В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мария Арбатова: `Литература и телевидение грязнее политики!` Назад
Мария Арбатова: `Литература и телевидение грязнее политики!`
Она считает, что современное кино рекрутируют молодежь в бандформирования.




Известная российская писательница Мария Арбатова, которую называют главной феминисткой России, приехала в Латвию на первую ежегодную премию "Женщина года" по личному приглашению своей рижской подруги Ирины Петерсоне, президента Латвийского объединения деловых женщин. Она охотно согласилась заглянуть в наш кабачок, чтобы открыть кое-какие свои писательские секреты. А заодно подарила на память для нашего музея свою книгу "Дегустация Индии" с личным автографом.

- Мария, интересно, как вы познакомились с Ириной?

- Меня к ней в Ригу прислала Элла Панфилова. Она сама всегда страшно занята, поэтому в свое время не могла приехать сюда и тогда сказала мне: "Там, в Прибалтике есть одна девка хорошая - съезди-ка за меня!" Я поехала в Ригу только потому, что меня Элла об этом попросила. А сейчас мы с Ирой постоянно находимся, я бы сказала, в интимной переписке по Интернету. В общем, сплетничаем, кого-то обсуждаем Как и все женщины!

- В последнее время вы активно критикуете телевидение. Откуда такая неприязнь?

- Весь ужас заключается в том, что у нас фильмы, которые идут по "ящику", своей жестокостью и насилием, по сути, рекрутируют молодежь в бандформирования. Потому что уже после просмотра нескольких сериалов ты четко знаешь, как говорить по фене. Возьмите, например, "Зону", которую показывало НТВ. Из нее было понятно, что за высоким забором сидят просто прекрасные ребята. А в самой зоне находиться и вовсе невероятно престижно. В общем, там не преступники, а настоящие супергерои какие-то!

Причем этот сериал шел в школьное время, когда телевизор смотрят дети. С большим трудом, через администрацию президента, сериал "ушли". Получается странная ситуация. Ведь выяснилось, что все это "кино" снимается на наши же налоги! То есть сначала мы платим за него из своего кармана, а потом даем деньги на содержание тюрем и на всевозможные силовые структуры, чтобы они нас защищали. Так не лучше ли изначально не снимать всю эту зековскую чухню и не плодить затем лишних милиционеров?

Мой сын Петр работает спичрайтером - составляет тексты для высоких чиновников. Он, в частности, писал речь для председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Потом ее признали одной из лучших. Там как раз говорилось о телевидении. И четко указывалось, сколько КАЖДЫЙ ДЕНЬ трупаков появляется на экранах. Этой расчлененки сегодня уже столько, что многие артисты отказываются сниматься в наших бесконечных кровавых сериалах.

Собака лает, караван идет

- Интересно, каков результат выступления Сергея Миронова?

- Никакого. Собака лает, караван идет! Потому что сегодня телевидение значит больше, чем Кремль. За экраном крутятся очень, очень большие деньги. Это типично российская проблема - когда денег слишком много. В советское время была жесткая цензура. Существовала определенная шкала ценностей. А сейчас в нашем обществе взяли и, как говорит одна моя подруга, зонтиком в голове все помешали!

- Давайте перейдет к вашей писательской кухне. Сегодня модно издавать свои книжки. Откройте секрет: как стать писателем?

- Талант проявляется довольно рано. Потом человек, который видит себя в литературе, как правило, идет в какое-нибудь литобъединение. В принципе, любая школа, в том числе Литературный институт, который я сама когда-то закончила, это только лишь разговор с мастерами и обсуждение каких-то произведений. Но по-другому на писателя не учат.

Сегодня парадокс заключается в том, что, даже став очень хорошим писателем, вы без пиара не сможете издаться. Я иногда получаю потрясающие рукописи молодых талантливых девушек. Причем отовсюду - из Москвы, из глубочайших провинций. Эти вещи сразу можно номинировать на премию "Национальный бестселлер". Но увы - имена не раскрученные. Кто их выдвинет-то!

- Получается, сейчас вообще нет смысла писать?

- Вопрос в том, зачем вы хотите это делать. Если просто писать, то это одно. Это замечательно. В литературе свои законы. Если человек хочет писать, то какая ему разница, будут его покупать или нет. Но сегодня талантливый молодой автор должен понимать, что его вряд ли кто-то купит. Ну издаст он книжку тиражом в 3 тысячи экземпляров, а что толку-то? Так что Нобелевская премия ему вряд ли светит.

В свое время я много писала в стол, даже не думая, что меня когда-то напечатают. У меня были пьесы, которые запрещали по 15 лет. Представляете, что я переживала в душе. Однако я искренне даже не рассчитывала стать публичным человеком.

Писателей много, а хороших книг мало

- Тем не менее книжные полки в магазинах полны!

- Сегодня в основном берут раскрученных авторов. В магазин придет человек, посмотрит на полку и возьмет знакомую фамилию, которая у него на слуху. У нас нет нормальной критики. Она попросту не сформирована. Точнее - расформирована. Поэтому для молодых писателей сейчас крайне неудачный момент, который можно назвать промежуточным. Правда еще и в том, что нынче очень трудно понять, кто писатель, а кто нет.

В советское время была хоть какая-то стройная структура литературы. Существовал Союз писателей. Его секретари писали книжки, которые издавались бешеными тиражами. Этих авторов все презирали и мало кто читал. С другой стороны, были диссиденты, которых массово не издавали. Зато все их ксерили, читали, обожали. Запад их подкармливал. Они сами туда часто уезжали. Некоторые находились где-то посередине. Эти мятущиеся творческие натуры никак не могли определиться в своей позиции.

В любом случае, тогда было ясно, что левый, кто правый, а кто центрист. А сегодня все перемешалось. Уже нет никаких четких позиций. Книжные магазины ориентируются на свой так называемый издательский продукт. Его создают даже не писатели, а просто авторы. Они сами себя так и называют. Скажем, Маринина честно говорит, что она не писатель.

Меня часто спрашивают: "Почему покупают Оксану Робски и прочую дрянь?" В каждом издательстве сидит маркетолог, который все просчитывает. Если он видит, что в текущем сезоне лучше продавались детективы с 35 трупаками, в которых главная героиня -блондинка, то значит, нужно долбить в этом направлении. Все как в бизнесе. Холодный расчет и никаких эмоций.

Для примера возьмем Дарью Донцову. Это уже бренд. Ей самой ее же имя уже не принадлежит. Она продала себя с потрохами одному конкретному издательству. Нигде больше, кроме него, она не имеет права печататься. Зато на ее имя работает целая команда авторов.

Поэтому ей самой уже нет никакого смысла трудиться. Зато можно мелькать на телеэкранах. Конечно, именно издательства определяют, кто получит ту или иную премию. Сегодня все коррумпировано. Абсолютно все премии! Иногда возьмешь такую номинированную книгу и думаешь: ее можно было и не писать, и не читать

Женские романы пишут бородатые мужики

- Вы считаете себя женским автором?

- С какой стороны посмотреть. Сейчас женской литературой называют книжный продукт, который покупают представительницы слабого пола. Всю эту муть, включая так называемые женские детективы, любовные романы и пр. В общем, он на нее посмотрел, и ее сердце бешено заколотилось.

Обычно такие вещи пишут старые бородатые мужики, взяв в охапку бутылку водки.

Они придумывают себе витиеватые псевдонимы типа Изольда Лавровская. И, как говорит Богдан Титомир, пипл хавает. Такой издательский продукт хорошо продается. Поэтому его сильно раскручивают.

Подобная женская литература началась в те времена, когда барышни пили уксус, чтобы быть бледными. Правда, в советские годы такие произведения надолго исчезли, потому что половые признаки отменили. Даже покрой бюстгальтеров утверждали на самом верху. В стране был единый госстандарт. А идеалом женщины была признана космонавт Валентина Терешкова. Рядом с ней стояли доярки.

А все остальные категории носили непозволительный запах буржуазности. Помню, я надела сережки с бриллиантами на свидание, так моя мама сразу так и заявила: "Это мещанство!" Хотя сейчас она (ей уже 86 лет) сама любит нацепить какие-нибудь побрякушки. Времена-то другие.

Я тогда писала пьесы. Помню, у Марка Захарова на полке стояло несколько моих пьес. По одной из них сняли фи

Док. 537432
Опублик.: 09.01.09
Число обращений: 4

  • Арбатова Мария Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``