В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Куприянов: Интервью на радиостанции `Эхо Москвы` (02.05.2006) Назад
Сергей Куприянов: Интервью на радиостанции `Эхо Москвы` (02.05.2006)
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Сергей Куприянов, пресс-секретарь председателя правления ОАО "Газпром".

Эфир ведет - Алексей Венедиктов.



А. ВЕНЕДИКТОВ - У микрофона Алексей Венедиктов, у нас, действительно, Сергей Куприянов, добрый день.

С. КУПРИЯНОВ - Здравствуйте.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Поскольку мы работаем без отпуска, без выходных, пришлось Сергея выдернуть из отпуска, поскольку в последнее время слово "Газпром" в лентах агентств упоминается чаще, чем словосочетание Владимир Путин.

С. КУПРИЯНОВ - Не хотелось бы.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но, тем не менее, видимо, сегодня придется ответить на несколько вопросов, Сергей, потому что эти вопросы задают и наши слушатели, и самое главное, среди наших слушателей есть люди, которые впрямую отвечают за принятие решений, но не все знают. Вопрос первый, для разминки, знаете, как в КВН-е, сегодня газета "Observer" опубликовала информацию о том, что все-таки "Газпром" будет то ли покупать английскую компанию "Centrica", то ли обмениваться активами, следовательно, входить в ее капитал. Какие у вас сведения на этот счет на сегодняшний день?

С. КУПРИЯНОВ - Мы уже неоднократно говорили о том, что, безусловно, британский рынок для нас является очень интересным. И мы намерены активнее на нем работать, рассматриваем самые разные формы сотрудничества с британскими компаниями, формы нашей прямой работы на британском рынке. Что касается "Центрики", то да, действительно, эта компания, так уж получилось, что в прессе огромное внимание уделяется, причем, прежде всего, в британской прессе большой шум был в связи с тем, что появилась информация о том, что якобы мы интересуемся ее покупкой. Пока я не могу сказать никаких деталей в отношении "Центрики", но рынок британский, безусловно, для нас интересен, и мы практически со всеми компаниями, так или иначе, контактируем и ищем варианты, как наша доля на этом рынке могла бы стать больше.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А доля в чем, доля во владении трубопроводной системы или доля в чем?

С. КУПРИЯНОВ - Доля в продажах газа потребителям.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что значит в продажах газа, ведь практически до 33% или 35%, по-моему, Александр Медведев в Лондоне говорил, газа, который покупает Европа, это, собственно, "Газпром" поставляет.

С. КУПРИЯНОВ - Континентальная Европа, действительно, наш такой традиционный рынок, Великобритания в этом смысле для нас рынок сравнительно новый, поскольку только сейчас Великобритания становится более зависима от поставок извне, поскольку ранее подавляющую часть своего спроса на газ британские компании обеспечивали за счет собственной добычи. Сейчас добыча в Северном море падает, и Британия становится импортером газа. И мы, естественно, здесь расталкивая конкурентов локтями, стараемся занять достойное место.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы собираетесь там покупать все-таки трубы или компании, входящие в трубы, или все-таки компании, которые перерабатывают газ или добывают газ? Какая стратегия, общая стратегия?

С. КУПРИЯНОВ - Общая стратегия - обеспечить наибольшую добавленную стоимость от нашего присутствия на этом рынке, поэтому, естественно, что мы ищем какие-то варианты, которые нашу работу на рынке сделали бы наиболее эффективной. Какие это будут покупки, будут ли они, это вопрос, на который сейчас я не дам ответа, потому что это предмет наших коммерческих взаимоотношений.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Правительство Великобритании, в частности, премьер-министр Тони Блэр заявил, что он и его правительство не будут никоим образом препятствовать "Газпрому" покупать английские компании, это вопрос не правительства Британии.

С. КУПРИЯНОВ - А это уже хорошо, поскольку после того, как появилась информация о нашем якобы существующем интересе к "Центрике".

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. якобы?

С. КУПРИЯНОВ - Я же не могу сказать да, мощная такая пошла волна и публикаций, и высказываний, нацеленных на то, чтобы, так или иначе, ограничить возможности "Газпрома" применительно к этой конкретной покупке. Даже появились публикации о том, что рассматривается возможность внесения изменений в законодательство, чтобы не допустить в случае, если такая сделка будет намечаться, покупки. Безусловно, полемика, которую мы развернули в последние недели, и этот результат показывает, что мы, в общем, на правильном направлении находимся, то, что мы открыто обсуждаем вопросы, связанные с доступом на рынок, открыто обсуждаем вопросы с политикой в отношении "Газпрома" на как отдельных европейских рынках, так и европейском рынке, в целом, то, чем занимается Еврокомиссия.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я напоминаю, что у нас в гостях Сергей Куприянов, пресс-секретарь Алексея Миллера, главы "Газпрома". Сейчас в Восточную Европу, а потом уже обобщим. Белоруссия, я знаю, что "Газпром", и вы это говорили о том, что предложил перейти к покупкам, чтобы Белоруссия покупала газ по 145 долларов, начиная с 1 января, что до конца апреля должен был поступить ответ на это предложение, каким образом урегулировать или заключить договор о поставках газа в Белоруссию в следующем году. Поступил ли ответ, Сергей?

С. КУПРИЯНОВ - В последние рабочие дни ответа еще не было, посмотрим, может быть, сейчас мы вернемся из отпусков, а он уже есть. Но, по сути, действительно, мы считаем, что в прошлом году, когда мы сохранили цену на газ для Белоруссии на прежнем уровне, мы руководствовались сугубо соображениями экономической целесообразности. Действительно, в прошлом году Белоруссия очень много сделала для нас, очень много. Мы получили в собственность, оформили право собственности на белорусский участок газопровода Ямал-Европа.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это на землю или на трубы?

С. КУПРИЯНОВ - На сами трубы.

А. ВЕНЕДИКТОВ - На сами трубы.

С. КУПРИЯНОВ - Мы получили в долгосрочную аренду землю под этим газопроводом, очень активно и очень интенсивно наши белорусские коллеги работали по строительству компрессорных станций, это последний завершающий штрих строительства газопровода Ямал-Европа. Очень многое сделано было. Поэтому было принято решение сохранить на 2006 год ту же самую цену, что была и в прошлом году. Теперь нам нужно понять, какие шаги будут в этом году сделаны для "Газпрома", для удовлетворения тех экономических наших потребностей, нужд. Если это будет сделано, будем смотреть, какая будет ситуация.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. вы ждете предложений от белорусской стороны?

С. КУПРИЯНОВ - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - С учетом базовой цены, эти 145 долларов?

С. КУПРИЯНОВ - Я не говорил 145.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кто-то говорил, Медведев говорил, кто-то называл эту цену, я сейчас просто потеряю время.

С. КУПРИЯНОВ - Говорили, как минимум, в три раза, как минимум.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как минимум, в три раза, так умножаем, получаем.

С. КУПРИЯНОВ - Как минимум.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как минимум, а, как минимум, вы на этом настаиваете, да. В этой связи посол России в Белоруссии господин Суриков заявил, что введение в строй этого североевропейского газопровода может полностью лишить белорусский "Трансгаз" объемов транзита газа, выразил озабоченность.

С. КУПРИЯНОВ - Мы строим североевропейский газопровод не для того, чтобы кого-то ущемить в правах и возможностях, нам нужна большая гибкость в наших поставках газа в Европу, и гибкость достигается тогда, когда у нас есть несколько маршрутов. Поэтому какой-либо опасности североевропейский газопровод ни для Белоруссии, ни для Польши, ни для других стран-транзитеров не несет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Сергей, вы не знаете, обсуждали ли Путин и Лукашенко, сейчас встречаясь в Петербурге, этот газовый вопрос? Или, скажем так, готовил ли "Газпром" президенту для переговоров, для разговоров, если хотите, этот вопрос?

С. КУПРИЯНОВ - Я не знаю, обсуждалась ли эта тема.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А готовил ли "Газпром" документы для президента?

С. КУПРИЯНОВ - Я не знаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я нашел это сообщение, "Газпром" предложил Белоруссии покупать в 2007 г. по 145 долларов за 1 000 кубометров, заявил агентству газовой информации источник, знакомый с позицией российской компании. По его словам, такое предложение было озвучено "Газпромом" в ходе прошедших в апреле предварительных переговоров.

С. КУПРИЯНОВ - Да, примерно так.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Примерно так. Александр Лукашенко называет это шантажом на внутренних разговорах своих.

С. КУПРИЯНОВ - Мы уже не первый раз ведем переговоры по поводу поставок газа в Белоруссию, бывали и более жесткие высказывания.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет ли опасности для "Газпрома" повторения двух историй, одна история, когда отключался уже газ в Белоруссии, по-моему, два года назад, а другая история, не боится ли "Газпром" стать главным источников новостей в ночь с 31 декабря на 1 января уже 6-7 года?

С. КУПРИЯНОВ - Очень не хотелось бы, очень не хотелось бы в очередной раз Новый год встретить где-нибудь в машине или в офисе.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Можете у нас.

С. КУПРИЯНОВ - Или, да, на "Эхе Москвы", поэтому то, что мы начали переговоры сейчас, это как раз мы делаем для того, чтобы завершить их в разумные сроки.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И в связи с этим главная тема нашего разговора, это взаимоотношения, последние истории, между "Газпромом" и, если так можно сказать, европейской комиссией. Собственно говоря, из европейской комиссии доносятся настоящие сигналы для "Газпрома", что пока и если Россия не ратифицирует энергетическую хартию, позволяющую различным поставщикам и потребителям доходить до трубы, в частности, делать прозрачным весь газовый бизнес, у "Газпрома" будут сложности к его доступу в Европу.

С. КУПРИЯНОВ - Действительно, такая дискуссия сейчас идет, но давайте посмотрим, что такое энергетическая хартия, почему мы, собственно говоря, ее протокол по транзиту к энергетической хартии мы считаем нецелесообразным подписывать в том виде, в каком он сейчас существует. Давайте посмотрим как раз на этот Новый год и на Украину. Украина ведь подписала этот протокол, она ратифицировала энергетическую хартию, как она работает, вот реальная ситуация, когда газ, который предназначался для потребителей в Европе, оставался на Украине. Причем это и ситуация нового года, когда у нас не было контрактных отношений, и ситуация конца января - начала февраля, когда это происходило уже из-за резкого похолодания на Украине, как работает этот документ, как работает вообще этот институт. Никак, получается.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Потому что, может быть, Россия его не не являясь стороной этой хартии.

С. КУПРИЯНОВ - А как же, почему тогда европейские потребители, почему секретариат энергетической хартии не дал оценку тем действиям, которые произвела Украина на новый год, что же это за документ такой? Или он только в одну сторону должен работать?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так это плохой документ?

С. КУПРИЯНОВ - Плохой.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Чем он плохой, Сергей, тем, что не работает?

С. КУПРИЯНОВ - Не работает.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так, наверное, надо предложить какой-то общий хороший документ, общий, а то, получается, для Еврокомиссии этот хороший, для России плохой. Потом будет наоборот чего-нибудь. А вы партнеры.

С. КУПРИЯНОВ - Мы партнеры и мы партнеры на протяжении уже нескольких десятков лет, и без энергетической хартии, без этого протокола, тем не менее, мы успешно работаем. Ни у одного из наших коммерческих партнеров в Европе нет претензий к тому, что мы не выполняем какие-то обязательства или мы, как часто сейчас принято говорить, кого-то шантажируем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но ведь эта дорога, Сергей, то, что я тут начитал за это время, ведь это же дорога с двусторонним движением. Вам говорят - допустите иностранные компании, допустите независимых поставщиков к вашей системе внутри страны, и мы вас допустим во вне страны. В результате ни там, ни там этого нет. И вроде бы хартия обеспечивает такой общий допуск.

С. КУПРИЯНОВ - Это не самый принципиальный момент.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не самый? А что самый принципиальный момент?

С. КУПРИЯНОВ - Дело в том, что то, что касается, собственно, России, принцип единого экспортного канала при поставках газа, как мы считаем и как, очевидно, считают власти, отвечает интересам нашей страны. Поэтому он должен остаться незыблемым. Возможность продавать газ на экспорт, она существует, и, например, есть совместные предприятия, уже несколько, которые будут работать с привязкой цены к экспортным поставкам. Но физически осуществлять их будет все равно "Газпром". Причем это совместные предприятия с нашими хорошими давними партнерами, с компанией "БАСФ", одно предприятие было создано в прошлом году, "Ачимгаз", другое создается сейчас, это совместное предприятие, которое будет осваивать Южнорусское месторождение. Мы получаем возможность укрепить свои позиции на рынке Германии и Европы, увеличив свою долю в компании "ВИНГАЗ", которая занимается транспортировкой и распределением газа в Европе до 50%, нормальный совершенно процесс, попытки каким-то образом сломать уже устоявшуюся систему долгосрочных взаимоотношений с европейскими потребителями, она вряд ли может принести хорошие результаты. Посмотрите, была инициатива несколько лет назад, так называемая директива по газу ЕС, в первой редакции там вообще предусматривался полный отказ от системы долгосрочных контрактов, и работа на таком, на спотовом, то, что называется, рынке, на рынке, когда сделки заключаются непосредственно. А кто тогда будет инвестировать в то, чтобы создать транспорт, обеспечить добычу? Никто.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Смотрите, Сергей, например, по поводу инвестиций тоже очень важно, сейчас шаг в сторону, Штокмановское месторождение, господи Медведев в Лондоне 18-го числа, вернее, еще до Лондона объявил, что до конца недели будет объявлен результат конкурса. Что такое происходит, что никак этот несчастный конкурс на таком месторождении не может подойти к концу?

С. КУПРИЯНОВ - Нет, тут проблем никаких нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Пилят газ - это хорошее выражение, как пилить газ?

С. КУПРИЯНОВ - Дело в том, что предложения, которые к нам поступили, они все очень разные. Разные по своей структуре, поэтому те 5 компаний, которые сейчас у нас в шорт-листе, в коротком списке, нам нелегкий выбор просто перед нами. И взвесить все за и против каждого из пяти предложений, которое состоит из огромного количества пунктов, не такая простая задача. Кроме того, как вы знаете, на стадии последних консультаций практически все компании улучшили свои предложения по сравнению с первоначальным. Выберем, выберем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, но какой-то календарь существует, все-таки время идет, какой-то срок, этот год, через 10 лет?

С. КУПРИЯНОВ - Нет-нет, конечно же, речь идет о ближайших, я не побоюсь сказать, днях, это произойдет скоро, но, действительно, задача перед нами непростая.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Еще один вопрос, я вернулся бы к ситуации с Европой. На встрече с европейскими послами Алексей Миллер сначала намекнул, а затем Александр Медведев в Лондоне добавил, что, в общем, мы уходим на восток, что называется, что мы начинаем работать в сторону Китая, мы начинаем работать в сторону Северной Америки, и это было воспринято как угроза. И мы видели реакцию и европейской комиссии, видели реакцию и посла, представителя здесь европейской комиссии Марка Франка, который в нашем эфире говорил о том, что это такие не угрозы, как он сказал, он сказал дипломатично более, но такие заявления не улучшают климат. Кроме того, сейчас очень многие люди, эксперты начинают говорить, что это достаточно пустая история, потому что это долго надо строить, это восточные месторождения, в чем смысл этого заявления был?

С. КУПРИЯНОВ - Те, кто говорит, что это долго, просто, видимо, другими категориями мыслят, не газового бизнеса, в газовом бизнесе 5 лет - это завтра практически, и те решения, которые сейчас принимаются, они касаются 5, 10, 20-летнего горизонта, поэтому поставки газа в Китай - это не какая-то далекая перспектива, это уже практически завтра, при этом сейчас

А. ВЕНЕДИКТОВ - Завтра - это по-газовому.

С. КУПРИЯНОВ - По-газовому завтра, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А то решат, что завтра, 3 мая.

С. КУПРИЯНОВ - Нет-нет, не 3 мая, по-газовому завтра, при этом, действительно, западный маршрут поставки газа в Китае определен как первоочередной, связано это с тем, что инфраструктура добычи, на которой будет основываться этот маршрут, она уже существует, ее не нужно создавать с нуля, как в Восточной Сибири. И действительно, получается, что когда мы будем решать и принимать р

Док. 537226
Перв. публик.: 02.05.06
Последн. ред.: 03.02.10
Число обращений: 152

  • Венедиктов Алексей Алексеевич
  • Куприянов Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``