В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Дмитриев: Федор Достоевский - гений и пророк Назад
Владимир Дмитриев: Федор Достоевский - гений и пророк
28 января 1881 года скончался великий русский писатель Федор Достоевский. 31
января 1881 при огромном стечении народа состоялись его похороны в
Александро-Невской Лавре в Петербурге.

Творчество Федора Михайловича Достоевского оказало мощное влияние на русскую
и мировую литературу. Самый читаемый на Западе отечественный классик, как
никто другой сумел заглянуть в потемки загадочной русской души и раскрыть
непредсказуемые порой коллизии российского бытия. Неспроста многие деятели
искусства в экранизациях и сценических постановках вновь и вновь обращаются
к бессмертным произведениям Достоевского, с потрясающей откровенностью
раскрывающим саму "суть человеческую".

Жизнь Федора Михайловича была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837
года он в течение нескольких лет сменил около 20 адресов. Но особое место в
этом списке занимает дом на углу Кузнечного переулка и нынешней улицы
Достоевского, неподалеку от старинной церкви иконы Владимирской Божией
Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 года и прожил до
самой смерти в 1881 году. Вполне обычный дом, не отличающийся архитектурными
достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей
Петербурга. В 1971 году к 150-летию со дня рождения великого писателя здесь
был открыт Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. В мае 2003
года в музее открылся свой камерный театральный зал, где каждый вечер идет
какой-либо спектакль. Здесь и состоялась премьера первой постановки в рамках
проекта "Играем с Достоевским" - спектакль-этюд К. Райма "Преступление" по
роману "Преступление и наказание". На двух фестивалях в Македонии эта работа
получила первое место и приз "Золотое яблоко".

В ТЮЗе им. Брянцева дают спектакль "Бедные люди", поставленный Григорием
Козловым по одноименному роману. Это первое оригинальное произведение
Достоевского, опубликованное в 1846 году в "Петербургском сборнике"
Некрасова и вызвавшее шумные споры. Сентиментальная история любви
"маленького человека" Макара Девушкина к Вареньке принесла славу начинающему
автору и привлекла к нему внимание читателей и критиков. Пьеса известного
московского драматурга Валерия Семеновского - свободная интерпретация
романа, в которой появляется "некто" - загадочный персонаж,
противопоставляющий наивности героев Достоевского безжалостную иронию,
характерную для "новой драмы" сегодняшнего времени.

Петербургская поэма "Двойник" идет в Александринском театре. Спектакль
Валерия Фокина является первым в истории театра сценическим переложением
самого загадочного и фантастического произведения писателя, дающего
психологический анализ расколотого сознания. Имели место радио и
телевизионные версии, существует даже фильм Б. Бертолуччи, использующий
сюжетную модель "Двойника", но переносящий действие в современность. Однако
поэма Достоевского неотделима от самой атмосферы Петербурга, от его
топографии, от его типических персонажей, переживающих свои внутренние драмы
в метафорическом пространстве самого "умышленного города" в мире.

Моноспектакль Леонида Мозгового по гениальному рассказу "Сон смешного
человека", включенный в Золотой фонд жанра, играется в Классическом театре
Л. Мартыновой в мансарде старинного петербургского дома на Каменноостровском
проспекте в зале на 20 человек. Спектакль, как и само произведение,
производит удивительное впечатление на зрителя. Мозговой исполняет также
одну из главных ролей в фильме "Бесы". Роман этот был создан под
впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и
организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое
пространство произведения, интерпретирующего революционное "бесовство" в
философско-психологическом ключе, много шире. "Роман "Бесы" - это не только
предупреждение, но и пророчество, - считает Леонид Мозговой. - Все как
написано, так и состоялось. Бесы, то бишь, большевики, пришли к власти.
Помимо всего прочего Федор Михайлович на себе испытал все проблемы,
связанные со свободой слова, в том числе и гражданскую казнь, которой он был
подвергнут и которая, сильно повлияв на Достоевского, все же его не сломила".


06.01.2009
www.viperson.ru

Док. 537339
Опублик.: 06.01.09
Число обращений: 5

  • Дмитриев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``