Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развитияНазад
Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития
14, 15 и 16 октября 2008 года в Институте современного развития состоялась серия "круглых столов", посвященных обсуждению правовых основ политического развития и финансово-экономической базы местного самоуправления в России. Накануне вступления в силу Федерального закона N131-ФЗ от 06.1 0.2003 г. на всей территории страны данные темы стали предметом рассмотрения в трех профильных аналитических докладах, подготовленных ИНСОРом и вынесенных на обсуждение экспертного сообщества.
Президент России Дмитрий Медведев обозначил значимость работы по совершенствованию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач: "местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху".
Задавая тон дискуссиям, председатель Правления ИНСОРа Игорь Юргенс отметил, что нынешние процессы в сфере территориального развития страны имеют крайне важное значение. Впервые в современной истории происходит достройка публичной власти снизу, а не сверху. Как подчеркнул И.Юргенс, сегодня, находясь на рубеже нового этапа муниципальной реформы, важно понять какую модель местного самоуправления мы формируем в стране, каковы ее достоинства и недостатки, что необходимо сохранить, а что - изменить.
Андрей Максимов, Сергей Михеев и Давид Шавишвили представили результаты правового, политологического и экономического анализа местного самоуправления, проведенного в ходе исследовательского проекта Института современного развития. Докладчики ознакомили экспертов с основными результатами исследований и озвучили выработанные по соответствующим проблемам рекомендации.
Основные идеи юридического доклада - увеличение гибкости, вариативности правового регулирования местного самоуправления в сочетании с четкой регламентацией конкретных процедур; рассмотрение в среднесрочной перспективе вопросов о факультативности районного "звена" муниципальных образований; определение правового статуса городских агломераций, уточнение принципов реорганизации муниципальных образований; разделение вопросов местного значения на обязательные и свободно принимаемые муниципалитетами к решению; институционализация и четкое "прописывание" в законе форм государственного контроля в муниципальной сфере.
Основными направлениями развития самоуправления как института публичной власти были обозначены: необходимость разработки общенациональной Концепции совершенствования муниципальной политики, определение ее стратегического вектора; дальнейшая децентрализация и расширение автономии местной власти в разумных пределах; поддержка "муниципального класса" и развитие партийной конкуренции на местах.
В части финансово-экономической базы были отмечены следующие приоритеты: поиск оптимального места местного самоуправления в системе институтов рыночной экономической системы; расширение фискальной автономии муниципалитетов, вывод на "бездотационность" максимального их числа; закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе таких отчислений от региональных и местных налогов, которые были бы способны стимулировать муниципальные органы к расширению налогооблагаемой базы территорий.