В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимур Митупов ООО `Агропромышленный комплекс `Росмясо`: `Состояние и перспективы развития ситуации на российском мясном рынке в период мирового кризиса` Назад
Тимур Митупов ООО `Агропромышленный комплекс `Росмясо`: `Состояние и перспективы развития ситуации на российском мясном рынке в период мирового кризиса`
18-19 ноября 2008 г. в Москве - прошел международный форум "AGRO-DIRECTOR". На форуме руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК "Хладопродукт" Тимур Гуруевич Митупов выступил с Докладом "Состояние и перспективы развития ситуации на российском мясном рынке в период мирового кризиса".

Мировой кризис начал негативно отражаться на отечественных агропромышленных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования агропромышленного сектора, фактически перекрыл возможность кредитоваться и рефинансировать свои долги. Ставки по банковским кредитам и доходность по облигациям агропромышленных компаний значительно возросли, что повлекло за собой возросшую стоимость обслуживания долга.

Стоит отметить, что условия кредитования и эмиссия рублевых облигаций до конца 2007 года была довольно выгодным инструментом финансирования агрокомпаний. На фоне развития и финансирования в рамках Нацпроекта и активности выхода на фондовый рынок агрокомпании набрали заемных средств. За 9 мес. 2008 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 6,4%, а объем кредитов в АПК увеличился на 20 млрд. руб. и достиг - 325 млрд.руб. Инвестиции в развитие материально-технической базы уже начали давать свои положительные плоды - в основу которого, положен переход к стабилизации и дальнейшему развитию АПК.

По прогнозам Минсельхоза, в 2008г. производство скота и птицы на убой составит более 9 млн. тонн в живом весе, что почти на 7% больше показателей 2007 года. Высокую динамику показывают производители мяса птицы - 16,5%, свинины - 8%. Хороший рост демонстрирует и промышленное производство и переработка.

В ближайшие годы при оптимистичном прогнозе будет наблюдаться динамичное увеличение потребления курятины и свинины, с незначительным снижением потребления мяса говядины из-за его высокой себестоимости и цены.

По прогнозу, к 2015 году потребление мяса достигнет 10 млн. тонн, в т.ч. говядины 2,2 млн т, свинины - 3,5 млн т, а куриного мяса - 4,6 млн т. На данный момент, потребление составляет около 60 кг. на душу населения, в сравнение с западными странами 95 кг.

По данным Мясного союза, потребление говядины и свинины в 2007 году в России достигло - 5,1 млн тонн или $16,4 млрд, из которых 1,5 млн тонн пришлось на импорт. Весь рынок птичьего мяса - 3,18 млн тонн или- $7,3 млрд, по данным Росптицесоюза. Из них на импорт пришлось 1,3 млн тонн.

Данные Росстата, свидетельствуют о значительном снижении импортной зависимости по птице и свинине. Так, по птице в 2002 году - импортная зависимость-52%, а по итогам 2008 года около- 36%. В 2008 году предполагается увеличение производства на 15,8% или 300 тыс. тн. до 2,2 млн тонн отечественного мяса птицы, а потребление мяса на душу населения вырастет до 23,2 кг.В целом с 1997 г. среднегодовой прирост в птицеводстве составляет около 20%. В период с 2009 по 2012 год планируется поэтапное наращивание производства мяса птицы в РФ - до 3,3 млн тонн, а удельный вес импорта довести до 8%.

В связи с ростом отечественного производства птицы и свинины, в дальнейшем- необходимо пересматривать объемы квот ежегодно и определять их размер, как разницу между прогнозом объема потребления и объема отечественного производства по каждому виду мяса. Наряду с этим, эффективно и гибко применять систему импортных пошлин, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной мясной отрасли.

Между тем, на фоне финансового кризиса, мясной рынок может потерять в весе, если начнутся непопулярные методы "оптимизации бизнеса", которые сегодня применяют некоторые компании. Даже, если пессимистичные прогнозы оправдаются, резкого "схлопывания" рынка все же не произойдет. Рецессия может произойти- после 3-4 месяцев ожидания - это и есть срок, по прошествии которого мясной рынок, в особенности колбасный и полуфабрикатный может начать кардинально меняться. Но это при пессимистичном сценарии. Производители в основном предсказывают, что до конца года ситуация будет в норме. В целом продажи мясопродукции по результатам 2008 года останутся не ниже уровня п.г. - 6,3 млн. тонн.

Рынок мясопереработки может сократится в основном за счет смещения фокуса предпочтений с изделий класса премиум и high-middle в нижний-средний и экономсегменты. Уже сейчас падает реклама на премиум-бренды, и освящается более демократичной мясной продукции. При неблагоприятных прогнозах спад мясного рынка можно ожидать на 20 процентов. Все ждут итогов IV квартала этого года - именно он покажет: либо российская экономика отделается легкими потерями, либо все всерьез и надолго. А пока, мясные компании, замерли в ожидании последствий финансового кризиса.

В условиях кризиса ликвидности и относительного роста спроса на продукцию, который неизбежен при ускоряющихся темпах роста цен, я склоняюсь к мнению, что на мясном рынке наступает процесс консолидации и прихода иностранных игроков. Так, в ноябре 2008 г. крупнейший финский производитель мясных продуктов Atria Group завершит приобретение мясоперерабатывающего завода "КампоМос" за 75 млн евро, а ранее приобрела "Пит-Продукт" и построили под Питером новый мясоперерабатывающий завод. Эти сделки - начало большого передела собственности в мясной индустрии и показывает интерес западных компаний к нашим мясным активам. Сейчас в России функционирует более 300 мясоперерабатывающих заводов. Уже сейчас некоторые мясоперерабатывающие предприятия выставили свои активы на торги и активно ищут потенциальных инвесторов.

Более того, облигационный способзаимствования уже мало кого привлекает: кризис ликвидности, сильно сказался на российском фондовом рынке. На фондовом рынке с конца 2007 г. по н.в. уже около 20 эмитентов не выполнили в срок свои обязательства по облигациям. Паралич рынка рублевых корпоративных бондов, особенно бумаг третьего эшелона, по оценкам, продлится в течение I пол. 2009 г. В этой мрачной статистике дефолтов лидирующие позиции занимают компании ритейла и агропрома.

В декабре 2007 г. компания "Евросервис" задержала погашение своего выпуска. В конце июля 2008 г. "Держава". В августе "Агрохолдинг" и "АЛПИ-Инвест". В октябре "Русские масла" допустил технический дефолт по облигационному займу.

В связи с этим, НМА направила письма 1 вице-премьеру Зубкову и министру сельского хозяйства Гордееву, в которых предложила для поддержки аграрных предприятий в период кризиса выкупить их облигации на сумму до 100 млрд руб. Сейчас создана рабочая группа, которая решает проблемы пищевого сектора по всей вертикали -- от производителя до розницы. Одной из возможных мер помощи пищевому сектору, может стать предложение НМА, в конце октября направленное в Московское правительство. Она предложила временно выкупить имеющиеся на складах продукты длительного хранения, для того чтобы производители могли получить оборотный капитал и компенсировать убытки от увеличения рассрочек платежей торговых сетей.

Сегодня можно быть уверенным, что банки не исключает возможности инвестирования в долговые обязательства мясных компаний. Речь идет, о возможном выкупе облигаций у наиболее крупных компаний отрасли, среди которых петербургские "Meatland" и ГК "Рубеж".

В целом, обилие дефолтов по облигациям формируют не радостные перспективы. В этом плане эти дефолты бросают тень на весь сектор эмитентов 3 эшелона, включая агропромышленные компании. Из мясоперерабатывающих компаний на долговом рынке сейчас обращаются облигации "Дымовского колбасного производства", "Микояновского мясокомбината" и "Группы Черкизово". Совокупный объём этих выпусков составляет соответственно 3,6 млрд. рублей. Доходность рублевых бондов по данным компаниям сейчас расположены выше ставок по облигациям компаний пищевой промышленности. Удорожание стоимости обслуживания долга в значительной степени, способствует росту цен на мясо и мясопродукцию.

В целом за 2008 г. средний рост цен на мясо и птицу составит около 23,8% (за 10 мес. 18,8. Как, следствие этого, за год в стоимости минимального набора продуктов питания -доля мясопродуктов снизилась с 21% до 17%.

В условиях быстрого роста цен на сырье и энергоносители производители не могут восстановить необходимый уровень рентабельности, работая с сетями. Многие птицеводы и мясопереработчики не имеют возможности даже компенсировать инфляционную составляющую роста себестоимости продукции из-за затягивания сетевиками процесса согласования новых цен и необоснованного занижения их уровня. Добавьте к этому, еще и отсрочку выплат за реализованный товар.

Правда, Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей разработали положение "О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети" и передали в ФАС для рассмотрения. Документ предусматривает, что компании розничной торговли-члены ассоциации не будут взимать с производителей небрендированной отечественной сельхозпродукции "входные" бонусы, плату за полку, плату за открытие новых магазинов, а также откажутся от других дополнительных платежей, не относящихся к предмету договора. Кроме того, положение не допускает навязывания невыгодных для производителей условий договоров.

Необходимо установить четкие правила взаимоотношений сетей и сельхозпроизводителей. чтобы обеспечить им рентабельное производство. Это и многое другое сейчас прописывается в законопроекте "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ".

Одна из основных проблем развития отечественного мясного рынка- импортная зависимость. Рост импорта мясопродукции, по-прежнему опережает рост отечественного производства мяса и мясопродукции.

Так, за 9 мес. 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом п.г. Россия увеличила импорт мяса свежего и мороженого на 23,6% - до 1,2млн. тонн на сумму 3,5 млрд. USD, что на 50,7% выше за аналогичный период п.г. Между тем, импорт мяса птицы снизился в объеме на 2,5 % и составил 891 тыс. т, а по стоимости рост составил 2,6% - до 937 млн. USD.

По данным Минсельхоза, доля завезенного мяса на прилавках России составляет 41,1% Минсельхоз делает все от него зависящее в рамках поддержки, протекционизма и наращивания объемов отечественного животноводства и птицеводства. Так, в начале октября 2008 г. Минсельхоз опубликовал Приказ о распределение прямых субсидий производителям в 2008 г., где определило ставки субсидий производителям свинины (10 р.) и птицы (5 р.). Отмечу, субсидии в размере 10 млрд. руб. впервые выделяются не косвенно, а напрямую.

Сам факт прямой дотации агропроизводства все производители оценивают положительно, однако в сравнение с субсидиями в странах-экспортеров США и Бразилии - явно не достаточны. Отметим, что усугублению проблем в животноводстве способствовало - до финансового кризиса - потеря конкурентоспособности в сравнении с импортом. Вполне можно предположить, что в 2009 г. Минсельхоз продолжит повышать размеры субсидий.

В начале октября 2008 г. выступая на пресс-конференции, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев выразил мнение: "К сожалению, я вынужден признать, что сегодня определенные проблемы на финансовом рынке и в банковском секторе уже отражаются на стабильной работе АПК". Некоторые банки меняют условия действующих кредитных договоров, отметил министр.

Это в действительности так, банки в лучшем случае: повышают ставки и увеличивают залоги, меняют условия действующих кредитных договоров, в худшем: прекращают предоставлять овердрафты и факторинг, останавливают рассмотрение всех новых кредитных заявок на финансирование, которое являются частью Госпрограммы развития АПК, требуют досрочного погашения кредитов.

Такие же проблемы по кредитованию складываются и у предприятий животноводства, мясопереработки, трейдеров, импортеров и торговых компаний. Учитывая, возрастающую импортную зависимость от мяса, российские импортеры оказались в критической ситуации. Так августовские заказы импортеров мяса простаивают на таможенных терминалах, из-за нехватки средств у них оплатить внешнеторговые контракты.

Несколько лучше положение у агрохолдингов, которые привлекали долгосрочное финансирование в рамках нацпроекта развития АПК сроком на пять-восемь лет. Между тем, собственных и заемных средств при росте производства и потребления, увеличения в целом емкости мясного рынка - не хватает, а рынок внешних заимствований и облигационных займов надолго закрыт.

Это приведет к вполне ожидаемым и очевидным результатам: развитие АПК сильно затормозится.

Уже сейчас, на мясном рынке прослеживается очень опасная тенденция - "Кризис доверия" среди всей цепочки бизнес-процессов от производителя и импортера до конечного звена продавца мяса и мясопродукции. На данный момент, в начале продавцы рыбопродукции, а затем уже мясные компании начали отпускать продукцию в предоплату, а иностранные экспортеры мяса и рыбы пересматривать свои договорные обязательства в сторону усиления мер по предотвращению не платежей, в т.ч. сокращения сроков оплаты за поставленную продукцию, лимитирование и сокращение объемов поставки, прекращения пролонгаций договоров и соглашений и т.п.

Стоит отметить, что российские ведущие розничные операторы начали получать кредитные ресурсы в рамках поддержки Правительством розничной торговли. Между тем, получив поддержку государства, они не торопятся в свою очередь оплачивать за поставленную продукцию производителям и оптовым предприятиям. В ряде случаев, просрочка платежей у розничных сетей достигает уже от 1 до 2 месяцев. По моему мнению, основная причина просрочки оплаты за поставленную мясную продукцию - содержится в инвестиционных планах сетевых ритейлеров. Есть опасения, что направленные государством средства ритейлерам будут использованы не по назначению. На фоне кризиса ликвидности и дефолтов сетевых ритейлеров происходит падение стоимости активов региональных сетей и снижение цен на торговую недвижимость. Отсюда, можно предположить, что часть выделяемых государством средств направленных в поддержку ритейлерам на оплату поставщикам за продукцию, может быть ими направлена на покупку дешевеющих конкурентов и недвижимости. Многие розничные сети уже заявили свои амбициозные планы по покупке ряда региональных сетей, дистрибуционных центров и т.п.

По моему мнению, не исключено, что, если не остановить надвигающийся экономический "кризис неплатежей", и последующий за ним социальный "кризис доверия" по всей цепочке от производителя до ритейла, в ближайшие два месяца, многие производители, оптовые компании и импортеры основных продовольственных товаров - откажутся от пролонгирования договоров с крупными ритейлерами. Уже сейчас видно, как сократилась ассортиментная матрица, как у крупных розничных операторов "Метро", "Ашан", так и у средних. Более того, те поставщики, кто вовремя не переориентировал реализацию через другие каналы сбыта, оказались в безвыходной ситуации - в большинстве случаев им некуда уходить, поэтому они пока "терпят". Но, к сожалению, по нашим прогнозам, помимо поредевших торговых полок после Нового года, наш покупатель может столкнуться и со значительным повышением цен. Пока производитель, оптовая компания и импортер терпят убытки, компенсирую потери сокращением численности персонала и т.п. Но очень скоро, большинство поставщиков основных продуктов питания начнут закладывать свои убытки в стоимость товаров.

Таким образом, у большинства участников продовольственного рынка складывается мнение, что у сетевых ритейлеров - оплата поставок поставщикам не является одной и основных задач компании. Кризис не платежей, уже вызывает действие эффекта домино: платежи задерживаются в итоге по всей цепочке. В связи с этим: В целях, предотвращения не целевого использования (покупки сетей и т.п.), и как следствие этого - кризиса неплатежей ритейлерами за поставленные товары и дальнейшего роста цен, государству необходимо внедрить действенный механизм по проверке за использованием ритейлерами кредитных ресурсов полученных в рамках поддержки Правительством розничной торговли

В середине ноября 2008 г. премьер Владимир Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях экономики. Поддержка реального сектора сводится к защите рынка от импорта (в 2009 г. сокращения тарифных квот на импорт свинины на 200 т.т., а птицы на 300 тыс. т, вкл. введение ввести запретительной пошлины в размере 90% на импорт внеквотной свинины) и поддержке российского производителя за счет кредитования крупных агрохолдингов и поддержание необходимого объема кредитования в рамках госпрограммы развития АПК на 2008-2012 г.г.

Все же, государству необходимо обратить пристальное внимание на адресную поддержку и равномерный доступ к ликвидности товаропроизводителей и переработчиков, трейдеров основных социальных продуктов питания вкл. мясо-рыбопродукцию, по которым наше сельское хозяйство и рыболовство, к сожалению, по не может удовлетворить в полной мере потребности у населения.

Подводя итоги, можно сказать, что финансовый кризис по некоторым оценкам приведет к положительным явлениям в виде консолидации и укрупнения компаний. К негативным последствиям можно отнести снижение инвестиционной привлекательности и темпов развития отрасли из-за снижения объёма инвестиций. Необходимо со стороны государства - принять эффективные меры по поддержанию не только крупного, но и среднего агропромышленного бизнеса, создать финансовые условия и возможности для агробизнеса-в целях сохранения темпов роста отечественного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности. В первую очередь, это касается публичных компаний, разместившие облигации и акции на фондовых рынках, эффективно осваивающие средства.

Таким образом, подводя итоги отмечу, что состояние мясного сектора продовольственного рынка требует повышенного внимания со стороны государства. Наряду с комплексным решением проблем в аграрном комплексе в целях удовлетворения спроса и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке и продовольственной безопасности страны, необходимо:
- государству проводить адекватную аграрную политику соизмеримую развитым странам, имея в виду уровень поддержки сельхозпроизводства и соответствующих защитных мер (объем поддержки сельхозпроизводителя Евросоюзом в 20-30 раз больше, чем в России).
- эффективное таможенно-тарифное регулирование (включая товарные интервенции, квотирование, пошлины, ценовой комплексный мониторинг не только на продукцию, но и на сопутствующие агропромышленному производству коммерческие расходы, надзор за безопасностью и качеством и т.п.);
- совместно с государством - отраслевыми союзами и организациями выработать оптимальное взаимодействие и механизмы снижения издержек между всей цепочкой бизнес-процессов от производителя до торговой сферы;
-выработать действенную государственную поддержку не только для сельхозпроизводителей, но и для перерабатывающих предприятий и трейдеров. Экономические и налоговые преференции, должны быть направлены тем предприятиям, которые: создают высокотехнологические производства имеющие международные стандарты качества, выстраивают оптимальные логистические и сбытовые процессы, и, в целом создают вертикально-интегрированные холдинги с замкнутым циклом от производства до реализации переработанной продукции

http://www.rosmyaso.ru/news.php?pid=26

viperson.ru

Док. 537517
Перв. публик.: 01.01.09
Последн. ред.: 16.12.10
Число обращений: 14

  • Митупов Тимур Гуруевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``