В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Международные Успенские чтения `Память и история: на перекрестке культур`, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Назад
Международные Успенские чтения `Память и история: на перекрестке культур`, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра,
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет,
Патриарший Экзарх всея Беларуси


"Слезы, и память смертная, и умиление"

Святитель Иоанн Златоуст

Ваше Блаженство, дорогой владыка Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, братия и сестры, уважаемые участники и организаторы восьмых международных Успенских чтений!

Нынешний год имеет особый статус в летописи трёх братских народов, воплотивших во всемирной истории человечества такое таинственное, предельно земное и вместе с тем непостижимо высокое явление, каким пребывает Святая Русь.

Прошло десять веков и двадцать лет с того дня, как святой равноапостольный князь Владимир крестил Русичей в водах Днепра. И сегодня мне хотелось бы обратить особое внимание именно на последние двадцать лет, которые миновали с 1988 года, ставшего в нашей общей летописи исторического бытия вторым Годом Крещения восточнославянских народов.

Думается, что здесь, в стенах древней Лавры и пред лицем собора Киево-Печерских святых, вполне уместно и своевременно взглянуть на эти два десятилетия с особой точки зрения, которая напоминает о весьма важных закономерностях взаимных отношений человека и его Творца, народа и его Господа, Церкви и её Главы.



Вавилонский плен: реальность и образ



В конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого века мысли множества людей сходились в одной общей точке: закончился 70-летний плен народа, сравнимый с Вавилонским пленом древних библейских времён!

Что ж, тому действительно были и есть основания, буквально совпадающие с известными пророчествами архангела Гавриила. Напомню, как Вестник Божий открыл богомудрому Даниилу, что Вавилонский плен ветхозаветного народа продлится 70 лет, и время, оставшееся до земного служения Христа Спасителя, будет в семь раз дольше времени этого плена (см.: Дан. 9: 20-27).

Чем больше мы узнаём о событиях ХХ века и задумываемся над их причинами и следствиями, тем больше осознаём абсолютную и принципиально неизменную закономерность исторического развития человеческого рода. Отступая от Бога и отталкивая хранящую десницу Творца, и человек, и народ, а в эсхатологической перспективе - и весь человеческий род становятся добычей диавола.

Диавол же, как известно из определения апостола и евангелиста Иоанна, "был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины" (Ин. 8: 44). Более того: ненависть его обращена на каждого человека без исключения, и он никогда не спасает даже вернейших своих адептов. Инстинкт его - "зло во всякое время" (Быт. 6: 5), а неизменная цель в мире людей - уничтожение образа и подобия Божия, которыми по природе наделён каждый человек.

На рубеже седьмого и шестого веков до Рождества Христова пророки Иеремия и Иезекииль с непревзойденной убедительностью доказывают, что период пленения стал для жителей Иерусалима и всей Иудеи объективным и неизбежным результатом их отступления от Бога.

Следуя очевидной аналогии, период между 1917 и 1988 годом также был неотвратимой реакцией на глубинную внутреннюю перемену ценностей, которая по-своему совершалась во всех слоях населения Российской империи и во всех сферах её жизни.

"Во всём постигшем нас Ты праведен, - звучат со страниц Писания слова Неемии, обращённые к Богу, - потому что Ты делал по правде, а мы виновны. Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим И в царстве своём, при великом добре Твоём, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не обращались от злых дел своих. И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим мы рабствуем" (Неем. 9: 33-36).

Вслушиваясь в покаянные слова ветхозаветной книги Неемии, мы в благоговейном ужасе сознаём, что сквозь века и тысячелетия они напрямую обращены к нам и свидетельствуют о нашей истории с буквальной, я бы даже сказал, с чрезвычайной точностью Убедиться в этом нетрудно даже при поверхностном воспоминании лишь некоторых страниц жизни нашего Отечества и нашей Церкви.

Вспомним историю сложных взаимоотношений Церкви и ряда Российских самодержцев в период от Патриарха Никона и царя Алексия Михайловича до восстановления Патриаршества на Руси.

Вспомним также историю вольнодумства весьма значительной части отечественного дворянства и интеллигенции в XVIII и XIX столетиях. Вольнодумства, ставшего семенем, которое принесло нашему Отечеству в ХХ веке кровавые плоды общенациональной смуты, чреду социальных катастроф, иго невиданных репрессий.

Обратим наше внимание на особенности возникновения народовольческого движения и развязанного им террора. Это было следствием крайнего нигилизма, который поначалу вошёл в моду среди разночинцев, но весьма скоро проник в плоть и кровь так называемого "образованного общества".

Не забудем возродить в памяти этапы развития трех русских революций, биографии их главных действующих лиц и хронику общего заката империи в вихре гражданской войны - самого страшного национального бедствия, после которого не остаётся победителей, но весь народ оказывается побеждённым. Образ Вавилонского плена свидетельствует именно об этом, хотя в нашем случае дело обстоит ещё хуже и сложнее... Ведь в XX веке и пленники, и их покорители были соотечественниками, что лишь усиливает трагизм произошедшего.

Наконец, мы не можем умолчать о кризисе в самой Российской Поместной Церкви, который проявил себя с трагической красноречивостью в обновленческом движении.



Алгоритмы истории



...Итак, в собственной истории мы обозначили те позиции, которые напрямую соответствуют словам Неемии, произнесённым в период восстановления жизни богоизбранного народа по его возвращении из Вавилона в Землю Обетованную.

Иными словами, мы увидели в действии проявление одной из духовно-исторических закономерностей, которые в целом сравнимы с алгоритмами в математике. Напомню, что, по определению, алгоритмом называется способ решения задачи, который точно предписывает, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

Позволю себе привести пример, непосредственно относящийся к нашей теме. Так, обретение свободы всегда связано с познанием истины. Таков объективный закон, который прозвучал в устах Господа нашего Иисуса Христа: "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8: 32). Из этого следует, что подлинная свобода для человека и общества достижима лишь при условии познания некоей глубинной правды, некоего закона жизни, соблюдение которого гарантирует высокое качество индивидуальной и социальной свободы.

Не случайно в народе бытует присловье, в котором проявляется ясное и четкое различие этого качества личной свободы человека: "вольному - воля, спасённому - рай". Об исторических путях славянской вольницы и славянской борьбы за свободу можно написать не один том интереснейших исследований... Но вывод при этом возможен только один: славянская вольница бесплодна и чаще всего губительна, ибо она по сути своей безбожна. А подлинная славянская свобода достижима лишь при условии следования призыву Христа Спасителя: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6).

Не могу не вспомнить о ярчайшем проявлении духовно-исторического алгоритма, да простит мне строгая аудитория эту терминологию, который, по меньшей мере, трижды актуален для нас с вами в контексте рассматриваемой темы. В Назаретской синагоге Христос Спаситель прочёл строки из Книги пророка Исаии (Ис. 61: 1-2), известные в то время каждому Его земному соотечественнику:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное". Когда в наступившей тишине все взоры были обращены на Него, прозвучали слова Господа Иисуса Христа: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк. 4: 18-21).

Это был час буквального исполнения пророчества, которое относилось и лично к самому пророку Исаие, и к Мессии, о Котором прямо сказал Ветхозаветный Евангелист, и к такому сложнейшему будущему ист

Док. 537541
Перв. публик.: 28.09.08
Последн. ред.: 11.01.09
Число обращений: 84

  • Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``