В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: Геоэкономика и глобалистика (новый класс гуманитарных дисциплин и их общественное значение Назад
Эрнест Кочетов: Геоэкономика и глобалистика (новый класс гуманитарных дисциплин и их общественное значение
Мы живём в сложном мире: как в гигантском калейдоскопе идёт беспрерывная смена мировых картин. Начало третьего тысячелетия характерно многосторонней трансформацией мировой системы. Трансформация затронула все традиционные сферы. Её корни глубинны, движущие пружины, мотивационные начала и последствия неопределённы и требуют своего прояснения, дабы понять и придать выработке стратегических направлений развития в этом меняющемся мире осознанный и научно обоснованный характер.
Российскую интеллектуальную мысль постепенно всё более и более одолевает страстное желание осмыслить новейшую фазу в развитии мироосознания, выявить реальную природу надвигающейся общности, целостного и в то же время удивительно неоднородного мира, гетерогенного, в который мы повсеместно окунаемся в нашей повседневной деятельности. Мир как общность, сверкающая всеми красками разнообразия. Что скрывается за этой двойственностью? Какую тайну хранит социальная природа современного человека в своей загадочной глубине? Сумеет ли человек разгадать эту загадку? Дать ответы на эти вопросы призвана фундаментальная наука, её гуманитарный раздел.
***
На рубеже веков мы стали свидетелями уникальных феноменов: произошла гигантская реструктуризация мира, он пришёл в движение, идёт поиск новой точки стратегического равновесия. Резко обострились старые угрозы и вызовы, появились новые. Впервые пришло острое ощущение общности проблем, ощущение взаимосвязанности и взаимозависимости народов, стран, структур, институтов, партий, общественных движений, людей, каждого человека: мир стал восприниматься как единый, общий, целостный, иными словами, как глобальный. Глобальность нашла своё отражение во всех сферах общественной жизни: политической, социальной, военно-политической, культурной, морально-этической и т. д.
Мировое сообщество востребовало новую отрасль знания и она не преминула появиться - это глобалистика. Глобалистика наддисциплинарна и междисциплинарна, в рамках этой новой дисциплины идёт прояснение ответов на фундаментальные вопросы современного бытия, а именно: каковы движущие силы, мотивационные начала и целевые установки, подвигающие мир к глобализации? Что является приоритетным началом в процессе глобализации, что выступает её "локомотивом"? Каково оптимальное поведение суверенных государств и их хозяйствующих структур в отношениях с наднациональными системами? Каков новый класс угроз и вызовов несёт глобализация и как выстраивать с их учётом систему национальной, региональной и глобальной безопасности? Какие преимущества и новые горизонты открываются в процессе глобализации мира? Глобалистика последовательно, доказательно выстраивает логику нахождения ответов на поставленные вопросы, даёт ключ и направленность к разрешению ряда важнейших проблем, показывает расстановку сил на мировой арене, которая предопределяет в настоящее время баланс геоэкономических, геополитических и геостратегических интересов.
Особое место глобалистика отводит изучению роли национальных систем в меняющемся мире, рассмотрению практических шагов, связанных "технологией" их включения в глобальную систему и безопасным оперированием в ней.
Но нигде так ярко гигантские подвижки, разломы и глобальность не проявились, как в мировой экономической сфере (мировой хозяйственной системе). Оформилась новая наднациональная экономическая популяция - геоэкономика. Именно геоэкономика (и главенствующая её часть - геофинансы), ставшая центральным вектором транснационализированного мира, предопределяет характер ("окраску") всей системе современного мироустройства, диктует необходимость по-новому взглянуть на его институциональную форму, найти адекватные подходы к формированию нового мирового порядка, процессов международного регулирования. Завершился довольно длительный процесс интернационализации, приведший, с одной стороны, к единству мировой экономической системы, а с другой - поставил ясную и чёткую проблему: как оперировать в сложившейся ситуации.
"Выброс" экономических атрибутов за национальные рамки, зарождение наднациональных воспроизводственных потоков увлекло за собой и финансовую сферу. Сформировалась мировая геофинансовая система, которая по своим масштабам и механизмам функционирования наиболее адекватна процессу глобализации. Её феномен заключается в том, что она продолжает выступать в традиционной роли экономической среды, опосредующей функционирование мировых конвейеров - подвижных, "блуждающих" интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ) (циклов), но в то же время трансграничные финансовые потоки проявили себя в новейшей функции, как самодостаточная система, развивающаяся по своим, только ей присущим законам. Произошёл отрыв финансовой системы от воспроизводственных процессов - зародился огромный мировой слой виртуальных финансов.
Экономическая (финансовая) составляющая глобальных процессов буквально преобразила все сферы (социальную, военно-политическую, правовую и т. д.). Она стала "альфой и омегой" глобализации, центральным её движителем. И какой бы глобальный процесс мы не рассматривали, в его глубинных мотивах неизменно присутствует экономическая составляющая. Именно экономическая компонента как реальность потянула на себя "скатерть" глобализации, и если сдернуть её с "мирового стола", то обнажаются фикции: оторванные от экономики и финансов, они становятся геополитикой, идеологией, идеями, властными и силовыми устремлениями - без экономического каркаса (обруча) они разрастаются, сталкиваются, несут смерть и разрушение.
Здесь возникают вопросы высшего ранга: где очаги новых, зарождающихся глобальных процессов? Какова судьба в этой ситуации привычно устоявшихся атрибутов: государств и их структур, банковской системы, кредитного рынка, системы международного финансового права и т. д.? Однако и этим не исчерпываются вопросы. А какова судьба устоявшихся категорий (понятий)? Более того: не покачнулась ли сама гуманитарная парадигма, почувствовав "ослабевшие" категории? Ведь совершенно новую качественную окраску принимают фундаментальные (опорные) понятия. Среди них - деньги и их функции, эквивалент и его трансформация, мировой доход и условия его формирования и перераспределения, мировой рынок, и т. д. и т. п.
Не менее актуальными и важными становятся вопросы выработки новейшего класса приёмов по оперированию в условиях зарождения новых глобальных трансграничных потоков. Речь идёт о выработке таких высоких геоэкономических технологий, которые позволят не только сохранить устойчивое функционирование субъектов мирохозяйственного общения (наднациональных трансграничных ядер, национальных экономик и их хозяйствующих структур), но и извлекать из этих потоков огромные стратегические эффекты и мировой доход.
И ещё один аспект, попадающий в поле зрения глобалистики: каким образом поведут себя глобализированные пространства (экономическое, финансовое, правовое, информационное, военно-стратегическое и т. д.) в условиях вызревания и выхода на историческую авансцену новой цивилизационной парадигмы, сменяющей изматывающую техногенную фазу постиндустриализма.
Для того чтобы уяснить логику развития глобальности и механизмы функционирования глобальных процессов нужно иметь в виду следующее: глобализация не сводится только к экономическим процессам, её нельзя рассматривать изолированно от других дисциплин и, прежде всего, от теории познания, философии хозяйствования, политологии, культурологии, социологии, этнографии и других предметных, "соседних" научных сфер. Поэтому глобалистика как бы вписывается в своеобразный "триптих", объединяющим стержнем которого является геогенезис, т. е. трансформационное развитие мирового пространства: просматриваются составные части этого методологического "триптиха" - 1) "мотивация и ценности", 2) "геоэкономика" ("геофинансы"), 3) "цивилизационные модели". В любом явлении современного мира (событии) с той или иной силой акцента эти три момента присутствуют. Носитель этого "триптиха" - новый, "геоэкономический человек". Он совершенно по-новому осознаёт окружающий его мир: здесь присутствует не системное, не линейно-плоскостное (диалектическое, кантовско-гегелевское, линейно восходящее) мироощущение, - постиндустриализм и его высшая, техногенная фаза (информационное общество) выросли на этих началах, растерзав человека на части, превратив человека в функцию его мельчайшей черты, способности, склонности, иначе говоря, наделив человека специальностью и тем самым изувечив его, внутри и внешне выстроив грандиозные противоречивые "системы-мифы", - а объёмное, пространственное восприятие мира, включающего в себя новейшую составляющую: психосферу гармонии и самосохранения. Здесь уже иной масштаб ответственности - "глобальный человек" (я называю его "геоэкономическим человеком") становится носителем глобального этоса и оснащается не диалектическим методом познания мира, а новым, выросшим из него, значительно "переросшим" его методом - квадралектикой.
Это не есть космополитизм "безродных" , здесь удивительное сочетание национального и наднационального, ощущение своих "локальных", "местных" корней и одновременно охват "своей" цивилизационной принадлежности, но самое примечательное - выход на глобальное мироощущение. Собрать растерзанного человека в единый "узел" и ввести его в новый мир - Мироздание нового ренессанса - вот грандиозная и великая задача, и мы на пороге к её разрешению. Битва за нового человека уже началась!

Безопасность Евразии, 2006, N 2.

viperson.ru

Док. 537967
Перв. публик.: 12.01.06
Последн. ред.: 20.12.10
Число обращений: 136

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``