В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политические аспекты взаимоотношений крупного бизнеса и региональной власти Назад
Политические аспекты взаимоотношений крупного бизнеса и региональной власти
После масштабных общественных потрясений начала 90-ых годов прошлого века власть в российских регионах оказалась в руках профессионального чиновничества. Персонально эту власть олицетворяли представители прежней, дореформенной элиты, лишь незначительно разбавленные выдвиженцами демократической волны. Тогдашний бизнес не стремился контролировать власть. Перед ним стояла задача первоначального накопления, подразумевавшая овладение конкретными объектами с минимальными затратами. Такая задача требовала эпизодических локальных контактов с представителями региональной власти. Потребность подчинить эту власть себе крупный бизнес ощутил позже.

Сегодня процесс перехода реальной власти в регионах под контроль капитала в самом разгаре, и можно выделить два основных пути, по которым этот процесс протекает. Первый путь - подчинение руководства территории и значительной части политической элиты интересам конкретного хозяйствующего субъекта. Второй - делегирование на руководящие посты в регионе непосредственных представителей той или иной крупной компании во главе с кем-то из ее первых лиц.

Оба эти пути успешно освоила "Сибнефть". Сначала она установила контроль над чрезвычайно важной для своего бизнеса Омской областью, причем осуществила это через первоначально независимого от нее губернатора Леонида Полежаева. Сегодня Полежаев больше, чем стратегический союзник "Сибнефти". Любой союзник, в перспективе, может разорвать союз, руководствуясь собственными интересами, но Полежаев настолько плотно связан с компанией, что подобный сценарий для него просто не просматривается.

Чукотский автономный округ стратегически куда менее важен для "Сибнефти", однако именно там выдвинулся в губернаторы олигарх Роман Абрамович. Это не случайность: лидерам крупного бизнеса намного проще одерживать личные победы в малочисленных регионах. И не в том даже дело, что там легче "всех купить", - разница между "крупными" и "мелкими" регионами заключается в позициях элит. В "крупном" регионе со значительными финансовыми оборотами элиты чувствуют себя достаточно комфортно и воспринимают появление "варяга" как угрозу стабильности и собственному благополучию. В небольшом же регионе с более вялой экономической жизнью элиты связывают с приходом представителя крупного капитала надежды на общее оживление и, как следствие, на новые возможности для себя.

Новое слово в борьбе крупных компаний за регионы сказала группа "Интеррос" и ее кандидат Александр Хлопонин. Сначала столичный олигарх легко снискал симпатии немногочисленного населения Таймыра. Затем, "Интеррос", возможно, и намеревался пойти по пути "Сибнефти", однако с красноярской краевой элитой давно и небезуспешно заигрывал сильный конкурент - группа "Русский алюминий". Оставался единственный выход - запутать, перессорить и "сломать" краевую элиту, с чем Хлопонин и справился, создав прецедент личной победы представителя большого бизнеса на выборах главы крупного региона. Насколько эффективна эта тактика, покажет время - ведь стать губернатором еще не всегда значит взять регион под контроль. Сегодня Хлопонин сталкивается с серьезным противодействием в крае, вынужден продолжать собственную PR-кампанию, а его перспективы - тема отдельного исследования.

Существуют и такие регионы, в которых лидирующая ФПГ настолько укоренилась в роли хозяина, что может позволить себе менять губернаторов по собственному усмотрению. Ярким примером является Волгоградская область, где ЛУКОЙЛ длительное время обеспечивал сохранение власти за губернатором Николаем Максютой. Сегодня очевидно, что Максюта не сумел противостоять ползучей экспансии основного конкурента нефтяников в регионе - группы МДМ, и ЛУКОЙЛ явно отказывает ему в поддержке. Кто будет новым кандидатом компании, пока не ясно. Однако не приходится сомневаться, что ставка будет вновь сделана на представителя местной элиты, а шансов у соперников нового выдвиженца на выборах практически не останется.

Зато крупнейшая компания Липецкой области - Новолипецкий металлургический комбинат, весьма заметная даже на федеральном уровне - долгое время вообще не участвовала в местной политике, резонно считая, что любой власти придется с ней дружить. Все изменилось с приходом на пост председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина. Размяв мускулы на выборах в Липецкий горсовет, Лисин попытался бросить вызов крепкому губернатору Олегу Королеву. Но сказался недостаток политического опыта. Королев не стал доводить дело до рукопашной, он обыграл Лисина на аппаратном и информационном полях, вынудив оппонента отказаться от выдвижения своей кандидатуры. Впрочем, уже после этого Лисин провел своего человека на пост мэра Липецка, и сейчас, очевидно, готовится к новой схватке, изучая опыт коллег по крупному бизнесу.

Перейдет ли большинство российских регионов под контроль крупного капитала? Или дело ограничится лишь теми территориями, которые представляют особый интерес для добывающих отраслей? Или старая бюрократия и новая каста силовиков сумеют повернуть этот процесс вспять? Ответы на эти вопросы, скорее всего, станут очевидными по завершении электорального цикла 2003-2004 г.г. Грядущие выборы руководителей более чем шестидесяти субъектов Федерации, несомненно, впишут новое слово в историю взаимоотношений крупного бизнеса с региональными элитами.

Чижов Георгий Львович

Заместитель генерального директора Института региональных проблем

www.council.gov.ru

Док. 538542
Перв. публик.: 14.01.05
Последн. ред.: 14.01.09
Число обращений: 195

  • Чижов Георгий Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``