В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Тимура Гуруевича Митупова на 1-ом заседании Общественного Совета при Федеральном агентстве по рыболовству Назад
Выступление Тимура Гуруевича Митупова на 1-ом заседании Общественного Совета при Федеральном агентстве по рыболовству
Тимур Митупов: "Задачи Общественного Совета Федерального агентства по рыболовству"

Уважаемые коллеги!

Инвестиционно-аналитической группой "Рыбный союз" было проведено исследование ситуации, сложившейся рыбном рынке в России в период мирового кризиса и проблемы по импортозамещению, и на основании этого был выработан прогноз развития ситуации для рыбных компаний России.

1.1. Мировой кризис начал негативно отражаться на отечественных рыбных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования рыбного сектора фактически перекрыл возможность доступа к оборотным средствам для большинства компаний. На фоне кризиса ликвидности и просрочек оплаты за товар следует моральный кризис доверия, который способствует дестабилизации функционирования всех бизнес-процессов - от вылова до конечного потребителя. Он еще опаснее. На данный момент многие рыбные компании и импортеры отпускают продукцию в предоплату, естественно, это снижает уровень объемов поставок рыбы конечному потребителю, вызывает в конечном итоге дефицит и приводит к росту цен. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта по итогам 10 мес. 2008 г. на 9%, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбопродукции, которые вылавливает или производит Россия. В среде рыбных компаний - началась тенденция под названием `оптимизация бизнеса`, которая включает ряд экономических и социальных последствий, включая сокращение квалифицированного персонала, сокращение непроизводственных и внереализационных расходов, пересмотр оперативных и стратегических планов, выбор ключевого направления деятельности, реструктуризацию и консолидацию материальных и человеческих ресурсов, приостановку финансирования инвестиционных проектов и закрытие непрофильных направлений деятельности.

На мой взгляд, одним из направлений деятельности Общественного совета - должна быть, помощь и участие при составлении комплексной антикризисной программы для рыбных компаний, необходимо, также с нашей стороны - провести анализ и дать прогноз развития не только какого-нибудь сегмента или направления рыбного рынка, но и в целом попытаться оценить ситуацию и сделать прогноз развития на ближайшую перспективу всей рыбной отрасли, в особенности перспектив динамики - торговли рыбопродукцией и импортозамещения. Необходимо оказать поддержку рыбному бизнесу в этот переходный период. Не оставлять рыбные компании наедине со своими проблемами. На данный момент, руководство рыбных компаний ставит перед собой главную задачу: продержаться на плаву, удержать профильный бизнес, сократить расходы - и наш совместный контакт и взаимодействие - должны помочь рыбацкому бизнесу в определении их реальных сил, материальных и человеческих ресурсов и финансовых возможностей в этот трудный период. Пиком `смысла жизни` для многих компаний будет конец I кв. 2009 г. Именно на этот период попадают оплаты за поставленную продукцию в предновогодние и посленовогодние праздники, не говоря уже о налогах, открытие кредитных линий и закрытии платежей по кредитным договорам. К концу I полугодия 2009 г. многим компаниям будет окончательно ясно, сможет ли его бизнес в дальнейшем работать. В этой связи, мы члены Общественного совета должны быть готовы к диалогу с рыбацкими профсоюзами. Как я уже отмечал, в рыбных компаниях происходит оптимизация бизнеса, включая сокращения работников. В отрасли уже отмечаются случаи введения режима неполного рабочего дня, работники предупреждаются о сокращении социальных и стимулирующих выплат, возможных сокращениях рабочих мест. Наш Совет совместно с профсоюзными организациями должны быть готовы к конструктивному диалогу по минимизации проблем, проводить разъяснительную и организационную работу с руководством компаний, рыбацкими профсоюзами.

1.2. Стоит отметить, что на рыбном рынке- начинается этап консолидации бизнеса, при этом наметилась тенденция к отказу большинства компаний от непрофильного развития направлений бизнеса (логистики, транспортного обеспечения, сортировки и упаковки продукции и т.п.) и переходят на аутсорсинг. В этих условиях, со стороны Совета - необходим активный обмен информацией и содействие рыбным компаниям. В частности, с нашей стороны необходимо тесное сотрудничество с представителями, профильными ассоциациями и союзами, которые сопровождают наш рыбный бизнес и участвуют в торгово-закупочной деятельности. Я имею ввиду, Союзхолодпром, Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), Союз транспортников России, представителями логистики и др.

1.3. Непредсказуемость ситуации в экономике и нарастание социальной напряженности ведет, в конечном итоге, к росту цен и снижению уровня потребительской корзины. На фоне экономического `кризиса ликвидности` - расцветает социальный `кризис доверия` по всей цепочке бизнес-процессов от производителя, оптовика до ритейла. В большинстве случаев, многие компании заняли выжидательную позицию. Между тем, для оптовиков, импортеров и рыбопереработчиков - IV кв. является самым доходным периодом. Если, в этот период не заработать и получить доход, то уже в последующем сможешь и не выдержать. Таким образом, я прогнозирую, что для многих рыбных компаний после Нового года ожидаются не лучшие времена. За период 10 мес. 2008 г. предприятия рыбной отрасли получили прибыль 3 млрд. руб. В сравнение, с аналогичным периодом прошлого года, продолжается динамика снижения финансового результата по рыбной отрасли на 34% или около 1 млрд. руб., в т.ч. рост консолидированного убытка от деятельности предприятий рыбной отрасли увеличился в 2,3 раза до 1,8 млрд. руб. Лучшая позиция для выживания, конечно же, у вертикально-интегрированных холдингов, тех, у кого отлажены бизнес-процессы от вылова до переработки и дистрибуции. Но и здесь обнаруживаются проблемы с транспортировкой, ж.д. тарифами, надзорными и ветеринарными службами, оброками со стороны ритейла и т.п. И здесь Общественному совету- надо принять активное участие по способствованию решения этих проблем. Радует, что пока падение производства и рост цен на рыбную продукцию не такое уж значительное, как прогнозировалось. По данным Росстата, за период 10 мес. т.г. производство пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы - 3 055 тыс. тн, в сравнение с аналогичным периодом п.г. произошло снижение производства на 1,9%. При этом за период 2000-2007 г. среднегодовой темп роста производства рыбопродукции, составлял 4%, а в период 2005-2007 г. - 9%. Анализируя ситуацию на рыбном рынке, я прогнозирую, что за период 2008г. по рыбопродукции объем производства будет ниже (1-2%) или на уровне прошлого года и составит около 3,5 млн. тонн. В отношение цен, за период 11 мес. цены на продукты питания выросли на 16,3%, а в годовом исчислении - на 18,4%. По рыбопродукции рост составил всего лишь около 10%, и по году составит около 11,5%. Но есть, одно, но кризис ликвидности в ритейле, не платежи за поставленную рыбопродукцию составляет уже свыше превышают 35-40 дней. Пока рыбные компании, компенсируют свои убытки за счет оптимизации бизнеса, но скоро, эти убытки будут закладываться в цену продукции, и вполне очевидно, что после Нового года нас ждет новый виток цен. Здесь со стороны Общественного Совета необходимо содействие в проведение и отслеживание тщательного мониторинга и анализа динамики цен. Минсельхоз, сейчас активно это проводит, информирует и проводит оперативный анализ по закупочным ценам от производителя скота, отпускным ценам оптовых компаний, а также динамики цен на сопутствующие расходы по функционированию бизнеса (ГСМ и т.п.). Со стороны Общественного совета, анализ цен позволит отследить и в последующем спрогнозировать ситуацию с ценообразованием на всех цепочках бизнес-процесса от порта, либо страны-отправителя экспортера в случае импорта- до прилавка магазина и в случае отклонения предпринимать совместные оперативные действия и меры по регулированию и определению болезни роста-снижения на всех этапах процесса товародвижения. По моему мнению, нам необходимо проработать вопрос по регулированию торговой наценки на социально значимые, "народные" и не дорогие сорта рыб (сельдь, мойву, кильку, салаку, сайку, пикшу, бычка). Считаю, что Совет должен принять активное участие в информационном освящение - необходимости организации оптовых рыбных рынков, возрождении социальных магазинов с ассортиментом и по типу "Океана". Этому способствует наше деятельное участие в организации рыбных бирж и способствованию выработки отлаженного механизма транспортировки и доставки грузов с Дальнего Востока.

1.4. Сезонный фактор пикового роста спроса на рыбу все же дает о себе знать и позволяет поддерживать оборот на удовлетворительном уровне у многих рыбных компаний. Между тем, подчеркиваю, поддерживать оборот, а не получать и тем более - увеличивать прибыль. Стоит отметить, что со стороны крупных компаний по отношению к средним конкурентам - агрессивной маркетинговой и т.п. политики в целях увеличения своих позиций на сегментах рынка, включая демпинг цен, антирекламу и т.п. - на рыбном рынке не отмечается. Таким образом, не все так плохо, как казалось. В рыбной отрасли Росрыболовство распределило квоты добычи водных биологических ресурсов на 10-летний период, проработало вопрос о российском таможенном оформлении и сокращении проверяющих и оформляющих вылов. Ранее состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Кроме того, при поставке рыбы на территорию страны, рыбак платит 10% ставки за пользование водными биоресурсами, при поставке на экспорт - 100%. Это создает благоприятные условия для последующей работы рыбных аукционов. Промышленное рыболовство страны наконец-то получает продолжительный горизонт планирования, а следовательно, инвестиционно привлекательные правила игры. И, конечно, это значительно повышает инвестиционную привлекательность рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора национальной экономики.

Нам необходимо способствовать этому процессу- ближайшей задачей стоит содействие в снижение налоговой нагрузки, переходе на уплату единого сельхозналога, который позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли.

1.5. В период кризиса ликвидности нарушается принцип соблюдения устойчивости поставок рыбопродукции от гарантированных производителей и импортеров. В следствие этого, ряд критериев, гарантирующих, что поставляемые рыбная продукция соответствуют принятым стандартам, обеспечивающий надлежащее качество и безопасность продукции - может ставится под сомнение. На фоне кризиса ликвидности и кризиса доверия, многие крупные и средние рыбные компании и импортеры отказываются пролонгировать договора с проблемными торговыми сетями, переориентирируют каналы сбыта, переходят на другие сегменты и меняют свою стратегию на рыбном рынке.

Таким образом, акцентирую внимание, закупая рыбную продукцию многие торговые сети, до этого тесно сотрудничав с постоянными поставщиками, переориентируют свои закупки на "случайных" поставщиков. Главный принцип для торговых сетей "Качество и цена" отходит на 2-ой план. На первое место выходит забота о доходе и сокращения линейки продукции на прилавках, кабальные условия и отсрочка платежей до 90 дней.

Это, помимо дефицита и перебоев с поставками продукции на прилавок, роста и без того поднявшихся цен, в особенности в период предновогодних праздников, может привести к снижению безопасности и качества продукции, а порой и к фальсификации продукта.

В этой ситуации, существует необходимость скорейшего принятия технического регламента в области рыбной продукции. Я предполагаю, что в процессе и после принятия техрегламента, с нашей стороны - необходима отработка и доработка системы и механизмов внедрения, отслеживание и контроль по функционированию техрегламента. На мой взгляд, при правильном подходе к выполнению техрегламента, произойдет резкая дифференциация цен с падением цен на некачественную и стабилизацию на качественную рыбопродукцию, в особенности на продукты глубокой переработки. Между тем у меня вызывают серьезные опасения способности нашей рыбопромышленности и рыбопереработки обеспечить неукоснительное исполнение техрегламента. Линии и технологии производства морально и физически устарели, а уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства и модернизация действующих производств высокотехнологическими линиями в целом по стране остается низким. К тому же производственные мощности задействованы не на полную мощность и в среднем достигают 40%. Поэтому и здесь у нас возникает целый комплекс проблем, и задача Совета оказать содействие в решение этих проблем нацеленных на практическое внедрение работы техрегламента.

1.6. Более всего, у меня вызывает опасения дальнейшая ситуация с импортом продукции. В настоящее время емкость отечественного рыбного рынка составляет около 4,2-4,5 миллиона тонн рыбопродукции и морепродуктов, при этом 1,3-1,5 миллиона тонн это импортная продукция. Отмечу, импортная зависимость по рыбе и рыбопродукции - 35%. На этом рынке уже отмечается тенденция к концентрации и консолидации импортеров. Этому способствует ужесточение Россельхознадзора к внешним и внутренним участникам рынка. Надо признать, что неэффективность отечественной промышленности обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции. Высокая доля импорта в структуре потребления, с одной стороны, и существующая в мире долгосрочная тенденция к глобализации рынков - с другой, указывают на неизбежность обострения конкуренции и необходимость выхода отечественных производителей на уровень международных стандартов. Надо отметить, что некоторые наши рыбные компании предпринимают попытки, и небезуспешные, выхода на довольно сложный мировой рынок рыбной продукции. Между тем, наш рыбный экспорт по существу состоит в основном из сырья, а не переработанной рыбопродукции. Несомненно, что дальнейший прогресс в развитие рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений и инновационных подходов, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом, что и положено в основу принятой Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса.

Союз организаций рыбного хозяйства и аквакультуры "Рыбный союз" отмечает, что с наступлением 1 января 2009 года, когда на основании нормы Закона "О рыболовстве" вся выловленная рыба российскими рыбаками будет поступать для таможенного оформления на российский берег, фактические объемы вырастут. Россия добилась увеличения квот на вылов в 2009 году путассу, скумбрии, морского окуня и черного палтуса в Атлантическом океане по итогам переговоров в рамках смешанной российско-фарерской комиссии по рыболовству и российско-гренландских консультаций. И, наконец, знаковым событием в рыболовстве будет потенциальное увеличение объемов вылова в 2009 году, так после пятилетнего запрета возобновится промысел мойвы, и квота России на это рыбу составляет 152 тысяч тонн. По сообщению отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра, на 2009 год рыбной промышленности на Дальневосточном бассейне рекомендуется к освоению в 200-мильной зоне России более 3 миллионов тонн рыб и нерыбных объектов (без учета лососей).

В целом, в большинстве районов ожидается благоприятная промысловая обстановка.
Таким образом, с внутренними и международными квотами и благоприятной промысловой обстановкой на водные биоресурсы у нас в 2009 году - все в порядке. Остается вопрос в освоении этих квот и приему рыбы на российский берег.

Вроде бы, в такой ситуации есть очевидный шанс у наших рыбаков и производителей значительно потеснить "импортную" рыбу. Между тем, у меня вызывают сомнения способности нашей рыбы и рыбопродукции в ближайшей перспективе эффективно конкурировать с "дешевой" импортной.

Я не исключаю, что до сих пор происходят случаи нарушения таможенного законодательства со стороны российских импортеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, "серого" импорта на таможне, недостоверной декларации и предоставления сведений на ввозимую в Россию рыбопродукцию, "манипуляция" импортерами со структурой и объемом, страной происхождения, при этом российский импортер нередко занижает таможенную стоимость продукции, что, безусловно, приводит к негативным последствиям для государства и развития отечественного рыбного рынка в части снижения уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей, и как следствие этого - снижение конечной стоимости на импортную продукцию, что в конечном итоге приводит к ценовой неконкурентоспособности и снижению доли отечественной рыбопродукции в общем объеме рыбного рынка России. Ввозимая из Испании рыба на самом деле производится в Аргентине и Чили. Нидерланды, Дания на 80 процентов переупаковывают чужую рыбу. Что касается крупнейшего экспортера в нашу страну - Китая, то, это в основном реэкспорт нашей рыбы.

В целях регламентации на импорт и соблюдения безопасности и качества продукции Россельхознадзор ужесточает с 1 января 2009 года импорт рыбы с заводов стран Евросоюза, Китая, Японии, Вьетнама. Это, безусловно отражается и на сокращение кол-ва импортеров, так в 2007 г. количество импортеров только по группе "Свежемороженая рыба" составляло - 517 импортеров, а в 2008 г. всего лишь - 249. Получается, что сокращение за такой короткий срок - чуть ли в не 2 раза. Это не считая импортеров охлажденной рыбы, филе, готовой рыбопродукции, морепродуктов, консервации. Для сравнения, на рынке мясного импорта в период с 2007 г. по 2008 г. количество участников сократилось всего лишь на 17 % с 774 компаний-импортеров в 2007 г. до 660 к нач. октября 2008 г. Процессы по сокращению импортеров - это конечно же положительная тенденция, если бы она касалась еще и объемов импорта.

Но все же, необходимо понимать, что на данный момент импорт рыбопродукции необходим, так как восполняет и удовлетворяет потребности рыбного рынка прежде всего по тем видам рыбопродукции, которые мы самостоятельно не можем в достаточных объемах выловить или вырастить на предприятиях аквакультуры и марикультуры.

Со стороны участников "Рыбного союза" и инвестиционно-аналитической группы "Рыбного союза" проведена большая работа и накоплен практический опыт по изучению и анализу ситуации, тенденций и прогнозов развития рыбной отрасли и импорта. Мы постоянно проводим мониторинг и анализ отечественного и мирового рыбного рынка, отслеживаем динамику и прогнозируем тенденции развития. Мы готовы к конструктивному диалогу с профильными ведомствами, рыбными союзами и ассоциациями, экспертами и аналитиками рыбного рынка и в целом со всем рыбацким сообществом и заинтересованными лицами - по развитию рыбного рынка России. На мой взгляд, мы должны призывать всех участников рыбацкого сообщества и импортеров к открытому диалогу по проблематике развития рыбного рынка, повышения конкурентоспособности нашей продукции, импортозамещения и, в целом, обеспечения и достижения продовольственной безопасности страны по рыбопродукции.
Итогом диалога может быть Меморандум участников рыбного рынка, который будет нацелен на выработку согласованных и совместных эффективных и конструктивных действий по достижению одной из главной цели продовольственной Доктрины - достижение доли отечественной рыбы и рыбопродукции на внутреннем рынке не менее 80 процентов.

Я убежден, что важнейшими направлениями экономического развития России является формирование цивилизованного рынка, необходимости формирования цивилизованных рамок сотрудничества между всей цепочкой бизнес-процессов от рыбопромысловика или импортера до производителя и ритейла. По моему мнению, мы должны выработать комплексную программу по развитию и формированию прозрачности рыбного бизнеса, "обеления" импорта, мер и конкретных действий по созданию конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, соблюдению стандартов качества и безопасности и технического регламента по выпуску, способствованию организации и функционирования рыбных бирж, логистической инфраструктуры, рыбных оптовых рынков, налаживанию тесных контактов между представителями рыбных компаний и торговли.

Надо понимать, что рыбный рынок нуждается не только в защите, но и в активном взаимодействии участников рыбного рынка по функционированию и развитию рыбного рынка в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции. Государство пришло к осознанию того, что необходимо способствовать развитию рыбной отрасли, но этот процесс потребует времени, долгосрочного финансирования, а самое главное - вызовет немало трудностей и проволочек при реализации программ развития рыбохозяйственного комплекса на местах. И мы, члены Общественного совета должны помочь Росрыболовству и всему рыбацкому сообществу - в преодоление этих трудностей и проблем.


Митупов Тимур Гуруевич - Руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт" и Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры, член Общественного совета Федерального агентства по рыболовству

www.viperson.ru

13.01.2009

viperson.ru

Док. 538198
Перв. публик.: 13.01.09
Последн. ред.: 16.12.10
Число обращений: 8

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``