В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Репортаж с презентации книги `Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг.` под редакцией Ю.М. Батурина Назад
Репортаж с презентации книги `Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг.` под редакцией Ю.М. Батурина
Презентация прошла 5 ноября 2008 г. в Московском физико-техническом институте

В книге представлены редкие фотографии и рассекреченные документы, рассказывающие об истории развития советской космонавтики со дня принятия в 1946 году Постановления Совета Министров СССР "Вопросы реактивного вооружения", положившего начало созданию космической отрасли, и до 1964 года.

Книга выпущена издательством "РТСофт".

Презентацию книги в стенах МФТИ провели 5 ноября выпускник ФАКИ, космонавт Юрий Батурин и представители издательства "РТСофт". Прежде чем перейти к обсуждению книги, Юрий Михайлович вкратце рассказал об этом издательстве, специально основанном в 2003 году для выпуска исторических, научных и научно-популярных изданий из области российской авиации и космонавтики.

Книга "Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 гг." не только предлагает читателю свод редкого исторического материала, но, главное, дает ответ на один предельно важный вопрос. Почему получилось так, что после второй мировой войны страна, в буквальном смысле слова, лежащая в руинах и не имеющая свободных ресурсов, испытывающая физический дефицит квалифицированных кадров, институтов и школ, смогла за относительно короткий срок преуспеть в космонавтике и уйти далеко вперед с огромным отрывом от других держав? А с девяностых годов наша страна, если и лежит в руинах, то лишь в переносном смысле, имеет значительные материальные ресурсы и высококвалифицированные кадры, однако никаких крупных успехов в космонавтике не наблюдается. Почему?

В поиске ответа и состояла главная задумка Ю.Батурина, как редактора и составителя книги. Определённая интрига этой книги состоит в том, что многие документы описываемого периода до сих пор не рассекречены. Однако даже то, что удалось опубликовать, позволит вдумчивому читателю совершенно по-новому посмотреть на историю и современное состояние практической космонавтики.

Например, вот одна интересная деталь, подмеченная Ю.Батуриным: в приведенных в книге постановлениях Коммунистической партии СССР и правительства довольно часто встречаются ссылки на физические величины и технические параметры. Возможно, это удивит тех, кто ожидал в подобных документах увидеть только лозунги и воззвания или неопределённые обещания "развивать космонавтику", как это практикуется в настоящее время.

Какой же ответ дает книга? Он прост: успех советской космонавтики был обусловлен политической волей руководителей страны, тщательным планированием всех этапов работ и сроков их исполнения, закрепление чётких зон ответственности за ведомствами и предприятиями. Индивидуальные таланты всех вовлечённых в процесс людей удалось тогда умело объединить и целенаправленно использовать для прорыва в космос.

Участники презентации задавали Юрию Михайловичу много вопросов, в том числе напрямую к книге не относящихся. Например, в чем основные преимущества (или недостатки) создаваемой Международной космической станции над отечественной станцией "МИР"? По мнению Батурина, главным недостатком МКС являются ее размеры: на поддержание жизнеспособности и управление станцией уходит очень много драгоценного времени, его практически не остается на науку, ради которой, собственно, МКС задумывалась. Юрий Михайлович опроверг информацию о том, что "МИР" был затоплен из-за нехватки денег - денег на МКС уходит не меньше.

Информация о том, что "МИР" устарел, тоже содержит в себе много лукавства. "МИР" был сконструирован гениально, он состоял из отдельных модулей. Благодаря их поэтапной замене советская станция могла жить вечно. Основной же причиной ликвидации "МИРа" стало отсутствие стратегической концепции его использования.
Из перспектив развития космонавтики Юрий Батурин указывает на проблему средств выведения на околоземную орбиту: в настоящее время масса полезной нагрузки не превышает 4% от массы ракеты. Отсюда и высокая цена выведения в космос объектов. Однако еще Циолковский писал, что когда-нибудь люди перестанут возить рабочее тело реактивного двигателя с собой, а будут брать его из воздуха. И подобные разработки уже ведутся в некоторых странах. Например, "Lightcrаft" - "световой корабль" с фокусирующим зеркалом в нижней части. Его принцип действия заключается в том, что с поверхности Земли светит очень мощный лазер, луч которого, сфокусировавшись, вызывает ударную волну. Если правильно подобрать параметры, то процесс можно создать квазистационарную волну, которая и толкает космический корабль.

В настоящий момент лазеров необходимой мощности не существует. Но прогресс не стоит на месте, и если этот проект состоится, то процент полезной нагрузки может составить 30-40% от веса ракеты и цена вывода грузов на орбиту будет на порядки меньше.

На презентации книги присутствовало много младшекурсников ФАКИ. Большинство из них впервые так близко общались с космонавтом. Возможно, после встречи с Юрием Батуриным, человеком от Космоса, они еще больше убедились в правильности своего профессионального выбора. Конечно, космическую технику можно изучать не только на Физтехе, но наш институт даёт уникальную возможность запросто общаться с ведущими деятелями науки, техники, политики. А новая книга о космосе оказалась, как мы убедились, прекрасным поводом для такого общения.

Иван Завьялов, аспирант ФАКИ,

Источник: газета "За науку" 22.11.2008

viperson.ru

Док. 539164
Перв. публик.: 22.11.08
Последн. ред.: 03.12.10
Число обращений: 80

  • Физтех
  • Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964 годов

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``