В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Странник на маленьком плоту Назад
Странник на маленьком плоту
Это интервью Юрий ЛОЗА дал нашему корреспонденту перед единственным концертом, который несколько раз откладывался.

В лихие годы перестройки, на которые пришелся пик его сольного творчества, не многие исполнители были популярнее Юрия ЛОЗЫ. И в постперестроечное время, когда, казалось, он ушел в тень, его не забывали. Он не прекратил ни сочинять, ни исполнять, ни записывать альбомы - он никуда от нас не уходил.

Так и остался в наших душах - одинокий странник "на маленьком плоту", на котором каждому из нас хотелось бы уплыть "сквозь бури, дождь и грозы" в мир "счастья и покоя". Композитор, поэт и исполнитель, Лоза написал много песен, среди которых такие известные, как "Исполнительный лист", "Пой, моя гитара", "Посвящение Высоцкому", "Песенка проститутки", "Мать пишет". Но на каждом его концерте зрители ждут и просят легендарный "Плот". Так случилось и на этот раз.

Я умею мечтать

"Плот" не мог появиться случайно. Надо было быть личностью, надо было быть поэтом, наделенным искрой Божьей, которая называется талант, чтобы сочинить такие строки.

- Как-то не верится, Юрий, что вам через пять лет "на пенсию"! Казалось бы, совсем недавно еще вы пели: "Вот мне и стало за тридцать - самое время мечтать". Не миновало ли это время? И меняются ли мечты с возрастом?

- Мечты с возрастом приобретают характер конкретных дел и желаний, уже не хочется перевернуть мир и кого-то осчастливить, все стало гораздо прозаичнее.

- Как вы относитесь к нынешнему увлечению "ретро", на волне которого с колоссальным успехом проходят концерты в стиле дискотек 80-х? Можно ли считать ваше возвращение на большую сцену данью этой моде?

- Я себя "ретро" не считаю, поскольку и не переставал писать песни, но если людям нравится старый репертуар - надо им его и давать. Мы же для них работаем.

Совсем недавно я принимал участие в съемках программы "Дискотека 80-х" в концертном зале "Олимпийский", и в компании таких звезд, как, скажем, "Каома" со своей знаменитой "Ламбадой", Риккардо ФОЛЬИ и ПУПО, Томас АНДЕРС ("Модерн Токинг"), нашлось место и для меня. Нормально?

- Вписываетесь ли вы в современный шоу-бизнес? Принимаете ли его правила?

- О современном шоу-бизнесе в двух словах не скажешь, но я стараюсь быть рядом, самое удобное место - "откидной стульчик в хит-параде": никто не сгонит и можно посматривать на "тусовку" свысока.

Сейчас на эстраде поколение "пользователей". Если в 80-е годы все как-то пытались удивить собственной программой, песнями, все что-то изобретали, что-то писали, то нынешнее поколение пользуется наработанным раньше. Они берут опробованное содержание, заворачивают в новую упаковку - и продают. Используют. Поэтому сейчас, в данный момент, творцам живется не очень хорошо. Новый материал никого не интересует. Я пишу песню, а мне говорят: зачем ты ее написал? Она не вписывается в формат, она никому не нужна.

Сейчас я написал великолепную песню про Новый год, которую не крутят в эфирах и которую не удается снять ни в одной новогодней программе. Потому что надо встать в очередь и заплатить деньги, чтобы показывать себя по телевизору. Абсолютно никого не интересует, хорошая эта песня или плохая.

Есть такое понятие, как эфирная сетка. В ней расписано, сколько надо заплатить за какой эфир и в какой программе. Зато любая бездарь может раскручивать себя - были бы деньги. Появилось даже такое понятие, как "поющие кошельки". Любовница богатого человека может стать популярной, даже если она без слуха и без голоса.

Момент истины

- Расскажите историю создания вашей самой знаменитой песни "Плот". Вы же согласитесь со мной, что она стала вашей визитной карточкой?

- "Плот" появился, как и все остальное. Писал, писал и - написал. В 1982 году, на коленке, у моря, на гастролях. Правда, дорабатывал я ее потом еще около года, поэтому она так "вылизана" с точки зрения стиля и формы.

Я никогда не думал, что эта песня будет выделяться из остальных. Но так случилось. Видимо, она появилась в нужное время и затронула нужные струны. Это хорошая песня. Если б она была плохой, я б не любил ее исполнять.

- Как сочиняются песни? Я понимаю, что это трудно, но опишите "момент истины в творчестве". Как рождаются строки, как к ним приходит мелодия? Я читала в вашей биографии, что в молодости вы сочиняли даже в тамбурах электричек. Какие условия вам нужны для творчества сегодня? Или вы остаетесь человеком неприхотливым?

- Я сочиняю, отталкиваясь от идеи: есть хорошая идея - есть повод работать, если находится достойная воплощения тема, то при должной усидчивости можно почти гарантировать хорошую песню.

А вообще сейчас сочиняются "фишки". Мне говорят знающие люди: сначала придумай фишку, а потом сочиняй песню. Фишка - это может быть какая-то фраза или возглас типа "джага-джага" или "муси-пуси". Вот такое надо придумать, потом к этому придумать ритм, чтобы "покатило". То есть "барабанная структура", потом на нее накладываются все остальные инструменты А если просто хотите написать песню, которую будете слушать сами, тогда пишите так, как мыслю я. А я раньше песни писал, да и сейчас пишу - по-другому. Сначала рождается идея, потом она воплощается в ритме, потом развивается в мелодии и в тексте.

А оно вам нужно?

- Когда-то вы мечтали об открытых дверях, за которыми вам "верят, любят и ждут". Эта ваша мечта сбылась? Кто вас ждет дома?

- Теперь уже много кто: жена, сын, кошки, собаки, рыбки Как-то само собой получилось - оброс скарбом и живностью "под самую завязку".

- Одиночество, на мой взгляд, непременный удел творческих людей. Очень часто они бывают одиноки даже в многолюдной толпе, среди друзей, близких, родных и любимых людей. Как вы относитесь к этому состоянию? Любите ли вы его?

- Сложно ответить. Для разных дел существует разная требуемая степень одиночества. Хемингуэй сказал: "Очень хорошо быть одному, но обязательно должен быть кто-то, кому можно было бы рассказать, как хорошо было одному".

Одиночество - самое благоприятное состояние для творчества. А исполнять сочиненное лучше вместе. Одному, допустим, невозможно заниматься сексом. В противном случае это уже называется по-другому. В общем, одиночество - это такое состояние, которое для чего-то хорошо, а для чего-то - не очень.

Я работал в кабаках

- Вы были рождены "сольником", и любой опыт вашего сотрудничества с ВИА для вас удачным не назовешь. Они-то, конечно, выигрывали и зарабатывали, но что это давало вам? Даже прописку, не говоря о квартире, Бари АЛИБАСОВ вам в Саратове не сделал. А Слава АНГЕЛЮК из ансамбля "Примус" просто присвоил себе вашу первую запись. Оглядываясь назад, вы не жалеете о том, что сотрудничали с ВИА?

- В природе нет сослагательного наклонения, я не знаю, "что было бы, если бы" - так получилось. Я и сейчас люблю работать с группой и, кстати, с группой же собираюсь в скором времени приехать снова в Пермь, причем я в этой группе отнюдь не последнее лицо как музыкант.

- Вы начинали как ресторанный певец. "Кабацкий" опыт что-нибудь дал для жизни?

- Я долго работал в ресторанах. Кабак - великолепная школа. Когда поешь тысячу песен на разных языках, невольно проникаешь в различные культуры и стили. Я был солистом, у меня сохранились три толстенных "талмуда" тех времен, где записано около тысячи песен. Я семнадцать только греческих песен пел!

- Как вы отдыхаете? Существует расхожее мнение, что мужчина - раб трех "т": тапки, тахта, телевизор. Это про вас?

- Задающий вопрос уже знает ответ, как минимум, процентов на восемьдесят. Да, я люблю поваляться на диване, он уже принял мою форму; и все труднее заставлять себя что-то делать сверх необходимого. На самом деле любой мужчина любит уют и комфорт. Те, кто горят на работе, - ненормальные. Человек сам по себе достаточно ленив. Согласен со словами актера Стивена СИГАЛА: "Я трудоспособный по необходимости, а ленивый до самозабвения".

Все абсолютно такие. Работают столько, сколько надо. Кто-то больше, кто-то меньше. Но сказать, чтобы творчество перешибало все остальное?.. Я считаю, что это глупость. А ради чего работать? Чтобы сгореть на работе?

- Но, может быть, для того чтобы сочинять новые песни?

- Не з

Док. 538646
Перв. публик.: 15.12.08
Последн. ред.: 15.01.09
Число обращений: 87

  • Лоза Юрий Эдуардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``