В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Неудобный Кабаидзе Назад
Неудобный Кабаидзе
Осень 1993 года. Мы сидели с Владимиром Павловичем Кабаидзе в его ивановской квартире. Разговор шел о главном детище жизни Кабаидзе - Ивановском заводе тяжелого станкостроения. Когда в начале 70-х он приехал сюда на должность директора, предприятие влачило жалкое существование.
Нет, станки выпускались. Только вот спросом у потребителей не пользовались, потому как представляли вчерашний день машиностроения. Кабаидзе поставил задачу максимум - освоить выпуск новых, конкурентоспособных на мировом рынке обрабатывающих центров с числовым программным управлением. По тому времени это была революция в станкостроении.
Примерно в 1984 году я почувствовал, что страна идет в тупик
Далеко не всем пришлась по вкусу идея Кабаидзе. Из Москвы зачастили ревизоры с проверками, возмущались чудачеством директора, строчили нелицеприятные справки. Он отвечал им "взаимностью". Взял да и предложил на Х1Х всесоюзной партконференции (в июне 1988 г.). "Перевести министерства на самоокупаемость". То есть предложил чиновникам не протирать штаны в кабинетах за государственный счет, а учиться зарабатывать деньги вместе с подведомственными предприятиями.Впрочем, к тому времени Кабаидзе мог позволить себе говорить что думал. Первые обрабатывающие центры из Иванова удивили специалистов. Их стали приобретать ЗИЛ и ГАЗ, авиационные заводы и предприятия космической техники. Ивановские станки появились на международных выставках в Брюсселе, Ганновере, Дюссельдорфе, Осаке... Они не только выставлялись за рубежом, но и активно продавались туда за валюту.А Кабаидзе не унимался. Он предлагает создавать совместные предприятия с зарубежными странами. Показывает пример в этом, включив в орбиту своего завода болгарских машиностроителей. Новаторство Владимира Павловича отмечено Государственной премией СССР, он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал Почетным гражданином города Иваново....Наш разговор в тот день заканчивался на грустной ноте. Помню, я спросил Владимира Павловича: почему он столь неожиданно ушел с завода?- Примерно в 1984 году я почувствовал, что страна идет в тупик, - сказал мне Кабаидзе. - Во время перестройки, когда общество было опьянено многомандатными выборами депутатов и первыми шумными съездами, я окончательно убедился: будущего у государства в таком виде нет. По-моему, никто о завтрашнем дне, техническом прогрессе не думает. Уникальное оборудование Ивановского станкостроительного завода оказывается невостребованным.Думаете, капитализм - это то, что в витринах да право хозяина уволить плохого работника? Черта с два!.. Когда я работал в Германии директором СП, потребовалось уволить 5-6 человек.Обычное, как у нас говорят, сокращение штатов. Оказалось, это далеко не так просто. Я хотел бы уволить , например, Ганса. Но у него 15 лет стажа, и за каждый год ему надо дать отступного - это 15 окладов. Да нашему директору порой 300-500 человек уволить легче, чем там пятерых. Так что и с этой стороны капитализм надо знать. Представьте, как трудно мне было перенести развал СССР, остановку сотен предприятий, безработицу, упадок жизненного уровня людей. Разве об этом я мечтал всю жизнь"? Такие вот мысли печалили знаменитого директора в конце жизни, которая оборвалась в 1998 году. http://www.rb4.ru/issues/2006/10/5/434/

 



Док. 539843
Перв. публик.: 20.01.07
Последн. ред.: 20.01.09
Число обращений: 135

  • Кабаидзе Владимир Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``