В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Шварц: `Верхушка айсберга` экологических проблем и их решений Назад
Евгений Шварц: `Верхушка айсберга` экологических проблем и их решений
Директор по природоохранной политике WWF-Russia, доктор географических наук Евгений Шварц, в своем выступлении выделил ряд важнейших тенденций последних лет в экологической сфере в Российской Федерации.

Первое - это важность государственного участия в законодательной настройке стимулов участников бизнеса для проведения ответственной экологической политики. Возможность "экологического демпинга" приводит к существенным потерям инвестированных средств экологически ответственными компаниями, а значит ставит под угрозу возможность приобретения новых конкурентных преимуществ и диверсификации экономики, поскольку "конечный потребитель" наиболее конкурентоспособной продукции находится, как правило, в развитых странах, обращающих серьезное внимание на экологическую составляющую продукции. Более того, российский бизнес начинает проигрывать в "экологической", а значит и конкурентной борьбе даже компаниям из стран БРИК.

Второе. Российские государственные компании оказываются менее экологически прозрачными, чем частные, тогда как в мире ситуация как правило обратная.

Третье. Предпринятая в законодательстве попытка найти баланс между интересами и ответственностью Российской Федерации и субъектов РФ привела к тому, что в 2004 году субъекты лишились практически всех возможных инструментов влияния на охрану окружающей среды. С декабря 2005 года пошел процесс постепенного возвращения полномочий субъектам, но наиболее эффективные механизмы субъектам не вернули.

Четвертое. Сокращение сферы деятельности административных механизмов и расширение гражданско-правовых отношений можно только приветствовать, однако в федеральном законе "Об экологической экспертизе" были исключены действия экологической экспертизы в отношении планирования развития территорий, основного перечня проектов правовых нормативных актов и инвестиционных проектов. Окончательная возможность согласования интересов владельцев бизнеса, других собственников и инвесторов была ликвидирована изменением в Градостроительном кодексе под предлогом реализации национального проекта по доступному жилью, иными словами можно говорить о системной деэкологизации законодательства.

Пятое. Старые экологические нормативы перешли в разряд добровольных, а новые, в соответствии с законодательством о технических регламентах, созданы не были. При этом можно сделать вывод, что в результате возникновения конфликтов государство просто ликвидировало часть законодательства вместо его адекватной модернизации в соответствии с требованиями рынков, бизнеса и вообще развития рыночной экономики.
Так в России количество нормативов и стандартов, по-видимому, превышает возможности осуществлять контроль за их выполнением. Действует восемьсот нормативно-технических документов, многие из которых не содержат конкретных определений и дублируют друг друга. При этом разрешительная система крайне барьерна.

Указанные неблагоприятные тенденции привели, по мнению авторов доклада, к отсутствию ответственности за состояние окружающей среды и снижению эффективности экологического контроля. Оказались не решены наиболее острые вопросы, связанные с нормативно-методической базой. Экономическая и финансовая ситуация в стране требует развития экологического права с учетом ожиданий общества, опыта и членства России в таких организациях, как Совет безопасности ООН и "Большая восьмерка".

Среди сформулированных в докладе предложений можно назвать следующие.
Во-первых, установление значения механизма государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, как механизма учета интересов всех заинтересованных в реализации того или иного проекта. Необходимо повышение роли механизма согласования общественных интересов в принятии инвестиционных решений.

Во-вторых, выявление механизмов стратегической экологической оценки как инструмента охраны окружающей среды и уменьшения роли административных барьеров при осуществлении государственной экспертизы.

В-третьих, повышение роли добровольных рыночных механизмов, таких как сертификация, аудит. Авторы доклада спокойно относятся к тому, что проведение аудита может в определенных пределах заменять экологический контроль. Однако переход к заявительной системе декларирования воздействия на окружающую среду невозможен без обеспечения доступа населения и бизнеса к соответствующим документам, иначе коррупция разрешительного регулирования будет заменена избирательностью контроля деклараций.

Институт Современного Развития

октябрь 2008 г.

Док. 538272
Перв. публик.: 15.10.08
Последн. ред.: 13.01.09
Число обращений: 98

  • Шварц Евгений Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``