В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С Т Е Н О Г Р А М М А `круглого стола` Комитета по вопросам местного самоуправления на тему: `Практика реализации законодательства о местном самоуправлении` Назад
С Т Е Н О Г Р А М М А `круглого стола` Комитета по вопросам местного самоуправления на тему: `Практика реализации законодательства о местном самоуправлении`
Председательствует председатель Комитета по вопросам местного самоуправления В.С.Тимченко.

Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня проводим заседание "круглого стола", и сегодняшний день, несмотря на рабочее состояние, омрачён одним событием. Сегодня, вы знаете, проходят похороны Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, поэтому я предлагаю почтить память его кончины вставанием.

(Депутаты и участники "круглого стола" встают. Минута молчания.)

Прошу садиться.

Тем не менее жизнь продолжается и нам необходимо сегодня рассмотреть ряд вопросов, связанных с жизнедеятельностью наших муниципальных образований, наших граждан Российской Федерации. И очень приятно, что сегодня впервые, видимо, в истории Государственной Думы проводится "круглый стол", посвящённый достижениям и опыту деятельности одного из крупнейших муниципальных образований Российской Федерации, муниципального образования города Новосибирска.

Данный "круглый стол" проводится в соответствии с решением Председателя Государственной Думы. И проводя этот "круглый стол", мы проводим по его поручению это мероприятие.

В работе нашего заседания принимают большое количество экспертов, руководители муниципальных образований. В первую очередь, это руководитель муниципального образования города Новосибирск.

Я думаю, что сегодня нам предстоит услышать и опыт наших коллег новосибирцев, и мнение, позицию экспертного сообщества, представителей министерств, комитетов, как нашего, так и других комитетов, наших соратников. Поэтому, я думаю, что результатом сегодняшнего рассмотрения будет некий документ, а именно, рекомендация нашего "круглого стола", которую мы сегодня с учётом сегодняшних выступлений, с учётом обсуждений, с учётом мнений экспертов и представителей муниципального сообщества затем распространим и направим в Администрацию Президента Российской Федерации, правительство, муниципальным организациям с точки зрения дальнейшего изучения, распространения передового опыта. А я уверен, что такой опыт у новосибирской муниципальной общественности есть, и не только в масштабах всего образования, но и внутри структурного деления. Есть, уверен, я не буду забегать вперёд, об этом наверняка Владимир Филиппович сегодня в своём выступлении расскажет.

И необходимо отметить, что, помимо того, что Новосибирск сам по себе крупнейший город в Зауралье в Российской Федерации и, как я уже говорил, один из крупнейших муниципальных образований, это ещё и центр ассоциации сибирских и дальневосточных городов, которые также возглавляет Владимир Филиппович. Я думаю, что, в том числе, обсуждая вопросы муниципального развития, мы можем осветить вопросы межмуниципального сотрудничества в рамках вот этой ассоциации.

Сегодня мы немножко регламентируем время, потому что мы должны будем через полтора часа освободить это помещение. Но я думаю, что если мы конструктивно и без особых таких отвлечений и лирических отступлений, проведём нашу дискуссию и обсуждение, то мы сможем выработать нормальный реальный документ, который позволит нам в дальнейшем руководствоваться, как законотворческой деятельностью, так и практической деятельностью муниципальных образований.

И в связи с этим я предлагаю следующий формат нашей работы. С выступлением, докладом до 20 минут. Владимир Филиппович, нет возражений? Да, в выступлениях, прениях до 7 минут. С учётом, если будут справки, вопросы, просьбы, не перебивать, а записывать вопрос, потом либо будет время предоставлено сразу после доклада, либо после выступлений будут, если у вас практические вопросы. И потом подведём итоги, обменяемся, в конце концов, мнениями и примем некие проектные их рекомендации.

По порядку, по формату работы нет возражений, уважаемые коллеги? Ну если не возражаете, тогда разрешите предоставить слово Городецкому Владимиру Филипповичу, главе муниципального образования, город Новосибирск. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон, чтобы у нас была запись и могли...

Городецкий В.Ф. Спасибо, Вячеслав Степанович.

Уважаемые коллеги! прежде всего, хочу поблагодарить комитет за представленную такую возможность сегодня вот в таком круге обсудить, провести этот "круглый стол" по этой теме.

Я хочу сказать, что мы не обижены судьбой, у нас есть возможность, было много раз участвовать в "круглых столах", которые проводит Комитет по местному самоуправлению. Я всегда это активно делал и председатель городского совета Надежда Николаевна, мы всегда считали своей обязанностью поделиться своими соображениями, видениями, обобщить, почувствовать опыт других и так далее.

Но я думаю, что сегодня принципиально, что мы в рамках развития местного самоуправления обсуждаем, вообще, тему "Переход городов на режим устойчивого развития".

Я бы хотел, вот эта тема так обозначена моего выступления, думаю, это принципиально важно. Вот если бы не было 131-го закона, как такового, поверьте, сегодня не было бы предмета для разговора о развитие городов. Мы бы говорили о куче проблем, которые есть в жизни каждого муниципального образования, мы бы говорили о самых насущных проблемах, но о стратегии развития у нас не было бы основания говорить. Это была бы теория, голая теория.

131-ый закон базовый. Мне думается, в чём его преимущество, он создал основу всё-таки для стратегии развития. Почему?

Во-первых, распределены, закреплены полномочия. Так, не так, где-то что-то есть, это есть вопросы доработки, не более того. Я думаю, что если не в полной, так сказать, но в основе закреплены базово-финансовые полномочия, обеспечивающие реализацию тех полномочий, которые за нами закреплены. И ряд других таких базисных направлений.

Поэтому в связи с этим я смело говорю, и на базе города Новосибирска сегодня мы уже имеем возможность в рамках своего бюджета, не в рамках философии, что нам Федерация будет помогать в развитии, я говорю пока в рамках, как и другие города, в рамках своих возможностей, когда в бюджете уже появился бюджет развития, хоть небольшой, но есть. Вот туда можно уже планировать стратегию, планировать приоритеты и так далее.

Поэтому, я думаю, что эта тема принципиальна для городов, не для всех, в основном для всех центров субъектов Федерации, потому что такие города, как наш, Екатеринбург, Красноярск, многие другие, мы сегодня обеспечиваем, являемся центром экономики субъекта даже Федерации, в том числе и страны. Поэтому эта тема для нас просто актуальна, и понимать её, какие мы перспективы имеем в дальнейшем, это очень важно.

Мы понимаем, что муниципальная политика должна соответствовать интересам региона, интересам страны, то есть быть ресурсосберегающей, направленной на удержание рационального эффективного использования главных городских ресурсов, это человеческого капитала, прежде всего, и территорий, поскольку ... сегодня мировое разделение труда приходится расплачиваться утечкой мозгов, капитала и земельных ресурсов. И это сегодня присутствует.

Мы занялись стратегическим планированием. Я очень коротко попытаюсь всё-таки ещё раз напомнить, какой путь мы прошли, придя сегодня к стезе, когда уже говорим о стратегии, когда реализуем стратегический план. Мне думается, убеждён по опыту разработки стратегического плана города Новосибирска, а этот опыт немалый, мы начинали, как пионеры. Мы много раз в этом направлении, когда приступили, как понять, как построить разработку стратегического плана, обращались к опыту и мировому, и нашему российскому. Мы в течение пяти лет взаимодействуем с Леонтьевским центром, который является центром общестратегического планирования в России, и во всех конференциях, во всех семинарах участвуем. И много черпнули от практики Леонтьевского центра. Поэтому выстроили стратегию по особой подготовке.

Почему нам нужно было? Мы начали заниматься стратегией с 1998 года. Наверное, всем не надо напоминать, это период того кризисного, почти финала кризисной ситуации, когда, например, для Новосибирска это было 70 процентов падения промышленного производства в виду, что не получили оборонного заказа. Поэтому для нас было принципиально важно искать выходы из создавшегося положения. И нужно было приступить к сценарию будущего нашего города.

Сначала мы сделали такой нормативный прогноз, который назвали концепцией социально-экономического развития на первое 10-летие XXI века, в котором были предложены сценарные варианты перехода от выживания к развитию. Вот так поэтапно мы понимали своё место и свою этапность развития, и поэтапно определили наши перспективы до 2020 года.

Главная особенность нашего стратегического плана это заложенная в нём ориентация на базовые ценности и ценностные установки жителей города. Образ будущего Новосибирска мы сформировали, как город для человека.

В чём особенность разработки стратегии? Мы его разрабатывали два с половиной года. Многие мои коллеги тогда ещё с сарказмом некоторые, ну, что же вы так долго, можно за полгода? Я говорю, можно и короче. Можно за три месяца сделать заказ нашему институту экономики, который величайше разрабатывал программы стратегии союза и так далее, сделают за три месяца. Но мы пошли по другому пути.

Мы два с половиной года были в дебатах с городским сообществом, не боюсь этого слова. Мы провели 114 "круглых столов", где спорили с представителями городского сообщества: какие ценностные установки мы себе ставим на следующий этап развития города? Какие цели хотим достичь? Какие индикаторы при этом определяем? А самое, главное какие механизмы реализации этой стратегии мы сумеем найти?

Притом опять в основу ставим, что не потому что благосклонен нам станет федеральный центр, там нормативы измерить - нет. Мы рассчитывали на тот ресурс, который свой есть. А если что-то изменится в межбюджетных отношениях, но это будет плюсом нам - не более того. Вот так вот.

И таким образом, я вам хочу сказать, мы получили документ общественного согласия. Поверьте, это не пафос слов. Когда за два с половиной года мы нашли объединение взглядов бизнеса, жителей города и власти. Вот чем отличает этот документ.

Наконец, этот документ имеет статус нормативного документа - стратегия. В 2005 году в феврале-месяце городской совет утвердил на сессии этот документ. Можно было не утверждать. Но мы придали ему статус именно такого городского документа решением сессии, считаем, что поступили очень правильно.

Главное, что мы заложили индикаторы, которые ясно подчёркивают: чего мы хотим достичь по годам, по этапам? Поэтому, поверьте, сегодня многие коллеги меня спрашивали: ... ..., а не получится так, что сегодня создадим документ, потом жизнь меняется, власть меняется, приходят другие власть, город. Мэр приходит другой, он скажет "для меня это не надо, я не так вижу".

Мы, Дума, разработали документ, который не имеет морального права любой другой человек, который придет возглавлять город, так сказать. Потому что этот документ, ещё раз .... Да, он не догма на всю оставшуюся жизнь. Он не то, что это всё вечно и так далее. В него вносим уже сейчас коррективы в зависимости от обстоятельств. Но канва, стратегические цели, они определены и незыблемы, и не зависят от воли там одного человека самого высокого ранга, которым бы он был не наделён.

Поэтому мы сформировали и механизмы реализации - это 14 комплексных программ. Это развитие промышленности, развитие бизнеса, развитие строительного комплекса, где вот эти индикаторы были подкреплены вот этими конкретными мероприятиями.

Могу сказать, что этот год 2008 - счастливое такое сочетание. Но вот получили статистические данные последние, мы впервые за последние 9 лет имеем положительное сальдо в демографии. Впервые. Было убывание населения. Сегодня 2008 год показывает прирост.

Да, пока ещё сочетание смертности и рождаемости, сегодня всё-таки смертность чуть-чуть превышает, но тенденции таковы. А в целом рождается больше ребятишек, смертность уменьшается, особенно по сердечно-сосудистой патологии.

И миграция усиливается, ввиду что город привлекателен для тех, кто на северах отработал, и приезжают теперь после. Для военнослужащих, которые закончили в других гарнизонах свою службу и желают вернуться, приехать в город Новосибирск для продолжения своей гражданской жизни.

Поэтому вот эти 14 программ сегодня работают.

Основным следующим этапом в реализации стратегии... Я так говорю, понимаете, почему? Что просто для понимания, что всё равно в стратегии нужно пройти этапности и разработки, и механизмов реализации. Кто этого не проходит, тот на ... вроде: а, разработаем, всё тут сразу так. Так не бывает, чудес не бывает в реальной жизни.

Следующим этапом механизма реализации - это, конечно, знаковое - это разработка генерального плана. Мы разработали, в 2007 году мы приняли генеральный план. Непростой была работа. Это и публичные слушания, прежде всего, нормы, когда мы публичные слушания среди городского сообщества провели по генплану. Много спорных вопросов, много получили противоречивых оценок вначале. Но, по крайней мере, мы заложили тот механизм, когда территориальное развитие города, как механизм реализации стратегии, принципиально подчёркиваю, вот что мы сделали. Не было бы сегодня генплана, сегодня говорить о поэтапном развитии стратегии было бы неправильно - это была бы опять голая теория. Сегодня это уже несколько, вот всё по-другому.

Мы создали много таких целевых программ, которые сегодня лежат в основе и развития промышленности, науки, бизнеса. Сегодня идём дальнейшими этапами. В связи с тем, что президент поставил задачу войти там в 25 ведущих экономик мировых, мы понимаем, что судьба определена Новосибирску быть опорной точкой, одной из опорных точек в этом вопросе, рождения инновационных технологий. Поэтому сейчас работает большая группа учёных, с властью, мы разрабатываем стратегию инновационно-промышленной политики до 2020 года на базе тех реалий, которые сегодня есть в жизни города.

Теперь, что касается, как реализуется план. Мы его отслеживаем буквально каждый год.

Ну, во-первых, мы перешли одними из первых муниципальных крупных образований к трехлетнему планированию и бюджета и плана социально-экономического развития уже с 2007 года. Вот. Сегодня мы каждый раз разрабатывая план, сверяем с теми темпами, которые закладывались в стратегии, и которые сегодня есть.

По абсолютному большинству мы попали, правильно, в прогнозы, где-то есть перевыполнение, где-то есть отставание, мы сейчас анализируем, в чем мы ошиблись, в каких прогнозах, почему, насколько они требуют корректировки или требуют какого-то временного механизма сегодня усиления работы по этим направлениям, поэтому вот это, эту работу продолжаем.

Теперь, что касается 131-го закона. Ну вы знаете, сидящие здесь, что мы выступили пилотной площадкой по реализации 131-го закона вместе со Ставропольем, то есть мы не ждали 1 января 2009 года, а мы вошли в эксперимент, считаю очень правильным. Но вообще наш стиль работы, областной и городской администрации, всегда тон задавать в выполнении любого федерального закона, а потом разобраться, что в нем плохо, а что хорошо. В начале же у нас и такая практика есть, когда еще не прочли документ, он еще только где-то, а уже критикуем, он не такой, он ничего там не дает, и всё прочее.

Наша практика такая. Попытаться всё сделать по реализации любого закона, я помню 122-ой закон о монетизации, кто-то уже касками бил по, там, когда на монетизацию переходили, а мы полтора месяца взяли для себя, и разработали механизм монетизации, который стал воплощен по всей России. Это тоже вот такой стиль наш.

Поэтому и 131-ый закон. Мы прошли его, и поняли все прелести, поэтому мы вынуждены были очень много общаться и с законодателями, Государственной Думой, с комитетом, в то время, сейчас, когда на фоне нашей экспериментальной площадки мы говорим, как мы почувствовали, как самое крупное муниципальное образование, какие плюсы и какие минусы.

Поэтому я извиняюсь за назойливость, но я и сегодня вынужден буду некие вопросы опять же поставить, потому что, на мой взгляд, все-таки требуется некая, ну, координация 131-го закона, он базово экономически правилен, он перспективен, но есть вопросы, которые требуют все-таки того, потому что адаптировать сразу этот закон к большой России, к каждому уголку громадной России невозможно, а вносить по ходу, я рад, что эта работа идет сегодня, много изменений внесены, выстраданы жизнью, поправлены, но в то же время есть и над чем дальше работать.

Поэтому в связи с реализацией 131-го закона я говорю, что базово он внес повышение эффективности местного самоуправления, я вижу на своем бюджете города, мы в этом году бюджет заканчиваем с полномочиями, с расходными полномочиями 30 миллиардов рублей. С 2000 года наша бюджетная обеспеченность выросла в 9 раз, на жителя. Вот. Это не сказать, что так много, город громадный, сибирские условия, но все-таки это темпы, другие возможности реализации всех жизненных вопросов в рамках бюджета.

Каждый год, последние шесть, пять, я бы так сказал, бюджет рос на 2023 процента в среднем. Вот. За счет чего? За счет тех нормативов, которые утверждены незыблемо, и самое главное, что мы четвертую часть бюджета ежегодно пополняли, я говорю "пополняли", с прискорбием говорю, потому что сейчас уже нет такой возможности, это за счет приватизации имущества, за, ну, работу с имущественным комплексом, который громадный в большом городе. Вот. Порядка трех с половиной миллиардов, 4 миллиарда рублей мы всегда получали от приватизации, программу всегда утверждали Городским советом, перспективы и так далее, вот, поэтому был прогрессивен вот такой бюджет.

Мы все эти годы, шесть лет, обеспечивали валовый продукт, прирост выше, чем в среднем по России, это тоже наша ценность, без природных ресурсов под землей, мы нашу ценность, наука, промышленность, потенциал, имели возможность эти годы вот так эффективно строить на экономику города.

Мы заканчиваем этот год со средней заработной платой по городу 18 с половиной тысяч рублей, вот, по разным отраслям по-разному, но это такие принципиальные шаги, реальная заработная плата в 2007 году увеличилась на 16,4, реально я говорю, с учетом инфляции и так далее. Вот. И здесь, естественно, безусловно, существующая сегодня экономическая ситуация скажется на этих перспективах. Вот. Мы поступили следующим образом. Мы утверждаем сейчас бюджет 2009, 2010, 2011 годов самым нашим, ну, позитивным восприятием, как мы его разрабатывали. То есть мы выходим на расходные полномочия в 36 миллиардов рублей. Но в то же время понимаем, что доходы мы уже в реальной ситуации получить таких не можем.

Но мы поступили следующим образом. Мы чтобы не потерять идеологию развития, не потерять концепцию видения приоритетов, мы утверждаем эти приоритеты в полном объеме, закрепляем наши расходные полномочия за ГРБСами в том позитивном восприятии, но в то же время вводим механизм регулирования. Так поступила и администрация области, мы долго советовались, долго так как бы спорили и обсуждали, кто-то поступил по секвестрованию. Сразу секвестрировали там насколько какие-то проценты и всё. Мы поступили не так, мы самые позитивные намерения утверждаем, рассматриваем сейчас во втором чтении, депутатский корпус, но тоже вводим механизм регулирования. В основном это бюджет развития. Он у нас в среднем складывался 10,5 миллиарда рублей, 5,2 миллиарда вводим в резервирование.

Что это такое, на 4 месяца. А это значит, что на 4 месяца 5 миллиардов не будут введены в расходные полномочия. Работаем 4 месяца, анализируем как будет пополняться бюджет города, анализируем эту ситуацию. Если мы видим прогноз благополучный, то с пятого месяца эти расходные полномочия решением также сессии запускаем в работу. Если нет, вот тогда приходит секвестрование так называемое.

Мы считаем, что это более правильный подход, чтобы всё-таки оптимистично быть, но в то же время и в коллапс не попасть, если все расходные полномочия запусти, а доходов нет. Поэтому нашли такой механизм. Сейчас идёт просто выверка, какие объекты попадают в резервирование. В основном это новые объекты, которые не начаты ещё были строительством и так далее. Поэтому вот эта работа... Поэтому сегодня сейчас такая работа ведётся.

Теперь что касается несколько вопросов по дальнейшей перспективе обеспечения вот этого, стратегия развития, думаю, не только Новосибирска, но и многих городов. Поверьте, я имею эту возможность говорить, то, что действительно мы в рамках СДГ очень системно, последовательно обсуждаем все эти вопросы. Это когда я говорю о своём мнении, а у нас специфика есть Новосибирска, но она уже и специфика СДГ. Это 67 городов Сибири и Дальнего Востока, притом и города и миллионник Омск там, и, допустим, и Красноярск почти миллионник и другие города, и центры, и другие городские округа. Значит, прежде всего, это по финансовым основам, да и базового закреплено.

Да, сегодня не надо лукавить, сегодня наши расходные полномочия ... обеспечивают текущее сопровождение жизни города. Обеспечено, зарплата вовремя, коммуналка вовремя, всё текущее содержание вовремя и тут не надо, кто-то говорит, не хватает, неверно, хватает. Но есть вопрос открытый, который философский: а насколько хватает, почему сегодня Минфин говорит о профицитности местных бюджетов, а контрольно-счетная палата говорит о громадном дефиците. Да по одной причине, что мы сегодня не имеем механизма оценки, что такое развитие. Если мы развитие не говорим, тогда бюджеты, профицит, всё хватает. Если мы говорим о развитии, стратегии развития, тогда надо понимать, по каким нормативам, по каким усредненным социальным нормативам мы будем обеспечивать это. Понимаете? Тогда будет понятно, насколько эти бюджеты обеспечивают развитие, насколько надо вносить какую-то координацию.

Вот сегодня думается, что это главный вопрос. Поэтому в связи с этим думаю просто, опять не ставлю вопрос, что дайте нам больше, денег всегда не хватает, чтобы взять, дать, надо знать, где взять. Я это всегда разделяю сразу. Но мне думается, что совершенно не мотивировано, когда мы не имеем. Я говорю не о сумме, я говорю о принципах, о мотивах, когда в бюджетах города не имеем транспортного налога. Все проблемы, не в селе решаются проблемы, создаются в крупных городах и Новосибирске, в частности. В это время ни рубля транспортного налога на муниципалитете не остаётся. Думаю, что совершенно неправильно, когда мы отлучены, отказались от промышленности. Я говорю, лучше уменьшить подоходный налог, к примеру говорю, как вариант, но закрепите хоть полпроцента налога на прибыль, создайте мотивацию органам местного самоуправления, заниматься промышленным сектором, заниматься его проблемами. Тогда я понимаю, закреплен за мной процент этот, ввиду того, сколько прибыль будет нарабатываться с годами, мы будем больше получать отчисления. Тогда есть мотивация. А сегодня мы иждивенцы, поверьте, можем быть иждивенцами, конечно. По-разному мы себя ведем, мы так себя не ведем, но принципы такие создаются.

Поэтому думаю, что вот это было бы правильно. Мы много раз ставили вопрос, поэтому я и тогда предлагал Вячеславу Степановичу на последнем "столе", давайте соберемся, разные взгляды. И там комиссия при президенте есть, там органы наши, вообще, давайте соберемся, очерчен круг 5-6 вопросов базовых, которые так принципиально как бы сегодня витают.

Давайте их профессионально оценим. Может, мы что-то ошибаемся в своих взглядах, скажите нам, ничего страшного нет. И мы можем ошибаться, мы поймём, что мы, наверное, не понимаем идеологию в полной мере, может быть, и так. А может, и по-другому что-то можно взглянуть. Поэтому хотел, чтобы этот вопрос был продлён.

Второй вопрос, который, думаю, ну это просто, на мой взгляд, убеждён, я ещё раз назойливо всюду говорю, но понимаете, в чём вопрос. Это вопрос в том, что сегодня промышленная, научная политика не закреплена за полномочиями местного самоуправления. Да, это не принципиально для сельского муниципального образования. Может быть. Но для таких городов промышленных, научных сегодня не закрепить как полномочия местной власти - это ошибочно.

Причём ставлю вопрос не потому что в связи с полномочиями дайте какие-то ресурсы. Не надо. Речь идёт просто: записать в полномочия. Почему так говорю? Ну, я буду на "круглом столе" всё равно четыре часа, более подробно как бы расскажу, как мы проходили эту, как мы политику какую промышленную ведём. Отказаться от неё - преступление, не могу делать её. Это было моё личное человеческое преступление перед реальностью, как мэра города. Мы занимаемся ею, но в этом усечённом виде.

Ну я говорю, просто пример

Док. 538439
Перв. публик.: 09.12.08
Последн. ред.: 14.01.09
Число обращений: 89

  • Леонов Виктор Васильевич
  • Салтыков Анатолий Иванович
  • Якимов Виктор Васильевич
  • Городецкий Владимир Филиппович
  • Тимченко Вячеслав Степанович
  • Изотова Галина Сергеевна
  • Локоть Анатолий Евгеньевич
  • Шипов Савва Витальевич
  • Стародубровская Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``