В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Тимофеев: Топор под компасом или антикризисная стратегия? Назад
Сергей Тимофеев: Топор под компасом или антикризисная стратегия?
В газете `Ведомости` опубликован меморандум, названный его авторами (Михаил Горбачев, Александр Лебедев, Владимир Рыжков, Владислав Иноземцев, Сергей Алексашенко) `Антикризисная стратегия: Выйти из кризиса вместе`.

Идея выходить из экономического кризиса кучно, т.е. вместе интересна уже тем, что ее авторы, очевидно, предполагают, что из кризиса можно выходить и по-другому, например, как в 41-м выходили из немецкого окружения – частями.

Интерес вызывает только название работы, но и сам ее текст. Он заслуживает пристального анализа, результаты которого предложены здесь.

Стратегия предполагает реализацию пятнадцати пунктов.

1. Отказаться от избирательного рефинансирования зарубежных долгов российских корпораций. Передача кредиторам, в том числе зарубежным, пакетов акций компаний-должников обеспечит приток капитала в страну и — в перспективе — повысит прозрачность и эффективность работы этих компаний. Нельзя спасать активы олигархов за счет налогоплательщиков.

Совершенно правильная мысль.

2. На единообразной основе конвертировать корпоративную внешнюю задолженность в суверенную через систему аукционов, на которых иностранные кредиторы могли бы обменивать корпоративные долги на евробонды РФ с погашением в 2020-2025 гг. Эта мера сэкономит золотовалютные резервы страны, высвободит существенные средства для текущих задач и сделает ненужной поддержку 150-300 компаний-`чемпионов`, которые на поверку могут оказаться неспасаемыми.

Стоп. Только что, в п.1. речь шла о том, что корпоративная внешняя задолженность становится достоянием зарубежных кредиторов, превращаемых таким образом в портфельных инвесторов.

А на самом деле что получается? А на самом деле предлагается ВСЕ частные (корпоративные) внешние долги сделать государственными.

Сегодня, государство получает в обмен на помощь долю в собственности и может выбирать, что нужно спасать, а что – нет. А в этом случае как? Спасаем всех?

И к тому же, позвольте, причем здесь я. Пока долги корпоративные, они не мои. Но как только они стали государственными – часть их становится моим долгом. Или это и называется: `Нельзя спасать активы олигархов за счет налогоплательщиков`.

3. Перейти к предсказуемой курсовой политике, направив сбереженные (от чего или от кого? – С.Т.) резервы на поддержку курса рубля в течение всей острой фазы кризиса. Это поможет бороться с инфляцией, сохранит вклады населения в банках и стабилизирует финансовую систему. В последующем, по мере выхода из кризиса, возможна замена принципа стабильности курса на безусловную предсказуемость его динамики.

В третьем предложении этого пункта Стратегии раскрывается то, что завуалировано в первом предложении: предсказуемая курсовая политика по мнению авторов, это стабильный валютный курс. От него нам предстоит перейти к курсу с БЕЗУСЛОВНОЙ его предсказуемостью (кто знает, что это такое?).

К чему приводит введение `безусловно стабильных` курсов валюты в реальных условиях, надо полагать, никому объяснять не надо. Отсутствие валюты в банках и разгул `черного рынка` - вот единственно возможный итог реализации подобных предложений.

4. Последовательно бороться с инфляцией.

Отметьте: не бороться, это уже было, а ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО бороться. Это, как все понимают, радикально и крайне эффективно воздействует на инфляцию.

Мы полагаем, что в сегодняшних условиях для сохранения высокой инфляции нет объективных оснований, за исключением неэффективного использования бюджетных средств, коррумпированности госаппарата и сохраняющейся монополизации большинства отраслей экономики.

Из содержания пункта 4 получается и бороться с инфляцией не надо, не последовательно не параллельно-последовательно. Нет причин (кроме авторами перечисленных и естественным образом исчезающих при реализации их предложений) для инфляции и все. Во всем мире причины есть, а у нас – нет.

5. Заморозить тарифы естественных монополий, отменить решения о существенном повышении с 1 января 2009 г. цен на газ, электроэнергию, а также транспортные и коммунальные услуги, так как крупные энергетические и транспортные компании в состоянии преодолеть кризис за счет снижения затрат и отказа от непрофильных активов.

"Крупные энергетические и транспортные компании в состоянии". У меня вопрос: откуда авторы это узнали? Почему авторы решили, что компании находятся `в состоянии`? Сами рассчитывали, или сказал кто?

6. Укреплять финансовую и банковскую системы, стимулируя консолидацию банков, развивая систему гарантирования межбанковских кредитов для оживления рынка межбанковского кредитования и отменив практику необоснованных преференций для госбанков и законодательно ограничив маржу при кредитовании предприятий и граждан. Провести тщательный аудит `системообразующих` банков аудиторскими организациями, нанимаемыми и оплачиваемыми надзорными органами.

И здесь вопросы. На каком уровне следует законодательно ограничивать маржу? А банки по `законодательно ограниченной марже` работать с населением будут, или их законодательно придется к этому принуждать?

Пункты 7 и 8 можно объединить. Здесь авторами представлен хороший, ядреный популизм.

7. Продолжать вливание ликвидности на внутренний рынок через поддержку граждан. Для лиц, потерявших работу или значительную часть доходов, списать до 20 000 руб. из сумм потребительских и иных кредитов, полученных ими до 1 июля 2008 г. Дотировать за счет государства выплаты по ипотечным кредитам, начиная со ставки в 10% годовых в рублях. Выделить необходимые для этого средства из фонда национального благосостояния.

8. Ввести систему страхования на случай потери работы, способную компенсировать не менее 70% утраченного заработка в течение девяти месяцев после увольнения с занимаемой должности, для работников, чья заработная плата была не выше 30 000 руб. в месяц. Распространить эту систему только на уволенных по сокращению штатов или в связи с реорганизацией фирмы.

Авторы меморандума предусмотрели кажется все, кроме одного: при нехватке средств в бюджете что следует делать с толпами граждан страны, обманутых такими щедрыми обещаниями?

9. Реализовать активную антимонопольную политику, признав, что развитие российской экономики невозможно при той степени ее монополизации, которая навязана действиями государства (в том числе и в ходе создания `госкорпораций`). Мы предлагаем до 1 июля 2009 г. ввести в действие в полном объеме комплекс основных антимонопольных мер, зафиксированных в acquis communautaire Европейского союза.

Чем далее, тем интереснее. Начнем с того, что acquis communautaire переводится, как `условия членства`. Обычно под этим термином, применительно к ЕС понимают Копенгагенские критерии - критерии вступления стран в Европейский союз, принятые в июне 1993 г. на заседании Европейского Совета в Копенгагене. Позднее (в декабре 1995 г.) они были подтверждены на заседании Европейского Совета в Мадриде. Таким образом, никаких действенных мер, ни основных, ни антимонопольных за красивым названием `acquis communautaire`, не стоит.

10. Сократить расходы федерального бюджета РФ и территориальных бюджетов в 2009 г. не менее чем на 15% к уровню 2008 г., в первую очередь за счет расходов на госуправление. Следует уменьшить численность работников органов государственного управления не менее чем на 25% к концу 2009 г.; ввести на 2009-2010 гг. полный мораторий на повышение их доходов.

Есть разные уровни популизма.

В п.10 Стратегии зафиксирован самый мерзкий из них: формирование представлений о работниках госаппарата, как о зажравшейся касте, которую необходимо изничтожать всякими способами Это прием гадкий и недостойный.

Уровень госуслуг в нашей стране - нижайший и идя по пути сокращения и удешевления аппарата мы придем к тому, что пенсионеры будут стоять ночами в очередях для того, что бы попасть на прием к чиновнику в Собесе.

Подобные предложения способны формировать небожители никогда не ходившие пешком.

11. Реализовать во всех без исключения системообразующих отраслях глубокие структурные реформы.

Российский автопром спасут не пошлины, ударив по карману россиян, а конкуренция и приватизация. Монополия государства на авиаперевозки не заменит конкурентного частного сектора. В сфере строительства необходимо срочно начать реализовывать программу индивидуального доступного жилья.

А какие реформы относятся к разряду `глубоких`? Те, которые уже идут, они не глубокие или недостаточно глубоки? У авторов Стратегии есть план реформ или им нечем было заполнить пункт под номером 11?

12. Объявить налоговые каникулы, отменить налоги на дивиденды и проценты по банковским вкладам, полностью освободить от налогов и проверок предприятия с числом занятых до 10 человек сроком не менее чем на два года. Повысить до 100 млн. руб. уровень оборота компаний, относимых к юридическим лицам, имеющим право на льготный режим налогообложения.

Догадайтесь с одного раза: на какое количество предприятий, при принятии этого положения, будет разбита фирма, насчитывающая сегодня 50 человек? Правильно – на пять.

13. Разработать и ввести до 1 июля 2009 г. прозрачную систему торгов по определению подрядчиков и поставщиков товаров и услуг для нужд государства и компаний, в капитале которых Российская Федерация и госкомпании участвуют не менее чем на 30%. Свободно допускать к этим торгам все российские и зарубежные компании, проявившие в том заинтересованность.

Чудесное предложение!

Во-первых, из него вытекает, что за полгода (даже меньше) можно что-то разработать, и не только разработать, но и `ввести`. Г-н Рыжков в Думе просидел четыре созыва. Почему не разработал? Проблема организации госзакупок в масштабах страны, кажется простой и легкой только для тех, кто с ней никогда не сталкивался.

А предложения подобные, изложенному в п.13 называются коротко и просто – маниловщина.

Во-вторых, `свободно допускать к торгам зарубежные компании, проявившие в том заинтересованность`, конечно, можно. Но в этом случае еще более актуальными станут предложения, изложенные авторами Меморандума в п. 7 и 8.

14. Немедленно отстранить от руководства компаниями и банками, получившими государственную финансовую поддержку, их нынешних руководителей. Провести проверку деятельности всех руководителей государственных компаний и банков, назначенных на свои должности ранее 1 января 2008 г. Ежемесячно заслушивать в Государственной думе отчеты о финансовом положении этих компаний.

И это правильно. Это по-большевистски. А выяснять причины ухудшения положения и выполнять предусмотренные Законом процедуры – будем потом, `в рабочем порядке`. А пока всех снимем. И кем заменим - нынешними заместителями обреченных руководителей?

15. Ужесточить меры антикоррупционной политики.

Пункт 15 комментировать нет возможности по причине его полной содержательности.

Резюме.

В разное время разные команды в открытых и неизведанных морях, попадали в сложные, экстремальные условия, теряли ориентиры. Самое худшее, что можно придумать в этих условиях, это давать советы капитану. И особенно вредно в этих случаях под компас подсовывать топор.


В газете `Ведомости` 16.01.2009, N6 (2276)

 



Док. 539289
Перв. публик.: 16.01.09
Последн. ред.: 19.01.09
Число обращений: 12

  • Тимофеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``