В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прокурор Пермской области: `Пока никакого заката я не чувствую` Назад
Прокурор Пермской области: `Пока никакого заката я не чувствую`
Наличие экспрессивно окрашенных слов в его разговоре выдают в нем человека неординарного и очень эмоционального. В его кабинете привлекают внимание несколько львов работы наших уральских мастеров. Но самый главный лев здесь - он сам, прокурор Александр Кондалов. Коллеги говорят о нем: "Лев, да еще какой!" Львы конца июля - начала августа считаются самыми настоящими: волевыми, импульсивными и по-человечески обаятельными. Наверное, астрологи правы. Во всяком случае, Александр Кондалов еще год назад, во время первой нашей встречи, произвел впечатление чрезвычайно независимого и властного человека. Удивляло и в то же время подкупало его нежелание кивать ни в сторону областной администрации, ни в сторону региональных депутатов. Держась каким-то особняком в политическом бомонде Прикамья, Кондалов, в том числе, стал известен своим умением подчиняться исключительно генеральному прокурору, но не местным властям. Помню, тогда, говоря о друзьях, которые у него появились в Перми (назначен прокурором Пермской области в 2000 году), Александр Николаевич отметил: "У прокурора должен быть один друг - это его жена, все остальные - приятели". Как оказалось, теперь приятелей в Перми у Кондалова стало еще меньше.
Впрочем, немало удивил меня Александр Николаевич и в этот раз. Мы встретились после его возвращения с внеочередной, "экстренной" коллегии в Генеральной прокуратуре.

Александр Николаевич (А. Н.) Такие коллегии не проводились ни в прошлом, ни в позапрошлом году. Генеральный прокурор усмотрел в действиях прокуроров субъектов много нерешительности. Поэтому коллегия прошла в очень жестком ключе. Пермская область упоминалась в докладе генпрокурора только один раз, но также достаточно критично. Объясню, в чем дело. Мы достаточно активно реагируем на факты нарушений учетно-регистрационной дисциплины в органах милиции. Так, в этом году нами было поставлено дополнительно на учет 700 преступлений, начальникам отделов внутренних дел мы внесли 231 представление, указывающее на вскрытые нарушения. А вот дальше - провал. Число наказанных в дисциплинарном порядке сотрудников милиции у нас не соответствует даже половине представлений. Естественно, возникает диссонанс: 700 незарегистрированных преступлений, которые мы выявили, 231 - представление и 101 - наказанный (цифры взяты до окончания отчетного периода). Поэтому наша работа в этом направлении была названа пустой писаниной. Кроме того, среди этих 101 нет ни одного большого начальника, только среднее звено или простые сотрудники.

Редактор (Ред.) А почему вы так мало наказали сотрудников милиции, если вам это положено? Может, потому, что с Юрием Георгиевичем Горловым у вас хорошие отношения?

(А. Н.) У нас и до Юрия Георгиевича эти показатели не блистали. Самое первое, конечно, - это наши субъективные недоработки, в том числе и аппарата управления. Во-вторых, на ситуацию повлияли те никчемные представления, которые выносятся прокурорскими работниками в отдаленных райцентрах. Они пишут по поводу и без повода. А начальник милиции по таким пустым представлениям, естественно, ничего не предпринимает. Так и получается: на пустое представление - пустой ответ. Это портит всю нашу областную статистику!
К тому же, с некоторых пор мы стали проводить с работниками милиции совместные проверки законности регистрации преступлений. Ну, а коль мы проводим их совместно, то и вместе находим какие-то безобразия в "учетке". Мы в таких случаях воздействуем на своих прокуроров, а начальники милиции - сами, своими руками, воздают своим сотрудникам за нарушения учетно-регистрационной дисциплины. Здесь мы не пишем представления, а наказания-то есть! То есть я хочу сказать, что число наказанных фактически гораздо больше, чем мы могли бы показать. Еще одна проблема, на которую нам указали. Мы не достаточно активно работаем в направлении возвращения долгов предприятий по заработной плате. Точнее, количество предъявленных заявлений, вроде бы, немаленькое, число возбужденных уголовных дел по данным фактам - тоже на уровне, а вот реальное возвращение денег в рублях - оставляет желать лучшего и не соответствует показателям всех остальных субъектов Приволжского федерального округа. Уже вчера, после моего возвращения из Москвы, здесь, на аппаратном совещании, мы об этом очень страстно поговорили. И уже через два дня после коллегии сумма возврата долгов предприятий увеличилась с семи до 53 миллионов рублей. Хотя надо признаться: мы, наверное, недостаточно занимались этой работой: только с мая, после соответствующего нового указания генерального прокурора.

Ред. Александр Николаевич, Пермская область уже заняла прочные "передовые" позиции по уровню преступности: количество преступлений у нас на 57 процентов превышает среднероссийский показатель. У каждого силового ведомства сегодня, как правило, - свои объяснения такой напряженной криминогенной ситуации. А каково ваше мнение?

А. Н. Это тема, скорее, не для меня, а для криминолога. Криминология - это целая наука, которая как раз в большей степени и объясняет криминогенную обусловленность. Для того чтобы разобраться с корнями преступности в Пермской области, нужно углубиться в историю. Выяснить: какая демография в регионе, какие слои общества его населяли ранее, и кто здесь осел, кто что строил, и вообще - из чего состоит Пермская область? Я думаю, главная причина в том, что в свое время Прикамье было перенаселено лицами, отбывающими наказание. Об этом вам скажет любой руководитель правоохранительных органов. На две трети лица, которые отбывали наказание, здесь и осели.

Ред. Давайте поговорим о модной нынче теме борьбы с коррупцией. Почему модной? Потому что она была инициирована именно руководством страны. Известно, что сегодня происходит повсеместное увеличение числа уголовных дел в этой сфере. В Пермской области на слуху дела о коммерческом подкупе на "Мотовилихинских заводах", ЦБК Я уже не говорю о резко возросшем количестве дел по 290 статье (получение взятки), в которых фигурируют, как правило, учителя и врачи - словом, работники бюджетной сферы. Как вы оцениваете борьбу с коррупцией в такой постановке? И каковы, собственно, усилия прокуратуры в этой борьбе?

А. Н. Работу в этом направлении оцениваю меньше, чем на "тройку".

Ред. Почему?

А. Н. Потому что нет уголовных дел по коррупции в истинном понимании этого слова. Так, есть отдельные фигуры, мелкие "рыбешки", которые вылавливают оперативные службы разных ведомств

Ред. А вы хотите поймать крупных?..

А. Н. Не то чтобы хочу - хотеть в данном случае, может быть, неприлично. Я просто знаю, что раз это явление есть, то есть люди, которые должны сесть на скамью подсудимых. Вот и все. Мы знаем, что чиновники уже настолько "проржавели" из-за поборов и взяток, что компания одного года нас не спасет от этой ржавчины. Поэтому я убежден, что работа по борьбе с коррупцией у нас велась слабо. И то, что в этом году мы выдали 230 процентов дел по взяткам, ни о чем не говорит. Если себе поставить цель поднимать только эти цифры, не заботясь о содержании, которое за ними стоит, то их можно удвоить, утроить Вот на этом же совещании заместитель прокурора по ПФО сделал замечание, что в одной из областей округа эти показатели сделали исключительно на лесниках, гаишниках и преподавателях. Что было на поверхности, то и показали. Выявить этот слой нетрудно. А вот с коррупцией, которая наблюдается в высших эшелонах власти субъектов Федерации, власти города, района: на уровне глав, заместителей, прочих других чиновников, мы пока беспомощны. У нас таких примеров - единицы. На пальцах одной руки, наверное, можно пересчитать.

Ред. Расскажите о некоторых

А. Н. Я имею в виду дело Щербинина, заместителя главы Свердловского района, по злоупотреблению служебным положением. В настоящее время уже состоялся суд, его оправдали. Однако суд вышестоящей инстанции удовлетворил наш протест на этот приговор. В результате он был отменен, и сейчас мы ожидаем повторного рассмотрения. Близится к завершению расследование по уголовному делу в отношении бывшего руководства ГУИН по Пермской области. Там речь - о злоупотреблении при размещении государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции для исправит

Док. 537947
Перв. публик.: 19.07.04
Последн. ред.: 12.01.09
Число обращений: 199

  • Кондалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``