого другие задачи, другие возможности (не обязательно меньше), другие союзники и противники, другие опасности и другие способы борьбы с опасностями. В целом, общая система национальной безопасности РФ, то есть, состояние защищенности ее национальных интересов от внешних и внутренних угроз, включает в себя: военную, государственную, общественную и внутреннюю безопасность. Термин "вероятный противник" несет в себе больше эмоциональной, пропагандистской окраски, чем конкретного содержания. Просто и на Западе, и у нас пришли к пониманию того, что на смену акцентированной, явно выраженной угрозе пришел целый спектр неопределенных, многовекторных, внезапных угроз.

На пространство безопасности России, как мирового игрока, воздействуют процессы, идущие и предполагаемые на пространстве Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки. Примером тому, может служить проблема американской ПРО, как элемент передового базирования средств ядерного нападения. Первый район ПРО расположен в Северной Америке (на Аляске). Второй - совместный морской компонент японо-американский в Японском море. Третий район планируется разместить на территории Польши и Чехии. Четвертый район - на территории Великобритании. Не следует забывать о совместной израильско-американской ПРО на Ближнем Востоке.

Вооруженные Силы в краткосрочной и долгосрочной перспективе должны строиться в соответствии с характером внешних угроз. На сегодняшний день можно сформулировать несколько основных угроз для национальной безопасности России: распространение ОМУ (оружие массового уничтожения); угроза возможного развала Китая; возможная угроза со стороны США и НАТО; угроза ввода иностранных войск, в нарушение устава ООН, на территорию сопредельных государств; угрозы, связанные с возможными несанкционированными пусками одиночных ракет; угроза со стороны, так называемого "международного терроризма", замороженные конфликты Южного Кавказа; очаги напряженности на Ближнем Востоке. Угрозой последнего времени для России, стали споры о пересмотре принадлежности Ледовитого океана. Угроза НАТО о силовом решение иранской ядерной проблемы. Угрозой является продажа за рубеж современного оружия и техники, не имеющейся в достаточном количестве в российских вооруженных силах. Наибольшую угрозу для России представляет нестабильная обстановка в Афганистане. Возникновение военных конфликтов в отдельных регионах (районах) Мирового океана.

Главную угрозу представляет распространение ОМУ. Распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов ОМП (оружие массового поражения), а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания такого оружия и средств его доставки, возможность его применения в региональных конфликтах, возрастающая в таком случае вероятность выхода кризиса за рубеж региона.

Раньше опасность использования оружия массового уничтожения в основном предопределялась тем, что в противоборство было непосредственно втянуто относительно небольшое число государств, обладающих ОМУ. Теперь вероятность его применения в конфликтных ситуациях может значительно расшириться как за счет роста числа стран, обладающих ОМУ, так и за счет его "транспортировки" в конфликтные зоны извне.

Прекращение существования двухполюсного мира, сопровождаемое распадом ряда государств, изменило конфигурацию границ. Резко усилились территориальные споры. Расширилось конфликтное пространство, частью которого стала вроде бы "успокоенная" Хельсинкскими договоренностями Европа. В таких условиях растет опасность "интернационализации" последствий "расползания" ОМУ.

Все возрастающая опасность со стороны КНР. Проблема, влияющая на пространство безопасности на дальневосточных рубежах, но о которой политкорректно стараются не распространяться политики. Это пористость и наличие спорных участков границы между Китаем и Казахстаном, Китаем и Вьетнамом, Китаем и Тайванем. Несбалансированность вооруженных сил. Слабо прикрытые территориальные претензии к соседним странам, декларируемые во внутриполитических дискуссиях. Демографическое давление на приграничные страны. Если разгорится конфликт с Китаем, в нем будут применены все средства вооруженной борьбы. КНР, по оценкам многих экспертов, уже выходит на передовые позиции в Евразии. Противостоять такому гиганту при каком-либо конфликте в одиночку практически невозможно. КНР - одна из пяти общепризнанных стран, владеющая ядерным оружием. С 2003г. Пекин обладает технологиями управляемых космических полетов и одними из крупнейших в мире Вооруженными силами. Сегодня Вооруженные силы Китая строятся в соответствии с концепцией "стратегических границ и жизненного пространства", которая разработана для обоснования и правомочности ведения ВС Китая наступательных боевых действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Концепция базируется на представлении, согласно которому рост населения и ограниченность ресурсов вызывает естественные потребности в расширении пространства для обеспечения дальнейшей экономической деятельности государства и увеличения его "естественной сферы существования". Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может "эффективно защищать свои интересы". "Стратегические границы жизненного пространства" должны перемещаться по мере роста "комплексной мощи государства" (под ней понимается совокупность экономики, науки и техники, внутренней политической стабильности, военной мощи). Концепция КНР подразумевает перенесение боевых действий из приграничных районов в зоны "стратегических границ" или даже за их пределы. При этом причинами военных конфликтов могут стать сложности на пути "обеспечения законных прав и интересов Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)". Фактически, данная концепция определяет цели и задачи современного китайского экспансионизма, в сферу которого вовлечены те территории России, которые активно заселяются китайцами.

Долговременная программа строительства Вооружённых сил Китая состоит из трёх этапов. По окончании первого (2000г.) ВС достигли способности защитить жизненные интересы Китая, в том числе путём успешного ведения локальных войн низкой и средней интенсивности по всему периметру границы, а также "эффективно сдерживать и устрашать потенциальных противников". На втором этапе (до 2010г.) ВС должны превратиться в силу, "гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства". На третьем этапе (до 2050г.) предполагается завершение формирования ВС, способных "одержать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения вооруженной борьбы".

Хотя указанная концепция не называет прямо направление, в котором будут расширяться "стратегические границы жизненного пространства" Китая, достаточно очевидно, что это может быть только Россия, в первую очередь, её восточные регионы, прилегающие к границе с Китаем, а также Центральная Азия, в первую очередь - Казахстан. Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ обладают гигантской территорией и природными ресурсами, при этом с достаточно быстро сокращающимся населением. Схожая ситуация имеет место в Казахстане. В Индокитае (другом потенциальном направлении китайской экспансии) ситуация во всех отношениях является прямо противоположной: недостаток территории и природных ресурсов при высокой плотности коренного населения. Индия в качестве направления экспансии, разумеется, рассматриваться не может, по меньшей мере, по причинам географического (между Китаем и Индией лежат Гималаи) и демографического (население Индии почти равно по численности китайскому населению при гораздо меньшей площади территории).

То, что экспансия Китая будет вестись, главным образом, в направлении России, подтверждается как ведущейся в этой стране официальной пропагандой, так и характером военного строительства в КНР. Следует подчеркнуть, что в Китае вся полнота власти остаётся в руках коммунистической партии, поэтому как официальная пропаганда, так и научные труды находятся под полным контролем партийных органов и отражают исключительно официальную точку зрения. Потому ссылки на то, что рассуждения о возможной военно-политической экспансии КНР могут отражать позицию неких маргиналов, не имеющих реального отношения к реальной власти (как это нередко бывает в современной России), заведомо неубедительны.

В настоящее время официальная китайская историография рассматривает действия России в отношении Китая, начиная с XVII века, исключительно как агрессию, а все договоры, кроме Нерчинского - неравноправными и несправедливыми. Во многих китайских источниках даже Нерчинский договор рассматривается как уступка со стороны Китая.

Следует подчеркнуть, что КНР не следует представлять в качестве иррационального агрессивного тоталитарного режима. Его политическое руководство в высшей степени рационально. Однако перед этой страной стоит комплекс весьма серьезных проблем: демографических, экологических, экономических. Можно лишь сказать, что сочетание этих проблем таково, что решение одних ведет к усугублению других. Экспансия с целью захвата территорий и природных ресурсов в среднесрочной исторической перспективе является для Китая, возможно, единственным способом избежать серьезнейшего кризиса, угрожающего самому существованию этой страны как единого целого. Хотя экспансия эта, предположительно, будет носить, в первую очередь, экономический и демографический характер, нельзя исключать и прямой военной экспансии.

Не исключено, что угроза со стороны США и НАТО является на сегодняшний день угрозой гипотетической, но вполне вероятно может стать реальной. В военном плане несение боевого дежурства стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике. В политическом плане это вычленение блоком НАТО калининградского анклава и создание предпосылок для давления на Россию под угрозой размещения вдоль границ воинских контингентов участников блока. В военно-технической сфере - это модернизация бывшей инфраструктуры ВС СССР и Варшавского блока, способствующей развертыванию крупных передовых группировок войск, которые реально могут представлять угрозу России. Увеличение глубины воздействия тактической авиации НАТО с аэродромов новых членов практически на глубину европейской части России. Расчленение системы базирования Балтийского флота на Калининградскую и Санкт-Петербургскую, резкое сужение действий Черноморского флота, и попытки военно-морского проникновения на Каспий. Расширение НАТО на восток - это возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов. Значительное влияние на изменение уровня безопасности оказывают процессы трансформации Вооруженных сил США и расширение НАТО на восток в регионы Кавказа, Средней и Центральной Азии, не снижаемые, к сожалению, сотрудничеством в рамках Совета Россия-НАТО. Появление серых неконтролируемых зон в Европе и дисбаланс в вооружениях порождают новые проблемы в контроле над обычными вооружениями. Ухудшение отношений России с НАТО, связанные с трансформацией группировок США в Европе и размещением радиолокационных станций НАТО и США в Великобритании, Норвегии, Латвии, Литве и Эстонии. Открытие базы противоракетной обороны США в Польше и РЛС на территории Чехии. Мало похожие на добрососедские отношения России со странами Балтии и связанные с этим проблемы с проездом российских граждан, проживающих в Калининградском анклаве, споры по статусу "неграждан" в странах Балтии.

Приблизившейся к границам СНГ Североатлантический альянс, невнятно обосновывающий свое продвижение к Черному и Каспийскому морю и свои базы в Средней Азии. Настораживает и возможное развязывание нового вооруженного конфликта с Ираном, непосредственно примыкающего к южным границам СНГ. Включение все большего и большего количества стран в альянс существенно снижает внутреннюю устойчивость и дееспособность альянса в целом. Известно, что чем больше элементов в управляющей системе, тем сложнее управление и согласование действий, и снятие возникающих между ними противоречий. Решение Рижского саммита НАТО о развертывании ПРО не исключает использование элементов воздушного базирования на самолетах в разрешенных коридорах воздушного пространства для обеспечения деятельности войск НАТО в Афганистане. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Угроза ввода иностранных войск, в нарушение устава ООН, на территорию сопредельных государств.

Угрозы, связанные с возможными несанкционированными пусками одиночных ракет, в том числе и с ядерными боеголовками с территорий соседних стран, обладающих ракетными и ядерными технологиями, в том числе и с ядерными боеголовками с территорий КНДР, КНР, Ирана, Пакистана, представляют реальную, а не виртуальную угрозу для России. Между этими государствами налажено сотрудничество и обмен ракетными технологиями. Эти государства располагают ракетами средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии 2000 км. Территория России и Евразии находится в их зоне досягаемости и поражения.

Угроза со стороны так называемого "международного терроризма". Все увеличивающиеся угрозы исламского терроризма при финансовой поддержке его основных центров со стороны партнеров и союзников США - Саудовской Аравии и Пакистана. Масштабы терроризма требуют все большего вмешательства Вооруженных сил. Существующее мнение о том, что борьба с терроризмом - дело спецслужб, не совсем верно. Несмотря на транснациональный характер террористических угроз, за ними всегда стоят конкретные государства. Другими словами, за формально внутренней угрозой, фактически стоит внешняя угроза. Следует прямо сказать, что главную угрозу представляет исламский терроризм, основными спонсорами которого являются граждане Саудовской Аравии и Пакистана. Не меньшую угрозу для России представляет исламский экстремизм и радикализм. Исламский экстремизм с его непримиримостью к гражданскому светскому обществу и стремлением к его замене исламским, устроенным по законам шариата; не допускающий раздельного сосуществования государства и религии, и требующий единства мечети и государства; нетерпимостью к международному праву; опорой на методы дестабилизации ради продвижения своих целей, несет одну из наиболее сложных проблем в области безопасности. Последние десятилетия показали тенденцию "разворота исламского экстремизма" в сторону ранее закрытого для него пространства Крыма, Кавказа, Средней и Центральной Азии.

Не меньшую опасность для России представляет существование нежизнеспособных государств на границах России. Из них наибольшую угрозу для России представляет ситуация в Грузии, возглавляемая националистским руководством, не признающим права меньшинств на самоопределение. Оно неспособно самостоятельно существовать без иностранной помощи и решать созданные им же территориальные проблемы, не имеет рычагов влияния на ситуацию коррумпированности и самой крупной на территории СНГ организованной преступностью (треть руководства криминального мира СНГ составляют этнические грузины или выходцы из Грузии), вольготно себя чувствующей при грузинском договорном правосудии. Совет Европы отмечает, что Грузии не удалось выполнить в общей сложности 33 обязательства и рекомендации, взятые Тбилиси на себя при вхождении в Совет Европы.

Грузия на южном Кавказе стала испытательным полигоном для проверки в реальных боевых условиях теоретических положений натовской военной мысли и новых технологических наработок в области вооружений, совершенствования тактики

Док. 540190
Перв. публик.: 11.01.09
Последн. ред.: 21.01.09
Число обращений: 10

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``