В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Единая Россия` - самая коррумпированная партия Назад
`Единая Россия` - самая коррумпированная партия
Виктор ИЛЮХИН,
депутат Государственной Думы

Президент внес на рассмотрение блок законопроектов по борьбе с коррупцией

Фракция КПРФ проголосовала в первом чтении за принятие антикоррупционных законопроектов. Однако наше голосование было не столько правовым, сколь политическим, и вот почему. Наконец-то свершилось то, о чем мы говорили на протяжении двух десятков лет. Но наши предложения отвергались или большинством в парламенте, или президентами страны. В 1995-97 гг. Борис Ельцин дважды отклонял законопроекты о борьбе с коррупцией, разработанные нашей фракцией. А дальше в течение восьми лет барьеры на пути их принятия воздвигала команда Владимира Путина. И только Президент Дмитрий Медведев, реально убедившись в том, что коррупция приняла масштабы национального бедствия, внес обсуждаемый блок законопроектов. Коммунисты в Госдуме в который раз оказались правы в своих предложениях.

Потерянные годы не позволили законодателям, честным судьям и работникам правоохранительных органов наработать опыт и эффективно его использовать в противодействии злу. Такова цена недальновидности пропрезидентского большинства в Госдуме и одновременно безответственного, а в чем-то и преступного поведения чиновников высокого уровня. Сама коррупция стала главным тормозом в выработке законодательных мер.

Сейчас мы поддерживаем Президента, ибо надеемся, что это его первые, но не последние шаги по противодействию коррупции. Что касается обсуждаемых проектов, то они, к сожалению, не содержат последовательных и эффективных предложений. В них много непроработанных позиций, пробелов и больше полумер, чем радикализма, а без него сегодня не обойтись.

Пока что в проектах, как и в национальном плане по противодействию коррупции, нет ярко выраженной концепции, которая должна заключаться в неукоснительном исполнении законов всеми гражданами России, независимо от их должностного, социального положения и статуса. Создается такое впечатление, что предложения в основном направлены на установление ответственности и дисциплины внизу, но не в верхах. Например, в конституционный закон о правительстве предлагается лишь одна поправка на полстранички, хотя правительственная власть утонула в кумовстве, формируется по принципу землячества и личной преданности, а не по деловым качествам и профессионализму. Засилие "питерских" в высших эшелонах власти оборачивается для России большой бедой, в том числе и коррумпированностью. Семейственность и кумовство укоренилось и в регионах, а неисполнение законов стало всеобщим явлением, большой трагедией России.

Конечно, в противодействии коррупции сразу всего не охватить - слишком далеко зашла "болезнь". Поэтому в первую очередь необходимо обратить пристальное внимание на далеко не благополучную ситуацию в деятельности судов и правоохранительных органов, призванных противостоять преступности и произволу. Именно с них надо начинать кадровую чистку, одновременно создавая благоприятные условия для работы, чтобы потом можно было обеспечить борьбу с коррупцией во всех структурах государственной и муниципальной власти.

А пока, к сожалению, приходится отмечать, что слово "законность" постепенно исчезает из лексики защитников правопорядка и подменяется различными понятиями и целесообразностью. Плохо, когда в судах и правоохранительных органах допускаются ошибки, но еще хуже, когда там упорствуют в неправильно принятом решении, вместо того, чтобы извиниться перед потерпевшим от беззакония и возместить причиненный ему ущерб. Ну и вовсе становится нетерпимым, коли руководители ведомств берут нарушителей под свою защиту.

Будем объективными - Президенту Медведеву досталось тяжелое наследие. Коррупция в России получила наибольший размах именно за последние десять лет. В этот же период в основном был сформирован губернаторский корпус, судебная власть, прокурорский надзор, федеральные органы власти. В управленческих креслах сегодня сидят люди или сами погрязшие в коррупции, или виновные в том, что она расцвела буйным цветом. Поэтому рассчитывать на их активное борьбу со злом просто не приходится.

При этом в стране нет отлаженной системы общественного и государственного контроля за поведением чиновников. Нет и разумной кадровой политики. Ряд губернаторов и министров десятилетиями сидят в одних и тех же кабинетах, забронзовели и не считаются с законом. В России

необходима великая кадровая революция. Пока дарькины и ткачевы у нас руководят регионами, ни о каком реальном наведении порядка речи быть не может. Даже самый блестящий закон, если он будет написан, останется пустой бумагой, если нет воли исполнять этот закон. А воля должна идти сверху. Без этого мы не одолеем коррупцию.

Мы глубоко убеждены, что Совет Федерации должен формироваться путем прямых тайных выборов, как и Госдума. Федеральные округа выполнили поставленную перед ними задачу и их необходимо распустить, за исключением находящихся в них межрегиональных подразделений прокуратуры и МВД. Судебная власть в стране должна формироваться исключительно Федеральным Собранием и законодательными органами регионов. Городские и районные суды следует избирать путем прямого, тайного голосования на альтернативной основе. Кандидатов в судьи для голосования должны подбирать законодательные органы.

Необходимо восстановить в полном объеме полномочия прокуратуры по надзору за дознанием и предварительным расследованием и, в первую очередь, право на отмену незаконных решений, право на принесение надзорных протестов на состоявшиеся судебные вердикты.

Мы за то, чтобы в стране был создан общественный комитет народного контроля за поведением чиновников с наделением его определенными государственными полномочиями.

Это далеко не полный перечень наших предложений. Мы их вынесли на всеобщее обсуждение. Часть из них подготовим ко второму чтению в виде поправок. Потому что без принятия радикальных мер нам Россию не уберечь.

Кроме этого чудовищные объемы имеет низовая коррупция. Основная масса коррупции именно в коммерческой сфере, не в государственной: продвинуться по службе - дай, уйти в хорошее время в отпуск - дай, устроить на работу родственника - дай. Но я бы называл это не столько коррупцией, сколько поборами. В СССР была уголовная ответственность за поборы - не только за взятку, а именно за поборы, за конфеты, за бутылки, за мелкие деньги, что суют медсестрам или врачам. Но если мы сейчас восстановим такую ответственность, то у нас 90% населения будут сидеть, а оставшиеся 10% за ними надзирать. Потому что размах страшный, это, по сути, катастрофа, и нам бы для начала со взятками в системе государственного, муниципального управления разобраться, а дальше посмотрим. И в СССР к борьбе с поборами не сразу пришли - только после того, как поняли, что более или менее со взяточничеством разобрались. Конечно, еще раз повторю, простой человек замотан именно низовыми поборами, за справки, еще за какие-то мелочи, но я боюсь, что если мы за все сразу схватимся, у нас ничего не получится и ничего мы до логического завершения не доведем.

Особого оптимизма по поводу того, что закон сразу начнет эффективно работать и быстро принесет результаты, у меня нет. Ведь кто поднял флаг борьбы с коррупцией, кто сейчас этот закон будет принимать? "Единая Россия" - самая коррумпированная партия. Сидят коррупционеры в своих теплых обжитых кабинетах и составляют план, как бороться с самими собой. Разве это не смешно? Правда, смех сквозь слезы. И в этом главная трагедия.


26 декабря 2008
www.specletter.com

Док. 537656
Перв. публик.: 26.12.08
Последн. ред.: 11.01.09
Число обращений: 104

  • Илюхин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``