В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обсуждение основных результатов исследования Назад
Обсуждение основных результатов исследования
Анализируя представленный проект доклада, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Станислав Ананьев обратил внимание участников на следующее:

Во-первых, для того чтобы любая структура в составе Правительства, которая занимается экологией, "не металась и не пыталась найти точку опоры", нужно сформулировать ясные государственные приоритеты в рамках экологической политики. Действующая система нормативно-правового регулирования в экологической сфере представляется вполне достаточной, а политика должна выражаться в выстраивании четкой системы приоритетов и целей.

Во-вторых, для нормальной работы министерства как "головного" экологического ведомства необходим, как минимум, перерыв в административных преобразованиях, дающий возможность наладить работу с подведомственными агентствами и службами.

В-третьих, с содержательной точки зрения система оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС), пришедшая на замену государственной экологической экспертизе, действительно нуждается в корректировке. Российские компании, получающие финансирование на Западе, раскрывают данные вопросы для своих кредиторов значительно подробнее, чем для российских потребителей.

Член Совета Федерации Российской Федерации Алексей Лоторев поддержал мнение С.Ананьева о том, что корпус российского законодательства весьма обширен и достаточен для решения наиболее Существенных проблем в данной сфере и рассказал об идущей подготовке определенного числа законопроектов в экологической сфере.

Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области Александр Адам в своем выступлении обратил внимание на то, что улучшение экологической ситуации в России достаточно сложная задача в силу ресурсодобывающей структуры экономики, однако объективные требования повышения качества жизни населения и международная экспансия российского бизнеса требуют проведения активной экологической политики. А для претворения в жизнь экологической политики очень важно изложение экологических проблем на экономическом языке выгод и издержек всех заинтересованных сторон.

Кроме того, по мнению, А.Адама, в кардинальном расширении нуждается система статистической информации о состоянии окружающей среды, сводящаяся в настоящий момент фактически лишь к индексу загрязненности атмосферы. Соответственно, модернизированная система государственной статистики может послужить основой для системы индикаторов реализации государственной политики в области экологии и "управления по результатам". Принимаемые на уровне Правительства РФ и субъектов РФ программы развития в обязательном порядке должны включать блок, посвященный экологическим проблемам.

Наконец, А.Адам поддержал передачу полномочий по реализации экологической политики на уровень "работающих на земле" органов власти субъектов РФ.
Позиция бизнеса была озвучена советником генерального директора УГМК-Холдинга Евгением Брагиным.

Отвечая на вопрос о внедрении экологосберегающих технологий, Е.Брагин отметил, что они являются энергосберегающими, ресурсосберегающими и трудоэффективными технологиями, предполагающими в том числе и сокращение занятости на предприятиях, а значит при их внедрении нужно на уровне макроэкономических показателей учитывать возможное высвобождение рабочей силы и ответить на вопрос, готова ли российская экономика к трудоустройству высвобождаемых человеческих ресурсов?

Второй важный, по мнению Е. Брагина, момент связан с системой экологических нормативов, которая характеризуется в некоторых случаях абсурдностью (например, требования к уровню очистки сточных вод), перегруженностью по количеству отчетности (а значит, носит в явной форме барьерный характер для малого и среднего бизнеса) и несбалансированностью, когда уплата штрафа существенно меньше затрат, необходимых на приведение деятельности компании в соответствии с экологическими требованиями. Кроме того, Е.Брагин указал на важность использования банка "наилучших доступных технологий" как базы для установления нормативов экологического воздействия предприятия.

В рамках дальнейшей дискуссии эксперт Александр Аверченков подчеркнул необходимость организации единой российской площадки для проведения обсуждений экологической тематики, консолидации экспертного потенциала специалистов бизнеса и исследовательских организаций, сближения позиций заинтересованных сторон при выработке тех или иных мер экологической политики.

Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников обратил внимание на то, что с его точки зрения представленный доклад является не руководством к немедленному действию, а некой декларацией, провозглашающей, что "в приличном экологическом обществе приняты определенные правила экологического этикета", и авторы с поставленной задачей в общем справились.


Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.

Док. 538302
Перв. публик.: 12.10.08
Последн. ред.: 14.01.09
Число обращений: 95

  • Авдеев Александр Алексеевич
  • Лоторев Александр Николаевич
  • Адам Александр Мартынович
  • Ананьев Станислав Анатольевич
  • Масленников Никита Иванович
  • Брагин Евгений

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``