В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа Виктора Шендеровича с Владимиром Дашкевичем Назад
Беседа Виктора Шендеровича с Владимиром Дашкевичем
Виктор Шендерович: Мой сегодняшний собеседник. .. Про него можно долго рассказывать, - и я это сделаю, конечно, в процессе программы - но у него есть визитная карточка, по которой, я думаю, его узнают довольно быстро. (Звучит музыка к кинофильму о Шерлоке Холмсе).

Вы, я думаю, поняли. А кто не понял, ну что же, для тех сообщу, что рядом со мной Владимир Сергеевич Дашкевич, композитор.

Может быть, кто-то подумал, что у меня Шерлок Холмс в студии с доктором Ватсоном, но нет, нет.

Владимир Сергеевич, добрый день.

Владимир Дашкевич: Здравствуйте.

Виктор Шендерович: Вот как вы хорошо устроились, вас даже не надо представлять, можно поставить компакт-диск и все понимают, что это вы.

Владимир Дашкевич: Ну, вообще можно записать ответы на все интересующие вопросы, и тогда можно рассылать - и все будут знать, что я думаю по всем моментам нашей жизни. На самом деле, я каждый день думаю что-то разное.

Виктор Шендерович: Вот я и хотел сказать, что в этом отличие все-таки этой музыки, что она написана раз и навсегда. Это не для того, чтобы сказать вам приятное. Она действительно какая-то классическая. А злые языки даже говорят, что слышат там какие-то нотки Генделя.

Владимир Дашкевич: Злые языки начали это говорить на следующий день после выхода первой серии "Шерлока Холмса", и это были ленинградские музыковеды, которые поспорили. Они уже были продвинутые и знали, что это не Гендель, но один сказал, что это поздний Пересел, а другой сказал, что это ранний Бриттен.

Виктор Шендерович: Вы в хорошем промежутке оказались, Владимир Сергеевич.

Владимир Дашкевич: Да. Я был как раз в это время в Репино, в Доме творчества композиторов, под Ленинградом. И они решили разрешить этот спор, чтобы я честно признался, кто это. И тогда я честно, действительно, признался, что я сам написал - просто ввиду большой безграмотности (ну, не знаю я, что они там писали), пришлось самому сочинять. Тем более, в кино времени на размышления абсолютно нет.

Виктор Шендерович: Кстати, об этом. Режиссер фильма о Шерлоке Холмсе, Масленников, рассказывал мне легенду о создании как раз этой мелодии. Но лучше ее из первоисточника узнать. Как написали тему?

Владимир Дашкевич: Вообще-то, это в какой-то степени актуально для того места, где я нахожусь, потому что это тоже связано с радиостанцией, такой уважаемой радиостанцией, как Би-Би-Си. Масленников снимал картину, и он каждую субботу, когда был свободный день, звонил мне с утра и говорил: "Володя, вот на Би-Би-Си есть такая культурная программа, она выходит в пятницу вечером. Послушайте, там, кажется, такая музыка, которая нам нужна". Я каждый раз обещал, что, конечно, я послушаю, но проходила неделя до следующей пятницы - и конечно, я забывал. А он регулярно звонил, звонил, я все говорил, что я не слышал, не слышал. Наконец, на третий или четвертый раз в голосе режиссера появились металлические нотки, а это уже плохой признак, и тогда я просто взял телефон на длинном шнуре, поставил его к роялю и заиграл первое, что пришло в голову. Это была вот эта заставка

Виктор Шендерович: Заставка Би-Би-Си.

Владимир Дашкевич: Нет, я не услышал эту заставку.

Виктор Шендерович: То есть это уже была мелодия к фильму.

Владимир Дашкевич: Просто мне пришлось сыграть первое, что пришло в голову, чтобы отвести гнев режиссера, обвинения, что я халтурю, ленюсь и ничего не делаю. И Игорь тут же отреагировал, он сказал: "Возьмите карандаш и запишите, а то забудете". В этом была мудрость, потому что он понимал, что я все это сочинил тут же, сию секунду. Вот на тему об импровизации.

Виктор Шендерович: Вы хотите сказать, что это написано вот так вот: сел и заиграл.

Владимир Дашкевич: Вот так вот, сел и заиграл. А иначе он бы меня вышиб из картины, вот и весь "Шерлок Холмс".

Виктор Шендерович: У нас есть звонок. Да, мы вас слушаем.

Слушатель: Здравствуйте, Виктор Анатольевич. Это Анна Григорьевна из Москвы. Я вчера посмотрела передачу "Розыгрыш" с вашим участием, и мне эта передача показалась очень жестокой, очень неприятный остался осадок. А какое ваше впечатление?

Виктор Шендерович: Понимаете, какая штука, сам мой "Розыгрыш" был достаточно жесткий, но после того, как это произошло, я практически не сомневался по поводу того, чтобы дать разрешение, чтобы это показывалось в эфире. Дело в том, что для меня самого, конечно, это был огромный стресс и, должен сказать, серьезный стресс, но - я не знаю, как другим - мне было удивительно интересно (мы же себя со стороны не видим) увидеть себя в состоянии, когда я не знаю, что меня снимают, что на меня смотрят, что меня слушают. Увидеть себя в экстремальных обстоятельствах он-лайн, что называется, - для меня это было очень интересно.

Да, довольно жесткая структура программы. Я вообще не уверен, это вопрос для меня открытый, насколько это позволительно. Скажем, я знаю, что бывают случаи и могут быть случаи, безусловно, когда это может закончиться довольно плохо, но в моем случае все закончилось вроде бы ничего, я жив и узнал, как я себя веду в экстремальной ситуации.

Спасибо вам за сочувствие. Я когда смотрел на себя, мне это было самому очень удивительно и интересно, по крайней мере. Спасибо.

Продолжаем. Вот видите, новая тема появилась. Вас никогда не разыгрывали?

Владимир Дашкевич: Меня разыгрывали, как и всех, конечно.

Виктор Шендерович: Нет, вот так вот - всерьез, жестко?

Владимир Дашкевич: Ну, уж очень жестокого розыгрыша, я бы сказал, не было в моей жизни. Все-таки друзья меня разыгрывали, они это делают любя, так что больших потерь я не ощущал.

Виктор Шендерович: Вы, видимо, человек доброжелательный, насколько я вас знаю. Но вот когда я готовился к программе, почитал некоторое количество ваших интервью, и должен вам сказать, что они довольно жесткие, в частности по отношению, если можно так сказать, к коллегам, если вы считаете коллегами тех, кто пишет попсу.

Все-таки обычно люди говорят какие-то обтекаемые фразы, а вы говорите довольно не обтекаемо. Цитирую: "Наши попсовики выдают даже не третий, а тридцать третий сорт. 95 процентов отечественной музыки пишется в примитивном миноре, а это вредно для здоровья общества". Вообще, такая большая нелюбовь к попсе, причем такое, я бы сказал, классовое чувство, как у профессора Преображенского к пролетариату.

Владимир Дашкевич: Ну, как Преображенский в том фильме, к которому я писал тоже музыку, в "Собачьем сердце", говорит: "Ну не люблю я пролетариат". Я тоже не люблю попсу вообще.

Я считаю, что есть музыка, в которой есть проблема, и она может быть разная. Я лучше отношусь к какой-нибудь "Тату", которая несет какую-то проблему, и ее можно тысячу раз принимать или не принимать, но проблема есть. Она такая, какая есть, со всеми неприятными сторонами, которые они несут, но это не придуманные проблемы.

Попса, которая всегда находится на уровне "в жизни раз бывает 18 лет", так же, как 19, 20 и 70, она не несет вообще ничего. Фактически это иллюзия музыки и иллюзия сочинения. Но поскольку она действует на подсознание, а весь XX и XXI век - это манипуляции подсознанием, то естественно на массы это производит феноменальное впечатление.

Виктор Шендерович: По этому поводу есть замечательно злая и ироничная шутка. Известна формулировка, что блюз - это когда хорошему человеку плохо. Так вот есть продолжение, что попса - это когда плохому человеку хорошо.

Мы вернемся к этой теме после звонка нашего радиослушателя. Пожалуйста. Вы в эфире. Здравствуйте.

Слушатель: Виктор, я хотел высказаться по поводу вашего участия во вчерашнем телешоу. Антисемитизм не может быть предметом юмора. Завтра могут создать комедию о холокосте. Попрание национальных чувств одного человека является оскорблением для всей нации. После того, как вас разыграли таким образом, вы должны были возмутиться и не участвовать в дальнейшем в передаче. Создатели подобного сюжета и зрители, которым это понравилось, являются антисемитами. В противном случае на вашей национальности не акцентировали бы внимание.

В Америке психологи проводили опрос среди белого населения. Им задавали вопрос: в случае контакта с афроамериканцами у них это ассоциируется, что они встречаются с цветным

Док. 539873
Перв. публик.: 20.01.07
Последн. ред.: 20.01.09
Число обращений: 121

  • Дашкевич Владимир Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``