В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Централизация или децентрализация Назад
Централизация или децентрализация
Член Научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров отметил, что существует две возможных логики организации публичной власти: либо логика вертикали сверху вниз, либо - снизу вверх. Сегодня, по мнению эксперта, доминирует логика обратной субсидиарности - власть на самом верху решает, что из полномочий ей хочется сохранить за собой, а что не хочется, спускает вниз. По мнению эксперта, такая логика ущербна и должна уступить место "нормальной субсидиарности" как единственному способу обеспечить управленческую эффективность.

Директор консалтингового агентства "Тренд" Михаил Виноградов отметил многочисленные факты административного давления на муниципалов. На основании проведенного мониторинга он отметил, что за последний год такие случаи участились, в т.ч. с привлечением руководителей муниципальных образований к судебной ответственности. В этой связи он отметил необходимость поиска эффективных мер противодействия давлению, если оно продиктовано конфликтами между региональной властью и муниципалами. Одно из предложений, сформулированных экспертом по этому поводу - возможность отстранения глав муниципальных образований только по решению высших судебных инстанций (Верховного суда России).

Есть, по мнению эксперта, и потребность просчитать последствия финансового кризиса для развития местного самоуправления. Например, требует серьезной оценки способность муниципалитетов подключиться к мониторингу замороженных строительных объектов, которые появятся в стране и будут требовать принятия мер.

Председатель партнерства "Центр муниципальных инноваций" Валерий Кирпичников высказал мнение, что любые кризисные проявления дают больше возможностей для влияния на ситуацию тем властным инстанциям, которые работают на местах. Поэтому в рамках нынешней конъюнктуры объективная потребность в эффективной работе местного самоуправления должна возрастать.

Проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что субъекты федерации объективно являются естественными противниками расширения влияния местного самоуправления, и их претензии в этом плане нужно обязательно сдерживать. Это очень четко проявилось, заметил В.Кирпичников, и в том, что роль городов в ходе последней муниципальной реформы оказалась приниженной.

Отсюда возникает необходимость определения того самого центра ответственности за развитие местного самоуправления на федеральном уровне. Этот центр, по мнению эксперта, должен координировать, отслеживать и руководить воплощением всех этих идей в жизнь.


Институт современного развития

октябрь 2008 г.

Док. 538437
Перв. публик.: 23.10.08
Последн. ред.: 14.01.09
Число обращений: 77

  • Кирпичников Валерий Александрович
  • Петров Николай Владимирович
  • Виноградов Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``