В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выигрыши и проигрыши для России Назад
Выигрыши и проигрыши для России
В ходе начавшегося обсуждения Иван Королев, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, отметил, что в отличие от Л.Григорьева он не прогнозирует в ближайшие два года существенного замедления роста мировой экономики, поскольку главным "двигателем" роста, по мнению И. Королева, является капитал. Основным фактором, определяющим достаточность капитала, является корпоративная прибыль. Корпоративная прибыль, в свою очередь, определяется эффективностью компании, а западные фирмы демонстрируют последнее время чрезвычайно высокую производительность труда.

И. Королев поддержал позицию Л.Григорьева по поводу слабости российской банковской системы и фондового рынка и отметил, что в силу действия указанных факторов риск кризиса в российской экономике был достаточно велик и без потрясений на мировом рынке.

Перечисляя меры выхода из кризиса, И. Королев критически отнесся к "накачке" фондового рынка, имеющей явно краткосрочный эффект, а также отметил важность комплексного подхода к преодолению кризиса, включающего не только финансовые, но и общеэкономические меры, включая налоговое стимулирование. Среди конкретных мер по преодолению кризиса И.Королев предложил ужесточение требований к банкам и обеспечение тесной координации финансовых регуляторов (ЦБ и ФСФР), укрупнение банков, налоговое стимулирование инвестиции, поддержку текущего курса рубля, увеличение импортных пошлины и ряд других мер.

Стратегической возможностью, предоставляемой кризисом, по мнению И. Королева, является возможность приобретения российским бизнесом эффективно работающих зарубежных активов.

Михаил Ершов, старший вице-президент АКБ "Росбанк", отметил несколько принципиальных с его точки зрения характеристик кризисной ситуации. Финансовая система перестала реагировать на стандартные механизмы воздействия. Снижение процентных ставок вместо устойчивого роста фондового рынка приводит лишь к приостановлению падения на 1 -2 дня. В таких условиях временная национализация банков становится оправданной мерой даже в глазах последовательных сторонников рынка. Оценивая выделение финансовых средств, предусмотренное в рамках "плана Полсона", М.Ершов предложил подумать над ответом на вопрос, что делать в будущем с "облегченными" балансами коммерческих банков, освобожденных от плохих долгов? И как вообще будет выглядеть баланс коммерческой банковской системы?

Основными системными рисками текущей ситуации являются, по мнению М.Ершова, во-первых, ликвидация различий между инвестиционными и обычными коммерческими банками, т.е. восстановление структуры банковской системы, предшествовавшей Великой депрессии. Во-вторых, риски, связанные с использованием доллара как мировой валюты, проявления которых можно ожидать после завершения кризиса, подогревающего спрос на доллар как на максимально ликвидный актив.

М. Ершов также считает стратегически важным использовать текущий кризис для того, чтобы создать механизмы, обеспечивающие России возможность успешного и устойчивого развития в новых условиях. Он поддержал И. Королева в оценке важности "интеграции вовне" и приобретения контрольных пакетов крупных мировых компаний вместо миноритарного инвестирования. Однако необходимо учесть и обратный процесс. Кризис вызвал перераспределение ресурсов, а значит по его завершении агенты, аккумулировавшие крупные финансовые средства, начнут интенсивное вложение средств, в том числе и в российские активы. Нужно быть готовыми к их привлечению, а также попытаться сделать их менее спекулятивными.

Продолжая дискуссию, депутат Государственной думы РФ, член Правления ИНСОР Андрей Кокошин поддержал мнение М.Ершова о рисках, связанных с долларом как с мировой валютой. Реализация антикризисных мер увеличит государственный долг США, однако остается открытым вопрос о желании арабских и азиатских инвесторов покрывать этот дефицит путем вложения в американские казначейские облигации, несмотря на важность поддержания доллара для центральных банков всех стран.

А.Кокошин также отметил, что, по мнению многих банкиров, причиной нынешнего кризиса является дерегулирование финансовых рынков и деятельности финансовых институтов, устранение барьеров между финансовыми институтами различных типов, нерегулируемым развитием вторичных финансовых инструментов. В связи с этим правомерно поставить более общий вопрос - об адекватности действующей модели банка как финансового института, дееспособности используемой банковской корпоративной структуры.

А.Кокошин согласился с мнением И. Королева о необходимости ограничения импорта, создающего угрозу национальной безопасности в сфере "двойных технологий". Однако вступил в дискуссию с предыдущими выступающими, выразив сомнение в целесообразности приобретения активов за рубежом, поскольку судьба этих активов после кризиса непредсказуема. Характеризуя ситуацию в России, А.Кокошин предложил оказать точечную поддержку банкам, кредитующим реальный сектор экономики, особенно ВПК.

Говоря о международной стороне кризиса, А.Кокошин подчеркнул, что кризис не может быть преодолен действиями стран "большой восьмерки"; значительную роль в этом процессе должны сыграть Россия и Китай. Конечно, в целом никто не хочет краха американской экономики и мировой финансовой системы, базирующейся на американских финансовых институтах, однако чрезвычайно важно сформулировать выгодные для страны условия спасения доллара, в том числе далеко выходящие за рамки финансовых договоренностей.

Ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, член Правления ИНСОР Владимир May озвучил некоторые результаты сентябрьского опроса предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода. Они позволяют сделать вывод о том, что кризис уже перекинулся на реальный сектор экономики. Однако с другой стороны, согласно результатам опроса, прекращается рост цен, а накопление товарных запасов пока почти не наблюдается, т.е. промышленные предприятия адекватно отреагировали на изменение конъюнктуры.

Полемизируя с И.Королевым, В.May высказался против поддержки валютного курса, поскольку после того, как на эти цели будут потрачены валютные резервы, "мы окажемся в той же ситуации только без резервов", а плавное снижение курса чрезвычайно важно для стимулирования производства. Также, по мнению В.May, нет смысла поддерживать фоновый рынок, поскольку он не играет существенной роли в российской экономике, а "поддержка рынка - это поддержка портфельных инвесторов, не успевших еще вывести активы". Более важную роль в российской экономике играет кредитная система, и кризис нужно использовать для консолидации и рекапитализации банковского сектора. Анализируя предложения по рефинансированию за счет средств Внешэкономбанка корпоративной задолженности российских компаний, В.May обратил внимание на риск мошенничества при совершении операций.

В заключение В.May подчеркнул, что согласно экономической истории наиболее развитые страны мира выходили из кризиса более крепкими, с более жесткой конкуренцией, с более эффективной экономикой. И представление о сравнительной эффективности огосударствления посредством госкорпораций, о возможности замены конкуренции государственным регулированием является иллюзией. Очевидно, что кризис приведет к усилению регулятивных тенденций в финансовом секторе, но важно, чтобы усиленное регулирование не распространилось на реальный сектор экономики и не привело к возрождению традиционной индустриальной экономики образца двадцатых-тридцатых годов.

По мнению Анны Беловой, заместителя генерального директора компании
СУЭК, кризис затронул реальный сектор экономики, можно ожидать замедления экономического роста во всем мире, падения спроса и снижения цен на сырьевые продукты. Для преодоления системного кризиса необходимо переходить к глобальным антикризисным программам не только в финансовой сфере. Очень важно организовать оперативный мониторинг, определить набор ключевых индикаторов и понимать, по какому сценарию идет развитие. Сейчас необходимо принимать решение о наборе системных мер по всей цепочке государственного управления, включая ревизию длинных инфраструктурных программ, выявляя проекты с понятным вкладом и возвратом на вложенный капитал, важно выделить приоритеты и построить систему их корректировки. При этом, отметила А.Белова, полемизируя с А.Кокошиным, "неприкосновенных" отраслей быть не должно: "снявши голову по волосам не плачут". Также А.Белова затронула тему дефицита опытных кризис-менеджеров, навыки большинства управленцев формировались в условиях благоприятной конъюнктуры.
Юрий Данилов, директор Центра развития фондового рынка, высказал мнение о том, что разделение финансового и реального сектора некорректно, и российский финансовый кризис в значительной мере является отражением кризисных явлений в реальном секторе. Ю.Данилов выделил две причины российского кризиса - мировой кризис и дефицит ликвидности, а также кризис корпоративного долга, т.е. низкое качество обязательств корпораций, набравших долгов в условиях дешевых ресурсов И не имеющих теперь возможности провести рефинансирование задолженности. Фактически, отмечает Ю.Данилов, кризис на фондовом рынке начался именно с сектора корпоративных облигаций и ликвидировать финансовый кризис без "лечения" реального сектора невозможно.

При этом, по мнению Ю.Данилова, большинство экспертов недооценивают масштабы кризиса, поскольку "дырка" в банковском капитале в 2008 г. больше чем в 1998 г., и "сотни банков по сути дела банкроты". Как и большое количество негосударственных пенсионных фондов, а значит, явно просматриваются социальные последствия кризиса.

Финансовый рынок сейчас играет принципиально другую роль в экономике страны, чем несколько лет назад, поскольку он выступает источником инвестиций. Однако Ю.Данилов опасается, что удар по экономике России в результате кризиса будет сильнее, чем по экономикам других развивающихся стран в силу отсутствия на рынке долгосрочных иностранных или отечественных инвесторов, оперирующих "пенсионными" деньгами. В отличие от В.May Ю.Данилов убежден в необходимости поддержки фондового рынка, поскольку иначе существенная часть российской собственности перейдет к иностранцам.

Ю. Данилов также отметил необходимость задуматься об архитектуре мировой финансовой системы после кризиса, в формировании которой у России есть все шансы принять активное участие.

В рамках свободной дискуссии Сергей Васильев, член Правления Внешэкономбанка поддержал утверждение о необходимости консолидации банковского сектора, хотя бы из соображений повышения эффективности надзора. Он отметил, что, несмотря на кризисные явления в мире, сейчас нет адекватной альтернативы доллару как средству накопления (и, соответственно, азиатским и арабским инвесторам нет альтернативы для вложений), а также подчеркнул своевременность пересмотра инвестиционных проектов в экономике.

Научный руководитель Государственного университета - Высшая школа экономики, член Попечительского Совета ИНСОР Евгений Ясин отметил, что валютный курс рубля завышен, но его снижение в текущих условиях может привести, несмотря на все заверения властей, к панике среди населения (и переходу критического рубежа кризиса), а значит, в данный момент необходимо поддержать валютный курс. Кроме того, Е.Ясин отметил среди причин упоминавшейся ранее сравнительной неэффективности российских компаний, кроме нехватки капитала еще и низкую долю зарубежных активов, позволяющих крупным западным корпорациям продвигать продукцию и получать доступ к технологиям.


В ответ на предложение И.Иванова оценить изменение перспектив Москвы как международного финансового центра И.Юргенс высказал мнение, что последние события отдаляют соответствующие

перспективы, поскольку проходящий кризис - не только финансовый, но и кризис доверия. России придется осуществлять целый ряд системных мер по укреплению собственной финансовой системы, институтов власти и всей инфраструктуры, связанной с международным финансовым центром. Генеральный директор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко заметил, что меры, предложенные в Концепции развития международного финансового центра, так и не смогли быть реализованы в ближайшие 5 лет, и с этой точки зрения влияние кризиса не носит принципиального характера.

В контексте изменения системы финансового регулирования А.Шаститко подчеркнул необходимость реформы системы производства правил, предусматривающей внедрение процедур оценки последствий принятия решений.

Завершая дискуссию, Л.Григорьев отметил, что финансовый кризис развеял держащуюся долгое время "иллюзию адекватности финансовой системы" и нанес сильный удар по формирующемуся среднему классу. Было также подчеркнуто, что уже сейчас необходимо понимать какие изменения произойдут в мировой финансовой системе.

Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.

viperson.ru

Док. 538344
Перв. публик.: 19.10.08
Последн. ред.: 29.11.10
Число обращений: 81

  • Кокошин Андрей Афанасьевич
  • Ясин Евгений Григорьевич
  • Васильев Сергей Александрович
  • Григорьев Леонид Маркович
  • Юргенс Игорь Юрьевич
  • Королев Иван Сергеевич
  • Шаститко Андрей Евгеньевич
  • Данилов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``