В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Российскому обществу требуется декриминализация!` Назад
`Российскому обществу требуется декриминализация!`
"У всех здраво мыслящих людей не вызывает сомнения то, что многие ситуации, в которые попадает человек и которые приводят его к преступлению, существовать будут всегда. Можно сказать даже больше, уже сам по себе процесс, позволяющий выделить из нашей среды тех, кто причиняет зло, и применить к ним какие-то негативные санкции, по всей вероятности, служат важной социальной задаче в качестве её решения. Давно замечено, что выявляя и изолируя от общества лиц с девиантным поведением и прямых нарушителей закона, общество в каком-то смысле устанавливает границы, так называемого, законопослушного поведения. А предпринимая усилия с целью осудить и наказать нарушителей закона, общество способствует сплочению законопослушных граждан.

Но общество не должно забывать, что в пределах, обусловленых необходимостью квалифицировать отдельные действия, такие как девиантные, и наказывать отдельных правонарушителей, у общества всегда есть широкие возможности для манёвра. По всей вероятности, недостатка в правонарушителях не будет никогда. При этом всегда будет актуальной проблема - обеспечить такое положение вещей, при котором применение правовых санкций к правонарушителям, будет производиться на максимально возможной рациональной основе.

Эта цель труднодостижима из-за причин, одна из которых заключается в том, что сам процесс наказания уголовных преступников оказывает на эти лица существенное эмоциональное и психологическое воздействие. Есть точка зрения, что у всех людей существуют затаённые преступные желания и факт наказания действительного преступника позволяет законопослушному гражданину извлечь из этого назидательный вывод в отношении собственных побуждений.

Если бы мы позволяли преступникам оставаться безнаказанными, то по всей вероятности, было бы трудно сдержать и сидящее в законопослушных гражданах преступное начало. В психологии наказания есть и другая интрепретация - наказывая преступника, те кто это делает, получают законную в глазах общества возможность дать выход своей агрессивности.

Этот факт лежит в основе нашего интереса к преступлениям, который часто используется средствами массовой информации и служит базой для некоторых жанров литературы и кино. Скорее всего, он же является важным элементом, подсознательно заставляющий нас рассматривать уголовных преступников как некое исчадье ада и возбуждающим жестокую мстительность, которая сопровождается требованием предать преступника суду. Эти тенденции мы должны подавлять в себе, если хотим создать атмосферу, в которой станет возможной разумная политика в отношении преступности. Опасность состоит и в том, что многие нарушители уголовного кодекса могут стать в глазах других людей объектами, на которых они перенесут свои глубоко затаённые и неосознанные чувства обиды, досады и вражды.

Также надо помнить, что у преступности есть определённая экономическая функция. Очень многие люди живут за счёт преступлений, другие борятся с преступностью, изучают её или пишут о ней. Некоторые отрасли экономики получают от неё определённые прибыли. Многие товары и услуги обеспечиваются благодаря наличию преступности. Эта нелегальная деятельность с экономической точки зрения ничем не отличается от вполне законных попыток удовлетворения любого другого спроса. И в той мере, в какой доходы от подобной нелегальной деятельности помогают организованным преступным группам вкладывать капиталы во вполне легальный бизнес и в то же время начинать широкие программы квазилегальных финансовых сделок, образующаяся паутина взаимосвязей между преступностью и экономикой становится исключительно сложной и запутанной. И хотя было бы большой натяжкой утверждать, что и правоохранительные органы и законный бизнес, и даже криминологи в действительности хотят, чтобы преступность сохранялась и дальше, поскольку, они жизненно заинтересованы в этом, всё же нельзя полностью игнорировать и те мало заметные и исключительно разнообразные связи, которые существют между проблемой преступности и различными экономическими структурами. Эти связи являются частью того, что мы имеем в виду, когда говорим, что преступления, свойственные данному обществу, представляют собой ту цену, которую оно платит за желание построить социальный строй того или иного типа. И конечно, если люди вынуждены красть, то и преступность обретает, хотя бы частично, черты экономического феномена.
Эти функциональные аспекты преступности свойственны всем современным обществам. Они отражают те широкие рамки, в пределах которых могут предприниматься усилия, направленные на контроль за преступностью. Хотя преступность и не может быть полностью подавлена, есть много такого, что мы, как граждане, могли бы сделать, чтобы изменить общую её картину.

Для этого нам нужно сосредоточить внимание на специфических проблемах преступности в нашем обществе, вместо того чтобы пытаться определить общую природу преступности в абстрактных терминах. При формулировании политики, направленной на ослабление преступности, мы должны прежде всего проникнутся пониманием того, что наша нынешняя ситуация непосредственно отражает структуру и ценности современного российского общества.

Убеждение в том, что большинство уголовных преступников - это в принципе не обычные люди, вылилась у нас в опасную форму самообмана. Благодаря этому те, кому посчастливилось вести свою жизнь, не вступая в конфликт с законом, полностью самоустранились от всякой ответственности за преступления; взращённое же на этой почве моральное самооправдание нередко становится причиной сопротивления любой рациональной и гуманистической политики в отношении преступности. Конечно, верно, что в некоторых преступлениях отражаются какие-то личные проблемы совершающих их индивидов, однако возможность чисто психологического объяснения преступных действий, по-видимому, серьёзно ограничена. В той же степени и такие цели, как исправление и реабилитация личности престпника, не должны служить средством избежать ответственности каждого из нас за преступность вместе со всем обществом. Одним из следствий нашей склонности к подобной риторике была попытка возложить ответственность за решение социальных проблем на психологов и прочих специалистов в целом, хотя их профессиональной компетенции для этого явно не достаточно. Другим результатом является тенденция игнорировать материальные и процессуальные права индивида, когда мы совершаем какие-то действия, которые считаем необходимыми для защиты его же собственных интересов.

Таким же уклонением, пусть и основанным на благих намерениях, оказываются заявления о том, что главное, что нам необходимо, - это расширение научно-исследовательской работы в области преступности. Не утверждаю, что исследования не нужны. Ясно, что чем больше мы знаем о преступности, тем лучше мы можем её контролировать. Однако для политиков, которые предпочитают не поднимать неприятных вопросов и проявляют (по политическим, личным или каким-то иным соображениям) чрезмерную осторожность при выборе той или иной политики, призыв к новым исследованиям подчас означает весьма удобный выход из трудного положения. Но полностью ответить на все вопросы учёные никогда не смогут, да и врятли позволительно ждать от них ответа, ничего не предпринимая самим. Мы уже сейчас знаем о преступности достаточно много, чтобы предпринять серьёзные и в высшей степени разумные шаги, направленные на её сокращение.
Эти шаги следует предпринять в трёх главных направлениях: во-первых, в направлении изменения социальной структуры; во-вторых, в плане модификации социальных ценностей и приоритетов в российской жизни; в-третьих, в направлении большей избирательности в использовании уголовных санкций.

Что касается первого, то ни один думающий росиянин не может больше игнорировать тесной зависимости между нищетой, неравными социальными возможностями, чувством обездоленности и несправедливости, с одной стороны, и преступностью - с другой. Первой нашей задачей в попытках изменить положение с преступностью должна стать всеобщая и решительная атака на нищету и социальное неравенство. Особо подчёркиваю жизненную необходимость ликвидации главного источника преступности, коим является нищета.

Остро стоят вопросы о строительстве доступного жилья, детских садов и школ (особенно сельских), в предоставлении людям больших возможностей получить высшее образование, налаживании норальной работы системы здравоохранения, защите интересов потребителей и в юридической помощи малообеспеченным слоям населения.

Подлинная национальная политика обеспечения равных социальных и экономических возможностей для всех существенно сократит разрыв между нашими идеалами материального успеха и имеющимися у людей законными средствами для его достижения, - разрыв, который является первопричиной значительной части преступлений.

К сожалению некоторые слои нашего населения уже настолько укрепились в своей позиции отчуждения и враждебности, что какие бы реформы мы не проводили, серьёзно изменить их взгляды будет уже невозможно. И тем не менее нужно когда-то разорвать этот порочный круг. Мы не должны допустить, чтобы такое же отчаяние овладело и последующими поколениями.

Когда я упомянаю о попытках изменить теперешнее положение вещей, я не имею в виду, что программы роста доходов и улучшения качества жизни всех слоёв населения помогут решить все проблемы человеческой жизни. Хотя некоторые из них они позволят устранить. Также считаю, что не будет вполне достаточно традиционных бюрократических программ. Необходимы совершенно новые методы обеспечения основных человеческих нужд, причём такие, которые не унижали бы достоинства тех индивидов, которым была оказана помощь.

Проблема современных российских социальных ценностей, порождающих преступления, оказывается во многих отношениях гораздо более трудноразрешимой, чем проблема социально-экономического неравенства. В комплексном, быстро меняющемся, урбанизированном обществе традиционные органы социализации часто оказываются неспособными сохранить своё влияние на молодёжь и нередко сами ценности, которые они пытаются насаждать, не выдерживают критики. В то же самое время существует неясность в отношени того, что следует понимать под "современными российскими социальными ценностями". По всей вероятности, среди них есть и такие, которые сами по себе могут пораждать преступность. Особо подчёркиваю то, что хотя и необходимо возратиться к таким ценностям, как целостность личности, однако это будет во многом зависеть от того, насколько организованнными окажутся наши усилия, направленные на контроль и переориентацию структурных источников того, что можно назвать высшей аморальностью.

В этом отношении особую роль могут сыграть средства массовой информации, кино и телевидение, даже несмотря на то что их влияние на личные ценности и поведение индивидов в большинстве случаев проявляется незаметно и лишь спустя значительное время. Наиболее действенной реформой средств массовой информации, кино и телевидения являлась бы такая, которая акцентировала бы внимание не на борьбе с изображением преступлений, хотя какое-то уменьшение количества изображаемых сцен насилия было бы желательно. Гораздо большую опасность представляет собой то, что СМИ, кино и телевидение дают искажённую картину российской жизни и что они избирательно подходят к отражению общих жизненных ценностей. Следует убедить руководство СМИ, кино и телевидения или просто заставить их реалистичнее изображать российское общество, ослабить их чрезмерный акцент на противопоставлении "хороших людей" и "плохих людей" (причём не только в жанре детектива) и серьёзно сократить такие программы, в которых активно пропагандируются потребительское сознание и всеобъемлющий интерес к материальным ценностям.

С такой реформой тесно связана и необходимость строгого контроля над рекламой со стороны государства. Ненужное раздувание спроса на товары и откровенное искажение их сущности серьёзно способствуют созданию устойчивой атмосферы, пораждающей различные виды мошенничества в нашем обществе. Содержание рекламы может непосредственно влиять на характер определённых видов преступлений. Наряду с этим существует необходимость в усилении контроля со стороны государства за торговлей и прочим бизнесом, использующими в своей работе недобросовестные приёмы. Также надо придать законам, регулирующим деятельность руководства в данных видах бизнеса, большей строгости.
Применение уголовных санкций в этой области может иметь значительный сдерживающий эффект.

Традиционные источники моральных ценностей - семья, школа и церковь - безусловно, также могут сыграть значительную роль в общем стремлении утвердить идеалы целостной личности и честности в делах. Хотя сейчас наблюдается быстрое изменение в характере этих общественных институтов, за что их часто винят в общем упадке морали, тем не менее можно надеятся, что некоторые вновь найденные пути повышения их авторитета будут скорее способствовать, нежели снижать их эффективность. Так растущее осознание церковью необходимости заниматься насущными социальными и моральными проблемами, её подход к мирским заботам могут в конечном счёте дать ей более послушную паству и тем самым серьёзно повысить свою роль как инструмента социализации при решении задачи воспитания людей в духе высоких моральных принципов.

В такой же степени новый акцент на большую соотнесённость занятий в школе с интересами учеников, на уважение их личности, а также увеличивающаяся свобода каждого члена семьи в материальном и ином отношении окажут своё косвенное влияние на способность этих общественных институтов каким-то образов поощрять законопослушание.

Третьим, главным направлением, в котором мы должны двигаться, является необходимость проявлять большую осторожность в нашем уголовном законодательстве. Поскольку преступления в известном смысле "создаются" уголовным кодексом, мы должны критически проанализировать его наиболее существенные положения, обращая внимание на социальные выгоды и издержки применения тех или иных норм. Выступая за пересмотр законов, не утверждаю, что не надо продолжать глубокое исследование коренных причин преступности. Но в это же время мы должны делать хотя бы то, что можем, чтобы поставить под контроль именно вторичные аспекты этих проблем с помощью рациональных политических мероприятий. Достаточно лишь вспомнить об огромных масштабах, которые приняли имущественные преступления совершаемые наркоманами, чтобы понять, насколько значительными оказываются последствия неразумного законодательства в области уголовного права. Тот факт, что на спросе нелегальных товаров и услуг процветает организованная преступность, также побуждает нас принимать какие-то меры, чтобы разрушить этот пагубный цикл спроса и предложения.

Очень многое надлежит сделать для реформы институтов и практики уголовного права в России, причём таким образом, чтобы превратить их в более эффективные и справедливые органы контроля и пресечения преступной деятельности. Возникла серьёзная необходимость в общественном содействии главным управлениям правоохранительных органов, в большей профессиональности и улучшения качества работы правоохранительных органов и в более совершенных программах обучения личного состава правоохранительных органов; есть потребность в новых формах улучшения отношений между правоохранительными органами и обществом.
Особо подчёркиваю то, что обязательно надо отказаться от валовых показателей работы органов внутренних дел.

Требует существенной реорганизации и наша система судов, где нужно добиться сокращения излишней перегрузки делами и задержек в исполнении, найти правильные методы принятия решений в отношении особых проблем, обеспечить надлежащее и быстрое отправление правосудия для всех. Наконец, необходима глубокая реформа и в нашей уголовно-исполнительной системе, где в настоящее время имеются большие трудности, связанные с переполненностью следственных изоляторов (являющихся по сути тюрьмами) и исправительных учреждений (колоний), недостаточным финансированием, преобладанием устаревшего оборудования, недостаточной укомплектованностью постоянными кадрами, неэффективностью программ по перевоспитанию и исправлению осуждённых и пр.
Всё это требует немалых бюджетных средств, но какие-то меры нужно принимать уже сейчас, если мы действительно хотим добиться существенных изменений в положении тех людей, которые попадают в сферу деятельности органов уголовно-исполнительной системы. Нам понятно, что истинные причины преступности не могут быть устранены просто повышением эффективности или увеличением прозорливости аппарата правосудия.

Главный тезис данного предложения как раз и состоит в том, что мы должны по мере сил и возможностей отдавать приоритет такой политике, которая была бы нацелена на предупреждение преступлений, ибо, если уж быть до конца откровенными, наши попытки бороться с ними после их совершения нельзя назвать успешными, равно как и усилия "перевоспитать", "исправить" осуждённых к лишению свободы уголовных преступников. К тезису о необходимости делать упор на предупреждение преступлений (в самом широком смысле слова) хотел бы добавить положение учитывать следующие три важных момента, которые должны наполнить содержанием попытки исправить нашу политику в отношении преступности.

Первым из них является условие беспристрастного применения закона ко всем гражданам без исключения их социально-экономического положения в российском обществе. Об этом принципе много говорят, однако во многих случаях его больше признают тогда, когда закон нарушается, а не тогда, когда его соблюдают. Этот, пока ещё не слишком явный, идеал должен обрести большую реальность в решениях, устанавливающих виды уголовных преступлений, в тех процедурах, с помощью которых осуществляется правосудие, и в обращении с подсудимыми в судах и осуждёнными преступниками в исправительных учреждениях.

Второй, несомненно важной, предпосылкой правильной политики в отношении преступности в демократическом обществе служит обеспечение основных гражданских свобод, хотя их и стремятся всё время ограничить. Защитники "жёсткого" подхода к решению проблем преступности, по-видимому, забывают, что слишком ревностное исполнение законов иногда свидетельствует о серьёзном ущемлении индивидуальных свобод, которые мы так превозносим. Это отнюдь не требование "снисхождения" к преступникам, а всего лишь указание на то, какими должны быть руководящие принципы демократического правосудия. Мы должны сохранить уверенность в том, что будем гарантированы от возможного осуждения невиновного. И третье, наши попытки правильно оценить и рационализировать политику в отношении преступности всегда должны учитывать необходимость разумного использования тех ограниченных ресурсов, которыми располагают органы правосудия в России.

Также всё большее признание негативного влияния "клейма" преступника и пребывания в "исправительных" учреждениях определённо свидетельствует о том, что мы должны прибегать к этим мерам лишь в тех случаях, когда полностью убеждены в их социальной полезности.

Многое свидетельствует о том, что преступность в России не удастся снизить более или менее существенно до тех пор, пока мы радикально не изменим структуру и качество жизни. Уважение к закону и порядку не будет восстановлено, пока мы не добьёмся восстановления уважения к нашему обществу в целом.

Наша конфронтация с преступностью не принесёт успеха, если мы и дальше будем рассматривать её как сражение с какими-то внешними силами. Поскольку российские проблемы с преступностью в основном созданы нами самими, то у нас должны найтись силы справиться с ними и поставить преступность под надлежащий контроль. Этому, конечно, может помочь совершенствование нашего аппарата правосудия, но коренного улучшения положения оно не даст. Превращение нашего общества в менее криминализованное может стать реальностью, вероятно, только в том случае, если мы действительно готовы ликвидировать социальные и правовые источники преступности в России.

Проблема преступности представляет собой для российского народа один из важнейших аспектов социальной политики.

Главный источник преступности - очевидное противоречие между провозглашёнными идеалами равных прав и возможностей, с одной стороны, и упорным сохранением неравенства в главных областях нынешней социальной системы - с другой."

01 февраля 2007 года
Фаберже Виктор Анатольевич

Док. 540014
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 21.01.09
Число обращений: 128

  • Фаберже Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``